Становление и развитие российского инвестиционного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:00, реферат

Описание

Появление инвестиционных отношений в России тесно и неразрывно связано с зарождением и установлением капиталистического способа производства. Поскольку инвестирование, т.е. отчуждение имущества третьему лицу для последующего использования в целях развития производства ради получения прибавочного продукта, является признаком и неотъемлемым свойством капиталистического производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Зарождение и становление инвестиционных правоотношений в России до 1917 года……………………………………………………………………………….4


Глава 2. Советский период……………………………………………………………15
2.1 регулирование инвестиций в годы Нэпа (20-е гг. ХХ века.)
2.2 инвестиции и командно-административная экономика СССР (1930-1980 гг.)


Глава 3. Современное инвестиционное законодательство Российской Федерации………………………………………………………………………………20
3.1 развитие инвестиционного законодательства в 1991-1995 гг.
3.2 развитие инвестиционного законодательства с 1996 г. по настоящее время.


Список литературы и интернет ресурсов……………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.43 Кб (Скачать документ)

В 1922 г. в ходе двух международных конференций - в Генуе и Гааге - специально обсуждались вопросы о концессиях в связи с вопросом о возмещении потерь иностранных инвесторов в России. Российская делегация заняла следующую позицию: "Российское правительство выражает готовность предоставлять в пользование иностранцам их бывшую собственность, национализированную и реквизированную, в тех случаях, когда это возможно в силу социально-экономической системы и основных законов Российской республики, то есть, предоставляя им в первую очередь при сдаче их бывшей собственности в концессию или в аренду... причем все эти виды пользования будут заключаться на срок и на условиях, подлежащих установлению в каждом отдельном случае. На Гаагской конференции российская делегация предъявила подкомиссии частной собственности список предприятий, предложенных к сдаче в концессию. Таким образом, на этих двух международных конференциях 1922 г. концессии играли роль одного из средств урегулирования претензий иностранных государств. Но при этом Советское правительство категорически отказывалось под видом концессии возвращать национальные предприятия в собственность их бывшим владельцам. В любом случае концессия представлялась лишь на условиях срочного пользования передаваемым предприятием.

 

 

Однако в  апреле 1929 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) позиции сторонников продолжения новой экономической политики были существенно подорваны. Резкий переход к командно-административной системе предрешил судьбу, как концессионной политики, так и успешно действовавших в СССР концессий. В условиях сталинского курса на форсирование социалистического строительства создаваемые концессиями политические неудобства перевесили те выгоды, которые эти предприятия приносили государству. В конце 20-х гг. XX века началась усиленная ликвидация существующих концессий. Наряду с этим стала свертываться и сама концессионная политика: новые договоры с 1928-1929 гг. уже не подписывались. Концессионной политике был нанесен вред угрожающих размеров после так называемого Шахтинского дела об экономическом вредительстве, по которому проходило несколько германских технических специалистов. В 1930 г. были арестованы и осуждены почти все руководящие работники концессии "Лена-Голдфилдс", которым было предъявлено обвинение в шпионаже и экономической контрреволюции. Обвинения в шпионаже и вредительстве выдвигались и против других концессионеров.

Ощутимый  урон концессионной политике нанесла  обозначившаяся уже в 1925 г. тенденция к снижению мировых цен и спроса на продукцию основных концессионных предприятий в СССР - лесных, горнодобывающих и золотопромышленных. Эта тенденция действовала вплоть до конца 20-х гг. XX века и не могла не усилиться в период мирового экономического кризиса. Потеря рынков, на которых концессионеры получали валютную выручку, и общее расстройство мирового капиталистического хозяйства в годы "великой депрессии" подвели черту с международно-экономической точки зрения под названием "концессионное дело в СССР".

В своей книге "Мой век - двадцатый" Арнольд  Хаммер весьма красочно описывает условия  работы концессионеров в СССР. Например, за небольшое административное прегрешение можно было, в полном соответствии с революционной законностью, угодить под арест. А чего стоит рассказ о "черной" валютной бирже в Москве, куда приходили не только спекулянты, но и добропорядочные служащие госбанка для обмена - по государственной нужде - валют. У входа в биржу сидела женщина-контролер с заряженным наганом: И, наконец, апофеоз этих воспоминаний - история о том, как их автор едва не оказался съеденным сибирскими волками по пути на свою асбестовую концессию. Конечно, не волки отпугивали иностранных предпринимателей. Были у них более веские причины опасаться вкладывать свои капиталы в советскую экономику. Что же мешало концессионной политике наполниться реальным содержанием, хотя бы в тех достаточно узких рамках, которые были ей, поставлены политическим руководством страны? Разумеется, суровый инвестиционный климат в СССР, слишком суровый, чтобы здесь мог прижиться иностранный капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 инвестиции и командно-административная экономика СССР (1930-1980 гг.)

Переход к командно-административным методам руководства экономикой в конце 20-х гг. XX века в сочетании с лозунгом об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму привели к полному вытеснению иностранного капитала из нашей экономики, часто насильственному. С конца 20-х гг. XX в. вплоть до 1987 г. официальное отношение к иностранному капиталу в СССР было сугубо отрицательным. Вместе с тем сам СССР выступал в качестве иностранного инвестора за рубежом. После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами на их территориях были созданы смешанные общества, действовавшие до 1955 г. Начиная с 1960 г. возобновляется практика создания за границей смешанных торговых обществ с участием советских внешнеторговых организаций. По данным на 1987 г., таких обществ насчитывалось 99.

Смешанные торговые общества в основном занимались продажей за границей различного советского оборудования, автомашин, оптических и измерительных  приборов, часов, точной и контрольной  аппаратуры, радиоприемников, нефти  и нефтепродуктов и другой промышленной продукции.

Помимо этого, за рубежом был создан ряд смешанных  обществ, которые осуществляли транспортно-экспедиторские и другие виды обслуживания советских  судов, например Черноморско-Балтийское страховое общество в Великобритании, советско-австрийское общество "Гарант" страховали как советские, так и  иностранные транзитные грузы. В  Финляндии в 1967 г. было учреждено советско-финское общество "Саймаалайнз" для транспортно-экспедиторского обслуживания и организации перевозок. С начала 70-х гг. XX в. Советский Союз начал создавать смешанные общества в сфере рыбного промысла. Так, в 1971 г. учреждено общество "Совиспан" на Канарских островах. В течение 1974-1976 гг. организованы советско-французское общество "Франсов", советско-итальянское "Совитпеско", советско-сингапурское "Марисско", советско-иракское "Рафидейн фишериз компани", советско-американская корпорация "Совам". В 1976-1981 гг. созданы советско-шведское акционерное общество "Скарус АВ", советско-новозеландские общества "Флетчер - Соврыбфлот фишинг лтд" ("Флетсов"), "Амалсов фиш лтд" ("Амалсов"), советско-мавританское АО "Мавсов", советско-перуанское АО "Совинка". Был также создан ряд смешанных банков за рубежом.

Таким образом, СССР достаточно активно использовал  смешанные предприятия как форму  международного экономического сотрудничества, однако только за рубежом, выступая в  качестве экспортера капитала.

На территорию СССР иностранный капитал с конца 20-х гг. XX века в течение более 60 лет не допускался и, естественно, какой-либо необходимости в регулировании иностранных инвестиций вплоть до 1987 г. не было.

Особенности понимания категории "инвестиции" в те времена состояли в том, что  его истоки находились в "недрах" так называемой социалистической плановой системы хозяйствования. Отличительной  чертой плановой экономики является то, что денежные средства рассматриваются  в ее рамках в качестве условной единицы измерения стоимости (как  выражения затраченного труда). В  условиях социализма денежные средства никогда не могли превратиться в  денежный капитал и в качестве капитала как самовозрастающей стоимости  никогда не рассматривались, в том  числе и потому, что капитал  представлялся орудием эксплуатации рабочей силы, орудием присвоения прибавочного продукта. Таким образом, законодательство советского социалистического  периода просто не могло содержать  правовых норм, касающихся движения денежного  капитала и осуществления инвестиций.

Вместе с  тем определенный опыт правового  регулирования внешнеэкономических  отношений был накоплен в период существования экономической организации  сотрудничества социалистических государств - Совета экономической взаимопомощи.

Достаточно  указать на существовавшее в 80-е  гг. XX в. разграничение совместных хозяйственных  организаций (СХО) на совместные хозяйственные  товарищества (прообраз договорных форм инвестиций) и совместные предприятия, ставшие впоследствии основной формой осуществления инвестиций не только из социалистических, но также и  из других, в том числе капиталистических, стран. Регулирование предприятий с иностранными инвестициями было создано по образу регулирования совместных хозяйственных организаций 80-х гг. XX века. Важным представляется также и то, что не было унаследовано из этого опыта. В основе СХО - этих прообразов инвестиционной деятельности - лежали, как правило, международные договоры, заключаемые между органами государства (министерствами и ведомствами), содержащие в себе основы правового регулирования создаваемого предприятия - правовой формы экономического сотрудничества. Достигнутое между государствами соглашение обеспечивало необходимый для регулирования иностранных инвестиций допуск иностранного капитала на территорию государства. Обоснование избранного подхода к регулированию инвестиций содержалось в теоретических разработках того времени, посвященных специально этой теме, а также общим вопросам внешнеэкономического сотрудничества. С принятием в 90-х гг. XX в. первых законов об иностранных инвестициях, в отличие от предшествующего опыта, деятельность иностранного государства как инвестора была подчинена российскому законодательству.

 

Глава 3. Современное инвестиционное законодательство Российской Федерации

3.1 развитие инвестиционного законодательства в 1991-1995 гг.

Развитие  инвестиционного законодательства РФ в новых условиях делится на два этапа: 1991-1995 гг. и с 1996 г. по настоящее время. Первый период дал путевку в жизнь инвестиционному законодательству переходного периода, т.е. законам рыночной экономики первого поколения. Закон РСФСР от 14 июля 1990 г. N 103-1 "О собственности на территории РСФСР". Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 444-1 "О собственности в РСФСР". Закон об инвестиционной деятельности и Закон об иностранных инвестициях, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положение об акционерных обществах с ограниченной ответственностью от 19 июня 1990 г., утвержденное Постановлением Правительства РФ N 590 и др. вводили в повседневную лексику новые правовые понятия и категории, характерные для рыночной экономики. Этот этап развития инвестиционного законодательства России отличается тем, что в большинстве своем новые законы, вводя рыночные категории и понятия, не обеспечивали их действие необходимым механизмом регулирования. Кроме того, взаимодействие между различными законами, связанными с осуществлением инвестиций, было пока еще плохо налажено. Практически все эти законы были впоследствии заменены более подробным и приближенным к рыночным отношениям регулированием, в основание которого был положен ГК РФ (первая часть вышла в 1995 г.).

Развитие  российского инвестиционного законодательства в 1991-1995 гг. тесно связано с принятием  Закона об иностранных инвестициях  и Закона об инвестиционной деятельности.

Помимо указанных  законов были приняты также и  другие нормативные акты, касающиеся главным образом иностранных  инвестиций. К их числу относятся  акты, внесшие изменения в Закон  об иностранных инвестициях, дополнявшие  его; акты, содержащие специальное регулирование  иностранных инвестиций в специфических  областях отношений, а также нормативные  акты, направленные на создание механизма  регулирования иностранных инвестиций, отсутствующего в данном законе. К последним относились акты, касающиеся органа, уполномоченного решать вопросы иностранных инвестиций, а также акты, касающиеся сферы применения Закона об иностранных инвестициях.

В 1991-1995 гг. основное внимание уделялось развитию законодательства об иностранных инвестициях. Согласно положениям Закона об иностранных инвестициях  были приняты нормативные акты, уточняющие порядок создания предприятий с  иностранными инвестициями, предусматривающие  создание специальных финансовых институтов, которые обеспечивали бы приток иностранного капитала.

К числу первых таких нормативных актов относится  Постановление Правительства РСФСР  от 28 ноября 1991 г. N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Положение о регистрации предприятий с иностранными инвестициями). Это постановление восполнило пробел, допущенный в законе о регулировании иностранных инвестиций, в отношении регулирования договоров концессии.

Закон об иностранных  инвестициях (1991) предусматривал принятие закона о концессионных договорах. Согласно ст. 40 этого закона заключение концессионных договоров должно было стать способом регулирования иностранных инвестиций в области добычи полезных ископаемых. Положение о регистрации предприятий с иностранными инвестициями определяло порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в этой отрасли экономики. Таким образом, до принятия закона о концессионных договорах иностранным инвесторам предлагалось использовать закрепленную в законодательстве форму совместного предприятия при осуществлении добычи полезных ископаемых. В соответствии с этим положением регистрация предприятий с иностранными инвестициями (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), объем иностранных инвестиций, в которые не превышает 100 млн. руб., осуществляется советами министров республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях. Принятием Положения о регистрации предприятий с иностранными инвестициями была введена двойная регистрация предприятий с иностранными инвестициями: на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

В 1994 г. была сделана первая попытка перейти на единую основу в регулировании инвестиций, т.е. на регулирование частных инвестиций вообще, независимо от их происхождения. В основе Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" *(57) лежала идея создать материальные стимулы для продвижения высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. В качестве материальных стимулов была избрана финансовая поддержка государством таких проектов путем предоставления средств из федерального бюджета. Условием предоставления средств бюджетного финансирования инвесторам, участвующим в проектах, было участие иностранных инвесторов в проекте, проведение конкурса среди проектов на получение государственной поддержки, коммерческая эффективность проектов. Государственная поддержка предоставлялась, если фактическое вложение инвестора составляло не менее 20% средств, необходимых для реализации проекта, а также, если срок окупаемости проекта не превышал двухлетний период.

Информация о работе Становление и развитие российского инвестиционного законодательства