Шпаргалка по "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, шпаргалка

Описание

1. Понятие государства и его признаки Функции государства.
2. Современное правопонимание: понятие, признаки и принципы права.
3. Теории происхождения права.
4. Нормы права: понятие, структура, виды.
5. Нормативно-правовой акт, его виды.
6. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7. Источники права.
8. Правонарушение и его виды.
9. Юридическая ответственность.
10. Понятие и признаки правового государства.
11. Проблемы формирования правового государства в современной России.
12. Законность и правопорядок.
13. Правоотношение: понятие, структура, виды.
14. Конституционное право. Понятие Конституции как Основного Закона государства и общества.
15. Формы государственного устройства.
16. Государственное устройство РФ.
17. Конституционно - правовой статус человека и гражданина в РФ.
18. Референдум в РФ.
19. Президент РФ.
20. Федеральное собрание Российской Федерации.
21. Правительство Российской Федерации.
22. Судебная власть в Российской Федерации
23. Органы местного самоуправления.
24. Предмет и метод гражданско-правового регулирования.
25. Источники гражданского права.
26. Сделки, их классификация.

Работа состоит из  1 файл

Под формой.docx

— 113.89 Кб (Скачать документ)

Гражданско-правовые правонарушения - это вредные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).

Административно-правовые правонарушения - это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).

Дисциплинарные  правонарушения - это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул). 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - предусмотренная  нормами права обязанностьсубъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Вид социальной ответственности. К принципам Ю.о. относятся: а) ответственность только за противоправное поведение, но не за мысли; б) ответственность лишь при наличии вины; в) законность; г) справедливость; д) целесообразность; е) неотвратимость наказания. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: уголовная ответственностьадминистративная ответственностьгражданскаяответственность, дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность. Санкции предусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и т.п.).

Гражданскоправовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном в гражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежная компенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.).

Административноправовая ответственость. Санкции предусмотрены в нормах административного, финансового, процессуального и других отраслей права (предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест на определенный срок и т.п.)

Дисциплинарная  ответственность. Санкции предусмотрены главным образом законодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор, увольнение с работы и т.п.).

  представляет  собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов  и иных нормативных актов, решительное  пресечение любого беззакония и наказание  виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма. 
     Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права. 
     Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

  • Основными принципами законности являются:
    • верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
    • соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
    • обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
    • всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;
    • единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
    • решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;
    • неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

  Гарантии  законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

  • Среди них можно выделить следующие:
    • экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);
    • политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);
    • идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);
    • социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).
 
  • Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это:
    • исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;
    • совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;
    • установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);
    • установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;
    • точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
    • четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
    • контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

10.2. Правопорядок

  Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. 
     Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.). 
     Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на "диктатуре" права способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, стать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране. 
     Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

91. Виды правоотношений.  

 1. По  функциям права:

 - регулятивные  правоотношения — возникают в  целях регулирования общественных  отношений;

 - охранительные  правоотношение — возникают,  в целях обеспечения и защиты  установленного правопорядка; способствуют  реализации регулятивных правоотношений.

 2. По  степени определенности:

 - абсолютно-определенные  правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

 - относительно-определенные  правоотношения, в которых все  стороны отношения конкретно  определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

 3. По  отраслям права:

 - конституционно  правовые отношения;

 - гражданско-правовые  отношения;

 - уголовно  правовые отношения;

 - уголовно-процессуальные  отношения;

 - административно-правовые  отношения и т.д.

 4. По  структуре правоотношений:

 - простые  правоотношения - отношения между  двумя субъектами, связанные с  реализацией предписания одной  нормы права (отношения по поводу  заключения мелкой бытовой сделки);

 - сложные  правоотношения — отношения между  несколькими субъектами, складывающиеся  в процессе реализации комплекса  юридических норм, объединенных  единым целевым назначением (правоотношения  в сфере правосудия).

 

 

Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).

Правоотношения - правовые связи, возникающие на основе норм права, их участники имеют взаимные субъективные права и юридические обязанности. Иначе правоотношения можно представить как общественные отношения (связи между людьми, организациями, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности), регулируемые нормами права

Форма государственного (территориального) устройства.

Форма государственного устройства - способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются наунитарные и федеративныеУнитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) - сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями (более подробно о формах государственного устройства - см.вопрос 5)

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной и местной властей. Виды форм государственного устройства:

По форме  государственного устройства государства  разделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно - территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом. Признаки унитарного государства: единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;административно - территориальные единицы имеют в основном равный юридический статус по отношению к центральным органам;единое гражданство; единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция; единая судебная система; общая для всех административно - территориальных единиц налоговая и кредитная политика.(Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет).

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданское право"