Сравнительная характеристика Конституций РСФСР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:18, практическая работа

Описание

Основные положения:
Конституция РСФСР 1918 г
Конституция РСФСР 1925 г
Конституция РСФСР 1937 г
Конституция РСФСР 1978 г

Работа состоит из  1 файл

ИОГПсравнительная таблица.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)
  1. Сравнительная характеристика Конституций РСФСР (таблица)

основные положения

Конституция РСФСР 1918 г

Конституция РСФСР 1925 г

Конституция РСФСР 1937 г

Конституция РСФСР 1978 г

Отличительные черты

       

Годы принятия

Конституций

Принята V Всероссийским съездом Советов

в заседании от 10 июля 1918 года

Принятая 11 мая 1925 года

Принята 21 января 1937 года

Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года

Декларация прав трудящегося и  эксплуатируемого народа

Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а

следовательно, и все статьи о  федерации, содержавшиеся в ней. (первый раздел Конституции 1918г)

Конституция не включила в свой текст  Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них: «Настоящая Конституция (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа…» (гл.1статья 1 Конституции1925г)

Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа отсутствует. Появилась новая глава «Общественное устройство» (гл.1 Конституции 1937г)

Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа отсутствует. Появилась новая глава «Основы общественного строя и политики РСФСР». (гл.1 Конституции 1978г)

 

Так, в ст.3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...».

В ст.4 выражена непреклонная решимость «вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма».

Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст.3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. 1

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь была отделена от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. (гл.1статьи 4-9 Конституции 1925г)

Конституция сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст.2 Конституции: «Политическую основу РСФСР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата»

Классовый характер конституции подчеркивался и тем, что она еще более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», как записано в ст.6 Конституции. Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии. Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры. 2

Конституция РСФСР 1978 года впервые  утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

Структура органов власти и

управления

Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд

Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации.

В Конституции 1925 года отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст.3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась). Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР. 3

Появилась новая глава «Государственное устройство». В Конституции более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные

права. 4

На республиканском и союзном уровнях создавались верховные советы. Высшим органом государственной власти Советского союза стал двухпалатный Верховный совет СССР - постоянно действующий представительный орган, избираемый непосредственно всеми гражданами. Одна палата формировалась по территориальному признаку (Совет Союза), другая - по национальному (Совет национальностей, в который входили представители от союзных республик (по 11 от республики), автономных республик (по 8 от республики), автономных областей (по 5 от области), автономных округов (по 1 от округа)). Депутаты Советов работали без отрыва от своего основного места трудовой деятельности, поэтому советы (в том числе Верховный совет СССР) заседали профессионально4 Верховный совет СССР из своего состава формировал реально постоянно действующий Президиум Верховного совета СССР, издававший указы по текущим вопросам, фактически имевшие силу закона. Президиум Верховного совета СССР выполнял функции коллегиального главы Советского государства.

Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

В качестве высшего органа государственной  власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.5

Из официального названия страны и  республик в составе РСФСР были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер-бурга. На основе федерального договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России.

Об автономных

областях

Статья 11 Конституции  закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР». Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России — государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

Глава 4. Об автономных советских социалистических республиках и областях – новое в Конституции, был обобщен опыт

национально-государствен-ного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Автономные области получили право иметь Конституцию наравне с АССР (ст.44 гл.4). Было изменено положение о создании в автономных областях центральных исполнительных комитетов.

Закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями.

Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции 1937г. отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах

В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них) 6

 

Права и свободы 

граждан

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное

социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах

Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права

используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм.

Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких

затруднительных формальностей» права российского гражданства. Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип

равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам  широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст.13), свободу слова и печати (ст.14), свободу собраний (ст.15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся. В ст. 17 говорится о предоставлении трудящимся полного, всестороннего и бесплатного образования.

Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» 7  (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Перечислив права граждан, Конституция  называет и

важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного  Закона РСФСР провозглашает

всеобщую обязанность трудиться.

Статья 2 гласила: «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строющееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов».

Статья 69 Конституции 1925 г. повторила  статью 65 Конституции 1918г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. 10 устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать Революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных воинских обязанностей.

Ст.13: «Исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, Российская социалистическая федеративная советская республика объявляет совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия, а равно установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей и признает за всеми гражданами Российской социалистической федеративной советской республики право и обеспечивает им полную возможность свободного пользования родным языком на съездах, в суде, школе, управлении и общественной жизни.»

 

 

 

Ст.12 предусматривала право на убежища  всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность.

В статье 11 сказано, что РСФСР предоставляет все политические права иностранцам, проживающим на территории РСФСР для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу, а равно к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, на основе постановлений верховных органов Союза Советских Социалистических Республик.

В Конституции также не выделена отдельная статья о равноправии полов, но все на это указывает.

Но как и в предыдущей Конституции указывается о равноправии женщин и мужчин в ст.68 об Активном и пассивном избирательном праве: «Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола…»

Конституция оставила широкий круг демократических свобод добавив еще несколько: свободу совести (ст.4), свободы выражения своих мнений (ст.5), свободы собраний (ст.6), свободы союзов (ст.7). В статье 8 говорится о предоставлении трудящимся полного, всестороннего и бесплатного образования.

В ст.4 как и в прежней Конституции говорится об отделении церкви от государства, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 5 Конституции повторяет ст.14 Конституции 1918г., где говорится об уничтожении зависимости печати от капитала и предоставлении в руки рабочего класса и крестьянства все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр и т.д.

Как и в статье 18 Конституции 1918г ст.9 Конституции 1925г. признает труд обязанностью всех граждан Республики.

 

В Конституцию 1937 г. включена новая  глава XI.Основные права и обязанности граждан

В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. (ст.122)

Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя» (ст.129). Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы8.

В статье 130 устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». 9

Как и в предыдущих двух Конституциях в Конституцию 1937 г. были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими Конституциями. Но был закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей. Она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается в ст.2. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное ,прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В ст.127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

 

В конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных движений, что существенно изменило политическую жизнь, но не привело в то время к созданию крупных влиятельных партий.

Введена новая часть «II. Государство и личность». Она подразделялась на следующие главы: «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан», «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР».

Конституции закреплена норма о  равноправии мужчины и женщины (ст.33). Множество прав осталось прежними: право на труд (ст.38), право на отдых (ст.39), право на материальное обеспечение в старости (ст.41), право на образование (ст.43), а также добавились новые права: право на охрану здоровья (ст.40), право на жилище (ст.42), право на пользование достижениями культуры (ст.44), право участвовать в управлении государственными и общественными делами (ст.46) – это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными. 

В главе «Гражданство РСФСР. Равноправие  граждан» расширилось равноправие граждан, прежняя Конституция предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы», Конституция 1978 г. говорит о равенстве «перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств» (ст.32); имеют равные права также граждане РСФСР различных рас и национальностей (ст.34), предоставляются право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира (ст.36).

Включена статья 51: «Семья находится под защитой государства».

Добавлены новые гарантии и обязанности (ст. 52-66).

Новая статья 67 гласит: «Интернациональный долг гражданина РСФСР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Голубок С.А. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008. С. 34.

2 Голубок С.А. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008. С. 34.

3 Голубок С.А. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008. С. 36-37.

2 Голубок С.А. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008. С. 38.

4 Голубок С.А. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008. С. 38.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2006. С.88.

 

6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2006. С.90.

 

7  Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг. – М.,1990. с.40

 

8 Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 2007. С. 125.

 

9 Учебник. История отечественного государства и права (ч. II). М.: РИОР, 2006. С.93.

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика Конституций РСФСР