Сравнтельно-правовой анализ исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание

Следовательно, в современный период, когда возрастает роль товарных знаков и фирменных наименований, все чаще происходит столкновение прав на объекты разных исключительных прав, обновляется законодательство, стремительно развиваются межгосударственные торговые отношения и унифицируются регулирующие эти отношения правовые нормы, возникает объективная потребность в комплексном исследовании правового режима товарного знака и фирменного наименования и в проведении сравнительно-правового анализа между исключительными правами на них.
Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи:
изучить понятие и признаки фирменного наименования, сущность исключительного права на него, некоторые проблемы, связанные с возникновением, прекращением и защитой прав на фирменное наименование;
раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки, функции, виды, сущность исключительного права на него, способы защиты этого права;

Работа состоит из  1 файл

бакалаврская работа corto .doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием товарно-денежных отношений все более важным элементом  рыночной экономики становятся такие  объекты промышленной собственности, как товарные знаки,   знаки  обслуживания и фирменные наименования. Повышение их роли обусловлено формированием рыночной экономики. Рыночные отношения порождают конкуренцию между предприятиями, специализирующимися в одних и тех же областях бизнеса. И одним из наиболее значимых факторов конкурентной борьбы становится деловая репутация, реноме фирмы, проявляющаяся в средствах индивидуализации предприятия на рынке по его товарному знаку и фирменному наименованию1.

С давних времен знаки использовались для идентификации источника  происхождения товара. Имеются свидетельства  того, что 4000 лет тому назад мастера  и ремесленники из Китая, Индии и Персии использовали либо свои подписи, либо иные символы для идентификации своих изделий. В средние века использование знаков стало чаще ассоциироваться с развитием и ростом искусных ремесел, торговли, производства товаров, отсюда возник термин "товарные знаки". Однако роль товарных знаков возросла в тот период, когда стала ощущаться потребность в них, когда культурная сфера западной экономики, базирующейся на принципах конкуренции, уже не могла без них обходиться2

Фирменные наименования, в отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, призваны индивидуализировать самого производителя товаров и услуг, т.е. отличать одного производителя от других. Также как и товарный знак (знак обслуживания), фирменное наименование, став известным, выполняет и рекламную функцию.

Безусловно, между этими объектами  промышленной собственности имеется  и много различий. Так, они различаются  по условиям возникновения правовой охраны и ее прекращения. Имеются  существенные различия в правомочиях  правообладателей и т.п. Имеющиеся различия не позволяют в достаточной степени объективно решать коллизии, возникающие при реализации прав на фирменное наименование и товарный знак. Возникновение таких коллизий объясняется рядом причин. Право на фирменное наименование и право на товарный знак являются правами абсолютными и исключительными. Одно и то же словесное обозначение может получить правовую охрану и в качестве товарного знака, и в качестве фирменного наименования. А в качестве субъектов права на них могут одновременно выступать разные лица, занимающиеся сходной или одинаковой деятельностью. Т.о. существует вероятность смешения таких обозначений, их правообладателей, введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара. А законодательство не позволяет однозначно говорить о том, какому из названных объектов отдать предпочтение при возникновении спора о нарушении исключительного права. Все это наглядно свидетельствует о существовании проблем, нуждающихся решения.

С вступлением в силу 4-ой части ГК РФ произошли значительные изменения в правовом регулировании объектов интеллектуальной собственности. Одно из достижений нового кодифицированного законодательства - введение разделов, посвященных фирменным наименованиям и товарным знакам. До его принятия правовое положение фирменного наименования регулировалось по сути одной статей ГК (ст.54 ГК РФ), а также архаичным Положением о фирме 1927 года, действующим в части, не противоречащей ГК РФ. Что же касается товарных знаков, то часть 4-ая ГК РФ ввела несколько новых и интересных положений, в связи с которыми и произошли изменения в Законе РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

В РА эти правоотношения регулируются ГК РА, а также законами РА "О товарных знаках" и "О фирменных наименованиях". Армянское и российское законодательство одинаково регулируют все основные вопросы правового положения товарных знаков и фирменных наименований, поэтому будем обращаться к армянскому законодательству когда будут различия правового регулирования.

Правовой режим исключительных прав на товарные знаки и фирменные  наименования достаточно детально урегулирован на международном уровне. Россия и Армения являются участницей нескольких международных договоров, первым и важнейшим из которых, предназначенным для оказания помощи людям одной страны в получении охраны в других странах, стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г., основным содержанием которого стал принцип национального режима, то есть равная охрана как для граждан своего государства, так и иностранцев. Среди международно-правовых актов в данной сфере можно назвать также Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891г., Протокол к  Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989г., Ниццское соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957г. и некоторые другие.

Следовательно, в современный  период, когда возрастает роль товарных знаков и фирменных наименований, все чаще происходит столкновение прав на объекты разных исключительных прав, обновляется законодательство, стремительно развиваются межгосударственные торговые отношения и унифицируются регулирующие эти отношения правовые нормы, возникает объективная потребность в комплексном исследовании правового режима товарного знака и фирменного наименования и в проведении сравнительно-правового анализа между исключительными правами на них.

Исходя из этой цели можно  поставить следующие задачи:

    1. изучить понятие и признаки фирменного наименования, сущность  исключительного права на него, некоторые проблемы, связанные с возникновением, прекращением и защитой прав на фирменное наименование;
    2. раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки, функции, виды, сущность исключительного права на него, способы защиты этого права;
    3. на основании этого исследования сделать сравнительно-правовой анализ исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование, изучить случаи столкновения этих прав и тенденции разрешения этих конфликтов.

По своей структуре  работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ  ПРАВО НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

 

§ 1. Понятие и признаки фирменного наименования

В числе объектов исключительных прав на средства индивидуализации ст.138 ГК РФ и ст. 58 ГК РА в первую очередь называют фирменное наименование. Фирменное наименование - обязательный атрибут юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования (названия) других участников гражданского оборота (включая наименования юридических лиц, не относящихся к коммерческим организациям) фирменными наименованиями не являются. Только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Вместе с тем зачастую дискутируется вопрос о принадлежности права на фирменное наименование физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Ни одна из норм части первой ГК РФ и РА не называет физическое лицо в качестве субъекта права на фирменное наименование. Исключение составляет лишь п.4 ст.23 ГК РФ и п.3 ст.26 ГК РА, установивший, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Вместе с тем данная норма содержит оговорку: эти правила применяются, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Ситуация с фирменным наименованием служит как раз таким исключением.

Нет необходимости предоставить индивидуальному предпринимателю права на фирменное наименование, так как его индивидуализация в гражданском обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим именем. Кроме того, традиционная структура фирменного наименования, с обязательным включением в него организационно-правовой формы юридического лица, не применима к индивидуальному предпринимателю.

Ззаконодательство устанавливает определенные требования к обозначению, выбранному в качестве фирменного наименования, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы3.

Во-первых, это принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно быть истинным, т.е. отражать только сведения, соответствующие действительности, например точную организационно-правовую форму и указание на профиль деятельности компании, и не содержать слов, способных вводить в заблуждение других участников гражданского оборота и потребителей.

Следующий принцип – это принцип исключительности фирмы. В соответствии с ним фирменное наименование должно обладать различительной способностью, т.е. выделяться среди себе подобных, быть новым и отличным от уже используемых наименований, иметь такие отличительные признаки, которые препятствовали бы смешению разных фирменных наименований4. Без этого оно не сможет выполнять свою главную функцию - индивидуализацию участника гражданского оборота.

Следующим принципом, выделяемым в литературе, является принцип постоянства. В сохранении неизменности фирмы в равной степени заинтересованы как его владелец, так и другие участники оборота, а также потребители. Право на фирму не ограничено каким-либо сроком и действует в течение всего времени, пока действует предприятие. Оно неизменно также при изменении владельца предприятия. Однако принцип постоянства не должен входить в противоречие с принципом истинности. Так, в случае изменения организационно-правовой формы обязательно должно измениться фирменное наименование.

Все указанные  принципы определяют структуру фирменного наименования. Условно фирменное наименование можно разделить на две составные части – обязательную (корпус фирмы) и произвольную (добавление). В своей обязательной части фирменное наименование должно отражать особенности организационно-правовой формы юридического лица, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях – и на другие характеристики. Например, фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно включать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью", а акционерного общества — содержать помимо его наименования также указание на то, что общество является акционерным, в том числе открытым или закрытым5. Вторая часть фирменного наименования является условным обозначением. Таким обозначением может быть любое значимое слово, имя собственное, словосочетание, сочетание букв и т.п.,  однако  оно не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Есть и другие требования к структуре фирменного наименования. Например, в фирменное наименование не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств,  международных и межправительственных организаций, общественных объединений, а также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

 

§2. Юридическая  природа права на фирменное наименование

В соответствии с п.4 ст.54 ГК РФ и п.2 ст.58 юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Сущность исключительного права на фирму заключается в возможности юридического лица выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием6. Конкретные формы реализации этого права весьма разнообразны. Правообладатель вправе использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Характеризируя  юридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных ему признаков.

Прежде всего, данное субъективное право носит исключительный характер. Под исключительными правами понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий с одновременным запрещением всем третьим лицам совершения таких действий без санкции правообладателя7. Фирменное наименование применяется его правообладателем, чтобы идентифицировать юридическое лицо. Следовательно, необходимо, чтобы фирменное наименование принадлежало только этому лицу.

Далее, право на фирму относится  к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

В литературе право на фирму обычно характеризируется как личное неимущественное право, так как органически связано с деловой репутацией юридического лица и правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием8. Однако нельзя не признать и то, что фирменное наименование нередко получает конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, что придает имущественный характер праву на фирму.

Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Оно не ограничено временем действия и прекращается вместе с ликвидацией именуемого им предприятия. Если же юридическое положение предприятия изменяется, например, в результате преобразования, смены владельца и т.п., соответствующие изменения должны быть внесены и в фирменное наименование.

Существенной особенностью права  на фирму является то, что оно  одновременно выступает и в качестве обязанности юридического лица. Юридическое лицо не только вправе, но и обязано выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием. Данное правило установлено в интересах других участников и потребителей.

Информация о работе Сравнтельно-правовой анализ исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак