Субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрено наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 5
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 7
2.1 Граждане как субъекты гражданского права 7
2.2 Юридические лица как субъекты гражданского права 18
2.3 Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Гражданское право.docx

— 65.34 Кб (Скачать документ)

- Функция объединения  капиталов: юридическое лицо (наиболее  ярко выраженное в данной связи  – акционерное общество) является  оптимальной формой долговременной  централизации капиталов, что  необходимо для ведения крупномасштабной  предпринимательской деятельности;

- Ограничение предпринимательского  риска: конструкция юридического  лица позволяет ограничить имущественный  риск конкретного участника суммой  вклада в капитал предприятия;

- Функция управления капиталом:  институт юридического лица создает  основания для более гибкого  использования капитала, принадлежащего  одному лицу в различных сферах  предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо имеет ряд  присущих ему свойств, каждое из которых  необходимо, а все они вместе –  достаточны для того, чтобы организация  могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы:

  • Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами 

(уставом и/или учредительным  договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение  того или иного вида юридических  лиц;

- Имущественная обособленность  юридического лица. Имущественная  обособленность юридического лица  представляет собой объединение  множества инструментов (предметов  техники, знаний, денежных средств  и т.д.) в единый имущественный  комплекс и создает материальную  базу для его деятельности. При  этом степени обособленности  имущества у различных видов  юридических лиц могут значительно  различаться. Так, например, хозяйственные  товарищества и общества, кооперативы  обладают правом собственности  на принадлежащее им имущество,  в то время как унитарные  предприятия – лишь правом  хозяйственного ведения или оперативного  управления. Однако в обоих случаях  наличие правомочий владения, пользования  и распоряжения имуществом дает  и тем и другим такую степень  обособленности, которой достаточно  для признания данного образования  юридическим лицом.

- Самостоятельная гражданско-правовая  ответственность юридического лица.

Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского Кодекса и  подразумевает, что участники или  собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой  ответственности является наличие  у юридического лица обособленного  имущества, которое при необходимости  может служить объектом притязаний кредиторов.

  • Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени – еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

 

 

Учитывая все перечисленное  выше, можно охарактеризовать юридическое  лицо как признанную государством в  качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую  в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких  субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной –  предполагающей возможность для  субъекта права иметь любые права  и обязанности, необходимые для  осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям  его деятельности и прямо зафиксированы  в его учредительных документах. Это справедливо для всех юридических лиц, за одним исключением: новый Гражданский Кодекс 1994 года наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью.

Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания, который соответствует  государственной регистрации такой  организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (в соответствии со статьями 49(3)1, 51(2), 63(8) Гражданского Кодекса).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление некоторых  видов деятельности требует получения  от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут  быть установлены специальные ограничения  правоспособности для отдельных  видов юридических лиц.

Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие  от граждан, у юридических лиц  правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Приобретение и, в  какой-то степени, осуществление прав и обязанностей – прерогатива  так называемого органа юридического лица, лица (единоличный орган) или  группы лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без  специальных на то полномочий. В  соответствии со статьей 53 Гражданского Кодекса именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские  права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются  как действия самого юридического лица. Юридические лица могут иметь  как один орган (например, директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление  и председатель правления), причем они  могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель), или избираться (если участников или  учредителей несколько). В тоже время, гражданские права и обязанности  для юридических лиц могут  приобретать их представители, действующие  на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.

Как уже отмечалось выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами индивидуализирующими его признаками является его местонахождение и наименование.

Место нахождения юридического лица, как правило, определяется местом его государственной регистрации (если в учредительных документах юридического лица не установлено иное). Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму.

Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Можно также упомянуть  такое понятие, как фирма. Фирма  или фирменное наименование является названием коммерческой организации  – личное неимущественное право  коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может  отчуждаться только вместе с ней.

Вместе с тем, в  гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое  лицо, но и его продукцию. Этим целям  служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения:

Производственная марка – описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой;

Товарный знак – эмблема или  логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.).;                                                

Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;

 Наименование места происхождения – определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.

Юридические лица, в  зависимости от характера участия  государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный порядок образования  юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации.

Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких  исключений из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц. Поэтому можно считать, что  сейчас такой порядок регистрации  юридических лиц не применяется.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные  документы. Для различных видов  юридических лиц состав учредительных  документов различен. Так, общества с  ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют  на основе учредительного договора и  устава. Правовая база деятельности хозяйственных  товариществ (полных и на вере) –  учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор  можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в  процессе создания и деятельности юридического лица. В отличии от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация  является завершающим этапом образования  юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение  о признании организации юридическим  лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических  лиц и становятся доступными для  всеобщего ознакомления. Регистрация  юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органам, хотя в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями.

Поэтому в настоящий  момент регистрацией юридических лиц  занимаются:

-  Министерство юстиции Российской  Федерации и его местные управления - в отношении общественных и  религиозных учреждений;

-  Местные органы власти (районные  администрации) – в отношении  товариществ домовладельцев, потребительских  кооперативов и их предприятий;

-  Государственная регистрационная  палата и ее местные отделения  – в отношении предприятий  с иностранными инвестициями;

-  Центральный Банк – в  отношении коммерческих банков.

Кроме процедур регистрации  юридических лиц законом также  оговорены вопросы прекращения  деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (за исключением  случаев выделения из состава  юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит  окончательных характер. Однако законом  предусмотрена и возможность  приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению  к общественным объединениям как  санкция за нарушение Конституции  и законодательства Российской Федерации  только по решению суда на срок до шести  месяцев.

При реорганизации  юридических лиц все права  и обязанности реорганизуемого  лица или часть их переходят к  иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических  лиц может осуществляться:

    • путем слияния нескольких организация в одну новую;
    • путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;
    • путем присоединения юридического лица к другому;
    • путем выделения из состава организации других юридических лиц;
    • путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Как правило, реорганизация  проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно. Однако в отношении  коммерческих организаций закон  предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает  статья 19 Закона РСФСР “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”).

 

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций  возникает, как минимум, один новый  субъект права, поэтому в таких  случаях реорганизация считается  законченной в момент государственной  регистрации вновь созданных  юридических лиц. При присоединении  новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается  в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Информация о работе Субъекты гражданского права