Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:52, доклад

Описание

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны
1.1.Элементы правовой системы
Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права включает в себя четыре компонента:
Отрасль права — совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования (по этим критериям отличают одну отрасль права от другой);

Работа состоит из  1 файл

система права.docx

— 27.74 Кб (Скачать документ)

За последние два  столетия процесс влияния европейских  правовых систем затронул все исламские  страны. Мусульманское право восприняло идею кодификацию. В конце XIX века в  Египте и других странах Ближнего Востока были приняты гражданские  кодексы западного образца. В  первой половине XX века законы, регулирующие семейные отношения, были приняты в Египте, Судане, Турции. Вместе с тем содержание названных законодательных актов подтверждает то, что мусульманское право воспринимает в основном внешнюю, а не внутреннюю содержательную сторону светских правовых систем.

 

^ Признаки мусульманской правовой семьи:

- источниками данного  права являются религиозно-нравственные  нормы и ценности, содержащиеся  в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман;

- весьма тесные переплетения  юридических положений с религиозными, философскими, моральными постулатами,  а также с местными обычаями  в целом образуют единые правила  поведения;

- особое значение  в системе источников права  придается трудам ученых-юристов  (доктрины), конкретизирующие и толкующие  первоисточники, лежащие в основе  конкретных решений;

- отсутствует классическое  деление права на частное и  публичное (глава следует за  главой без логического разграничения  законов, которые бы следовало  отнести к частному либо к  уголовному праву);

- основные отрасли  мусульманского права: уголовное  право, судебное право и семейное  право;

- нормативные правовые  акты (законодательство), в сравнении  с религиозными источниками имеют  вторичное значение;

- судебная практика  в собственном смысле (правовой  прецедент) не признается источником  права;

 - юридическая теория и судебная практика основаны на доминировании идеи обязанности с позиции их неукоснительного исполнения, а не право человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонских правовых семьях);

- к судьям, как правило,  предъявляются высокие квалификационные  требования в плане их религиозно-правовой  подготовки;

-судебной практике свойственна простота. Иерархия судов в большинстве мусульманских стран отсутствует. Судья единолично рассматривает дела всех категорий. Исключение составляет Египет, отказавшийся от мусульманских судов.

Многие мусульманские  государства заявляют в своих  конституциях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения  в Конституции Марокко, Туниса, Сирии, Ирана, Пакистана и др. По-видимому, это обстоятельство (верность исламу) объясняет то, что мусульманское  право, несмотря на существенное влияние  европейских правовых систем в целом  остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей существенное влияние  на миллионы людей в разных странах.

4. Система обычного права

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной  Африки и в Мадагаскаре форма  регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании  сложившихся естественным путем  и вошедших в привычку населения  социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского  и англосаксонского права он выполняет  лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

 Многочисленные народности  Африки имеют свои обычаи, призванные  обеспечить единство, сплоченность  социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь  с окружающей природой, духами, другими  сверхъестественными силами. Мифический  характер обычаев, их плюрализм  (множественность), не-формализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

 Период колонизации  Африки создал предпосылки для  заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально  не изменил образ правового  сознания большинства сельского  населения, которое продолжает  ориентироваться на прежнюю систему  ценностей. В настоящее время  лидеры независимых африканских  государств осуществляют систематизацию  действующих обычаев, включают  их в отраслевые кодексы, иные  нормативные акты, но при этом  нередко игнорируют обычаи других  проживающих в данных странах  народностей, социальных групп.

 Такие же трудности  возникают при создании судебных  органов власти и формировании  судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: зако-нодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.


Информация о работе Система права