Семейное право 16 - 19 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:37, доклад

Описание

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление.

Работа состоит из  1 файл

Семейное доклад 16-19.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к

компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В

русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и

условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у

населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное

сопротивление. 

Основным законодательным  документом по вопросам брака была Кормчая книга —

сборник греко-римских  законов, постановлении вселенских и поместных соборов и

мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге  находим определение брака:

«Брак есть мужеви и  жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и

человеческая правды общения»[1].

Следовательно, брак приставлял собой союз двух лиц для  рождения детей и

избежания греховной  жизни он должен был заключаться  единожды и длиться всю

жизнь супругов.

    

     

Глава I. Заключение брака

  1.1. Условия для заключения брака 

Для заключения брака  надо было соблюсти установленный законом  возраст.

Кормчая разрешала  брак в двенадцать лет для девушки  и в пятнадцать лет для

юноши.  Церковная  политика была направлена на строгое

соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном

возрасте. 

В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши —

двадцать лет, для  девушки — семнадцать лет. Указ Петра  затронул компетенцию

церковной власти и  по сути дела, отменил византийскую норму права.  

Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова

шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится

приобщением Святыни.

Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда

считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при

решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую. 

Вторым  условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней

родства, свойства, а  также духовного родства, которые  устанавливались

исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об этом, как об одном из

условий для брака. Священник должен был знать, как  определить степени,

запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось  до седьмой степени

включительно; его  было проще всего установить. Более сложным был вопрос об

определении степени  свойства. Свойство возникало посредством  брака, в

результате которого муж и его родственники считались  в свойстве с

родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени

включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что

многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов  между собой и

не знать о браках их дальней родни. 

Существовало  еще одно условие  препятствия к  браку — духовное родство.

Духовное родство  возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или

матерью, а другой крестником.  Духовное родство запрещалось  до седьмой

степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще  одним видом

препятствия к браку  было усыновление.

Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в определенных

степенях родства, свойства, духовного родства и  усыновления. Русская церковь

по этим вопросам признавала действующим византийское законодательство и не

создавала самостоятельных  документов.  

Следующим условием заключения брака было разрешение вступать в брак не более

трех раз, четвертый  брак признавался недействительным: Вслед за Кормчей

ограничение количества браков было повторено Стоглавом: (1-й  брак—закон, 2-й

— прощение). В этой норме совершенно не учитывались причины расторжения или

прекращения предыдущих трех браков, а также возраст женщины  и мужчины.

Еще одним условием для  брака было вероисповедание жениха и невесты. Священное

писание разрешало  брак лиц, если один из супругов не исповедует христианство:

«если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с ним жить, то он не

должен оставлять  ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить

с нею, не должна оставлять  его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и

жена неверующая освящается мужем верующим». 

Кормчая книга запрещала  брак лиц разных религий. В России до начала XVIII в

были  запрещены браки  лиц разных исповеданий, поскольку церковь

руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I произошли  важные изменения в

этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам  жениться на русских

без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они  не будут принуждать своих

жен менять веру, а  детей обязывали крестить в православной вере.  

Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей

жениха и невесты  на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты и

родителей было уравнено.

Петр I сделал попытку  решить вопрос женитьбы введением присяги  для родителей

при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, должен был

исполняться «неотложно».

Формально присяга  просуществовала до 1775 года.  

В XVIII в. возникло новое  условие для заключения брака, созданное  светским

законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их

полковые командиры.  

И, наконец, последним  условием для вступления в брак, введенным светским

законодательством, было изучение математики.

      
 

1.2. Порядок заключения  брака

Первой стадией  заключения брака было обручение. Кормчая  приравнивала обручение к

венчанию: «Жену, иному  обрученную, берящий в брачное  сожитие, при жизни еще

обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния».

В 1702 году Петр I смело  упразднил обручение.

В 1714 году Петр I продолжил  политику ограничения родительской власти в

вопросе состава  приданого.

Только с отменой  в 1731 году этого ограничения

государство перестало  вмешиваться в, содержание приданого  и предоставило

решение этого вопроса  родительской воле.  

При заключении брака  жених должен был оформить на себя приданое жены.

В XVI в. оформление приданого на женихов проходило без участия государственных

органов. Затем государство  потребовало уплаты пошлины за совершенную  сделку. 

С 1714 года приданое жены становится ее независимой собственностью, которой

она пользуется без участия мужа.  

При заключении брака  делалась запись в метрическую книгу. Эти книги возникли

по постановлению церковного собора 1666—1667 гг. До этого времени дата

венчания записывалась в венечную память.

В 1721 году Петр I издал  указ о заведении метрических книг во всех церквах. 
 
 
 
 
 
 
 

    

     

Глава III. Прекращение брака 

     3.1             Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов

Смерть одного из супругов прекращала брачный союз: «Жена связана законом, доколе

жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет...». Оставшийся в живых супруг приобретал статус вдовства, признававшийся

только за законными  супругами 

 В XVI столетии отсутствовало правовое понятие — вдовье обеспечение. Вдова получала свое приданое назад и в зависимости от его содержания была соответственно обеспечена.  

Существовал еще  один вид прекращения брака смертью: не физической, а мирской:

«...аще же составлящуся браку, или муж един, или едина  жена внидет в монастырь,

да разрешится брак и без распустныя вины, егде убо  лице вшедшее в монастырь,

мнишеский образ приимет...».

Уход в монастырь  был своеобразным способом ликвидации брака, имевшим

принципиальные отличия  от прекращения брака смертью; уход в монашество должен

был быть добровольным поступком одного из супругов, оставшийся в миру супруг

обязан был дать свое согласие и отказаться от повторного брака; разрешение на

уход в монастырь  давали высшие церковные власти.

    

3. 2 Развод 

Несмотря на общую  установку христианства о недопустимости разводов, Кормчая

книга являлась сборником  законов, предусматривающих развод по многим

основаниям 

Другие поводы к  разводу, записанные в Кормчей книге  – питие жены в корчме,

помывка в мужской  бане, ночевка вне дома, участие  в обход разрешения мужа в

игрищах.

Отсутствие общественной жизни в России XVI — XVII вв. не вызывает сомнений;

женщины редко где-либо появлялись, хотя ходили в церковь, стояли там в

специально отведенном для них месте. В XVIII в. жизнь женщины  приобрела более

открытый характер, но не настолько, чтобы она пошла  в корчму. 

В XVIII в. был установлен новый повод к разводу — вечная ссылка одного из

супругов. До издания  сего указа ни Кормчая книга, ни русское  законодательство

не предусматривали  развод по этому основанию, напротив, брак продолжался и жена

либо следовала  за мужем в место его нового пребывания, либо оставалась дома, но

сохраняла брак с  ним. Муж не обязан был следовать  с женой в ссылку, но и не

получал развода. Указ Петра I о новом основании для расторжения брака был

издан в 1720 году, а  в 1753 году Елизавета Петровна приравняла вечную ссылку к

одному из видов  прекращения брака, при котором  жена получала право на указную

(вдовью) часть: «...токмо  женам и детям осужденных в  вечную работу или в ссылку

и заточение... давать свободу, кто из них похочет жить в своих приданых

деревнях; буде же из таковых жен пожелает которая итти замуж, таковым с

позволения Синода давать свободу, а для пропитания их и детей их давать из

недвижимаго .и движимаго  мужей их имения указную часть». 

Перечень  оснований для  развода, предусмотренный  Кормчей книгой и  повторенный

в том или ином виде в русском законодательстве, является исчерпывающим.

В действительности же существовали и другие основания, которые, не будучи

законными, использовались для расторжения брака. Они создавали  иллюзию того,

Информация о работе Семейное право 16 - 19 век