Система российского законодательства о выборах в органы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание

Избирательное право в России — сравнительно молодой институт, хотя зачатки столь важной формы непосредственной демократии, как выборы, имели место в древнерусских городах Киеве, Новгороде, Пскове и др. В частности, в Новгородской боярской республике с 1136 г. на народном вече с помощью своеобразных берестяных «бюллетеней» избирались высшие должностные лица государства: князья, посадники и тысяцкие. Выборными были и кончанские (1) и уличанские старосты, где существовали прообразы современных органов местного самоуправления. Причем, как отмечает Н.Н. Ефремова, избирательные права предоставлялись не только знати — феодалам, владельцам торгового ка- питала, но и новгородскому плебсу (2).

Содержание

Краткий исторический обзор формирования существующей системы законодательства о выборах в органы власти в России 3
Характеристика системы законодательства о выборах в органы власти в России 8
Краткие выводы 17
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Реферат Избирательное право в России введение.docx

— 38.23 Кб (Скачать документ)

ГОУ СОШ 373

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Элективный  курс «Основы правовой культуры»

Тема: «Система российского законодательства о  выборах в органы власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу:


 

Учитель:


 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание 

  1. Краткий исторический обзор формирования существующей системы законодательства о выборах в органы власти в России  3
  2. Характеристика системы законодательства о выборах в органы власти в России          8
  3. Краткие выводы         17

Список литературы        19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Краткий исторический обзор формирования существующей системы законодательства о выборах в органы власти в России

Избирательное право  в России — сравнительно молодой  институт, хотя зачатки столь важной формы непосредственной демократии, как выборы, имели место в древнерусских  городах Киеве, Новгороде, Пскове и  др. В частности, в Новгородской боярской республике с 1136 г. на народном вече с  помощью своеобразных берестяных «бюллетеней» избирались высшие должностные лица государства: князья, посадники и  тысяцкие. Выборными были и кончанские (1) и уличанские старосты, где существовали прообразы современных органов местного самоуправления. Причем, как отмечает Н.Н. Ефремова, избирательные права предоставлялись не только знати — феодалам, владельцам торгового ка- питала, но и новгородскому плебсу (2).

Однако, по существу первый полномасштабный избирательный  нормативный правовой акт в России — Положение о выборах в  Государственную Думу — был утвержден  только 6 августа 1905 г.(3). Для сравнения: в Великобритании после парламентских выборов 1997 г. стал всерьез рассматриваться «вопрос о совершенствовании избирательного законодательства, так как многие избирательные процедуры основываются на Избирательном акте 1872 года, в которые внесены лишь незначительные поправки» (4).

Радикальные изменения  в отечественном избирательном  праве произошли в связи с  организацией выборов в Учредительное  Собрание. Согласно Положению о выборах, окончательный текст которого был  утвержден Временным правительством 2 октября 1917г.(5), право избирать и быть избранным было предоставлено на тот момент самому широкому в мире кругу лиц, в том числе женщинам, военнослужащим, жителям национальных окраин и т.д.

Всеобщее равное прямое избирательное право при  тайном голосовании было существенно  ограничено вскоре после Октябрьской  революции 1917 года. Впоследствии же выборы, по точному признанию профессора С.А. Авакьяна, свелись к "подбору" кандидатов по "анкетным" данным, спущенным сверху, когда администрация и общественные организации ограничивались одним кандидатом, подпадающим под "параметры", и проводили его выдвижение на собрании трудового коллектива»(6).

Лишь в первые послереволюционные годы центральные  властные структуры предоставляли  местным органам некоторую самостоятельность  в правовом регулировании организации  избирательного процесса на соответствующих  территориях. Уже в 20-е годы законодательство о выборах было строго централизовано и оставалось таковым на протяжении нескольких десятилетий. Даже в ходе глубоких демократических преобразований в Российском государстве в 1989 г. Верховным Советом РСФСР был  принят Закон РСФСР «О выборах  народных депутатов местных Советов  народных депутатов РСФСР» (7), который в откорректированном виде действовал вплоть до принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и детальнейшим образом регулировал порядок подготовки и проведения выборов от краевых (областных) до сельских Советов народных депутатов.

31 марта 1992 года  в Москве представителями республик  в составе Российской Федерации,  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, автономной области,  автономных округов был подписан  Федеративный Договор (8), который явился важнейшим шагом в сохранении единой Российской государственности и в то же время впервые произвел разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и органами государственной власти и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеративному  Договору, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа получили возможность самостоятельного правового регулирования порядка подготовки и проведения выборов в собственные органы представительной и исполнительной власти — в рамках общих принципов организации их системы, установление которых федеральные органы оставили в своем ведении (9).

Однако реализация Федеративного Договора шла непоследовательно. Фактически вплоть до принятия 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции  Российской Федерации, в вышеперечисленных  субъектах не было принято ни одного полноценного избирательного закона.

Более того, даже принятие Конституции Российской Федерации, которая закрепила принцип равноправия  всех субъектов Федерации, право  республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов на самостоятельное  установление системы органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом, далеко не сразу изменило ситуацию.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 22 октября 1993 г. № 1723 «Об общих  началах организации государственной  власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 декабря 1993 г.) (10), жестко регламентировались верхний предел численности законодательного представительного органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа (не более 50 человек), устанавливались сроки его избирания, количество депутатов (представителей), работающих в нем на постоянной оплачиваемой основе (не более 2/5 общего числа) и т.д. В то же время в отношении республик в составе Российской Федерации данный Указ имел лишь рекомендательное значение.

Еще более жестко все субъекты Федерации, за исключением  республик, были ограничены в праве  на самостоятельную организацию  выборов главы исполнительного  органа государственной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в  Российской Федерации» (абзац второй пункта 2)(11) устанавливалось, что вопрос о назначении выборов главы администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, пока иной порядок не будет установлен федеральным законодательством, решается Президентом Российской Федерации.

В результате, как  установил Конституционный Суд России, в ряде субъектов Российской Федерации, принявших уставы и избирательные законы (наличие которых является достаточным основанием для назначения выборов главы администрации самим субъектом Российской Федерации), выборы проведены не были из-за отсутствия соответствующего разрешения Президента Российской Федерации, что поставило их в неравное положение с другими субъектами Российской Федерации, где при аналогичных условиях выборы состоялись (12).

В связи с вступлением  в силу 13 декабря 1995 г. Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке  формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (13), согласно которому выборы глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации следовало завершить не позднее декабря 1996 года, абзац второй пункта 2 Указа от 3 октября 1994 г. № 1969 утратил силу.

Тем не менее и  в дальнейшем Президентом России издавались указы с формулировкой  «разрешить проведение выборов» главы  администрации (исполнительной власти) того или иного субъекта Федерации (но опять же за исключением республик), причем обозначалась конкретная дата проведения выборов (14). Впрочем, данные указы, несмотря на императивный смысл слова «разрешить», в силу вышеприведенных причин не могли в полной мере носить обязательного характера. Их издание — скорее результат сложившейся ранее правоприменительной практики: органы государственной власти края, области, автономной области или автономного округа по традиции обращались к Президенту с просьбой разрешить проведение выборов, и Президент в ответ на такое обращение разрешение давал.

Выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, которые в 1995-1997 гг. прошли в подавляющем большинстве  регионов, явились важнейшим шагом  в развитии и укреплении российской демократической государственности  и общественной стабильности, повышении  эффективности работы властных структур, усилении роли субъектов Федерации  в политических и социально-экономических  преобразованиях. Население, выразив  свою волю в процессе голосования, получило пользующиеся общественной поддержкой органы государственной власти, причем избранные по законам, принятым самими субъектами Федерации.

Вместе с тем, выборы в регионах выявили массу  недостатков как федерального, так  и регионального избирательного законодательства. Федеральный Закон  от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (15) позволил устранить отдельные несовершенства правового регулирования выборов. Однако этих мер явно недостаточно. Особенно остро ощущается отсутствие закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации, а также неурегулированность действующими законодательными нормами некоторых избирательных процедур. Во многих субъектах Федерации неверно определена даже сама природа народовластия, выдвигаются тезисы о неком областном, окружном и т. п. народе.

Актуальность приведенных  выше проблем вряд ли может вызывать сомнения. Несовершенство избирательного законодательства вызывает целый ряд негативных социальных явлений, препятствующих построению в России полноценного правового государства, нормальному функционированию институтов гражданского общества.

Одно из таких  явлений — коррупция со стороны  выборных должностных лиц и депутатов  представительных органов государственной  власти и местного самоуправления, которые под воздействием определенных структур, осуществлявших финансирование их предвыборных кампаний, принимают  решения, противоречащие интересам  как государства в целом, так  и конкретной территории и ее населения. Как указывается в проекте  доклада Совета по внешней и оборонной  политике и Регионального общественного  фонда «Информатика для демократии», пересмотр существующего законодательства и практики проведения выборов является первой задачей в деле ослабления влияния коррупции на политику (16).

Совершенствование избирательного законодательства повышает эффективность выборных процедур, способствует повышению активности избирателей, значительная которых не желает голосовать.

 

2. Характеристика системы законодательства о выборах в органы власти в России

Избрание гражданами Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; важнейший институт организации и функционирования публичной власти в российском обществе; форма прямой демократии, предусмотренная Конституцией Российской Федерации и обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании органов государственной и муниципальной власти. Действующим российским законодательством регламентируются выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов. К числу основных принципов организации и проведения выборов в Российской Федерации относятся: 1) обязательность выборов; 2) периодичность выборов; 3) открытость и гласность выборов; 4) свобода выборов; 5) альтернативность выборов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выделяются три уровня выборов: федеральные выборы; региональные выборы; муниципальные выборы. К федеральным выборам относятся выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации не исключаются выборы по избранию иных федеральных государственных органов (выборы в Конституционное Собрание и другие органы). Региональные выборы включают выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в иные государственные органы, если это предусмотрено конституциями (уставами) субъектов Федерации. Муниципальные выборы – это выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены и другие виды муниципальных выборов (выборы отдельных муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления). См. Муниципальные выборы. В зависимости от юридико-фактических оснований назначения и проведения выборы подразделяются на очередные, досрочные, повторные, дополнительные, в порядке ротации части депутатов.

збирательное законодательство России представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации. Данные акты составляют источники  избирательного права, к которым относятся: Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные законы, законы и иные нормативно-правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Система российского законодательства о выборах в органы власти