Субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:14, курсовая работа

Описание

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся. Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Основные приоритетные направления становления и развития довузовской подготовки в Краснодарском крае выстроены на местном, региональном уровне с учётом потребностей рынка труда, специальностей, исходя из экономических условий территории и отражают как поиск новых форм предпрофессиональной подготовки в рамках традиционных систем, так и дополнение общепринятых форм довузовской подготовки иными, альтернативными способами с позиций личностного развития обучающихся. 

Реализация в  различных формах и по нескольким направлениям Программы развития социального  партнёрства в Краснодарском  крае способствует осуществлению профориентационной работы; участию работодателей в разработке нормативно-правовой и учебно-программной документации; совершенствованию содержания и организации учебного процесса; привлечению социальных партнёров к формированию стратегии развития учебного заведения, участию их в практическом обучении студентов с предоставлением современной технологической базы; созданию учебно-производственных комплексов путём интеграции с производством; предоставлению обучающимся рабочих мест; руководству практикой наиболее квалифицированными специалистами предприятия или организации; оперативному реагированию на потребности рынка труда; обеспечению занятости выпускников. Эффективная система социального партнёрства в учебных заведениях позволила создать условия для успешной подготовки обучаемых на всех уровнях системы непрерывного образования в Краснодарском крае. 

По итогам первых лет эксперимента в крае созданы  координационные советы, разработаны  разноуровневые банки нормативно-правовой информации, сформирован аннотированный каталог курсов по выбору. Краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования обеспечивает научное, методическое сопровождение эксперимента, а это — экспертиза, авторские курсы по выбору, технологические карты, методические пособия, моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного статуса, мониторинг, прогнозирование и многое другое. Проводится краевой (заочный) конкурс программ элективных курсов для 10-11-х классов, которые разрабатывают педагоги экспериментальных учреждений. Серьезно поставлен вопрос об обучении муниципальных и школьных координаторов эксперимента. Ежегодно пять с половиной тысяч учителей повышают квалификацию, делается акцент на перестройку логики преподавания учебной дисциплины от «узкопредметной» к «детоцентристской», учитывающей потребности ученика. Учителя осваивают интерактивные технологии, проектно-исследовательские, блочно-модульные методы и т.д. Кроме того, постоянно изучаем потребности территорий в предпрофильной подготовке и профильном обучении. 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Направление развития профильного  обучения в российской школе в  основном соответствует мировым  тенденциям развития образования. Краснодарский  край в числе десяти регионов страны первым начал внедрение профильного обучения. Выводы, сделанные в ходе эксперимента, позволили подтвердить как правильность выбранного пути модернизации образовательной системы России, так и увидеть все проблемы, препятствующие ее развитию. Эффективное развитие профильного обучения предполагает серьезную подготовительную работу по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе соответствующих региональных программ. Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах. 

Дальнейшее развитие профильного обучения предполагает так же создание на базе университетских  комплексов объединений учреждений общего, дополнительного и профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также иных учреждений различных форм собственности и ведомственной принадлежности, некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений. 

Сегодня решение  проблемы профилизации в городе или  районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной  сети территорий, при этом каждая школа  должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической ситуацией территории. Однако системе муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития. Систему профильного обучения необходимо строить на местном, региональном уровне, исходя из экономических условий территории, игнорирование которых в современных социально-экономических условиях может стать тормозом к последующей профессиональной и социально-психологической адаптации молодых людей. 

1.3 Основные задачи  образовательных учреждений по  организации профильной подготовки 

Комплекс задач  образовательных учреждений по организации  профильной подготовки формируется  на основе новых требований, которые  перед системой образования и  обучения ставит современное общество. 

В теории и практике профильного обучения на сегодняшний  день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепнет понимание того факта, что необходимо комплексное  решение данной проблемы. 

Основные цели перехода к профильному обучению определены в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. 

Для реализации этих целей перед образовательными учреждениями поставлены конкретные задачи. В числе основных задач, стоящих  перед всей образовательной политикой  на современном этапе, становится обеспечение  качества фундаментального образования  и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. 

Определенное  Концепцией модернизации российского  образования введение профильного  обучения требует уточнения набора различных видов общеобразовательных  учреждений и изменения действующего Типового положения об общеобразовательном учреждении. Соответственно требуют разработки вопросы нормативного финансирования профильного обучения с учетом различных источников бюджетного финансирования. 

При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В частности, введение единого государственного экзамена. 

При содействии муниципальных и региональных органов  управления образованием необходимо организовать повышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений, принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам профильного обучения. 

Перед введением профильного обучения в общеобразовательных учреждениях должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.). 

Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные школы (классы, группы). Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах. 

Должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе соответствующих региональных программ. 

Можно конкретизировать так же следующие актуальные задачи. 

Важным институтом профильной подготовки школьников и  значимым фактором профилизации обучения должна выступать система дополнительного  образования как форма профильного  обучения школьников в условиях неформального образования, наполненная содержанием интересующих их видов деятельности в соответствии с образовательными потребностями и возможностями, содействующая выбору индивидуального пути образования и развития, по которому они могут продвигаться в приемлемом для них темпе. 

Для повышения  объективности результатов профильной подготовки и отбора абитуриентов из числа выпускников школ необходимо внедрение в практику профильной подготовки системы интегральной оценки образовательных достижений, таких  новых форм оценивания, как аутентичное оценивание, портфолио и кейс-стади, дополняющих результаты независимого внешнего экзамена. 

Необходимым условием успешности профильной подготовки школьников является ее психолого-педагогическое сопровождение, выступающее как  комплексная технология, форма осуществления пролонгированной социальной, педагогической и психологической помощи и особая культура поддержки обучаемому в решении задач профессионального и жизненного самоопределения. 

Перечисленные выше задачи можно назвать стратегическими. Из актуальных тактических задач выделим следующие: 

1.  Отработка  гибкой системы профилей обучения  в 10-11 классах и универсальной  предпрофильной подготовки в  7-9 классах для данного набора  профилей. 

2.  Определение  места и роли курсов, предусмотренных учебными планами на базовом и профильном уровнях или в качестве элективных, в реализации концепции предпрофильного и профильного обучения. 

3.  Подбор  и разработка программ и содержания  этих курсов, методических материалов  для них. 

4.  Разработка методик преподавания профильных и элективных курсов, в том числе с компьютерной поддержкой и использованием специального программного обеспечения. 

5.  Определение  материально-технического оснащения  кабинетов и лабораторий для  учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, профориентационной работы. 

6.  Определение  роли занятий в системе дополнительного  образования школы, вузов и  других организаций в предпрофильной  подготовке и профильном обучении. 

7.  Проследить  психологические и социально- психологические аспекты профильного обучения, исследовать возможность использования модели школы полного дня для объединения в единый функциональный комплекс образовательной, досуговой и оздоровительной деятельности учащихся 7-9 классов. 

Введение профильного  обучения ставит новые задачи перед  руководителем образовательного учреждения. 

I.В области  планирования: 

1. Разработка  стратегии поэтапного перехода  к профильной школе. 

2. Разработка  вариантов реструктуризации старшей  школы или ее интеграции в сеть профильного обучения. 

3. Планирование  мероприятий по привлечению в  школу потенциальных учащихся  профильных классов. 

4. Разработка  школьного учебного плана, в  том числе на основе индивидуальных  учебных планов самих учащихся. 

5. Составление нового расписания учебных занятий с учетом особенностей педагогической системы и используемых технологий. 

6. Планирование  деятельности руководителей школы  по разработке системы профильного  обучения и ее введение в  практику. 

Информация о работе Субъекты гражданского права