Российское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
3. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО 9
4. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА 11
5. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 13
6. ФЕДЕРАЛИЗМ 14
7. ГРАЖДАНСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
8. РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 18
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 20
10. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 21
11. ИДЕОЛОГИЯ 23
12. КОНСТИТУЦИЯ – КАК “ОСНОВА” ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
14. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

  Однако, государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения. В ежегодном

 

    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
 

  В Российской Федерации  гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и  финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической  деятельности

  В Российской Федерации  признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Статья 8).

  Действующая Конституция обязывает государство  обеспечивать свободу экономической  деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

  Гарантированное ст. 8 Конституции юридическое равенство  форм собственности, равное их признание  и защита означают одинаковое признание  и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

  Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить:

  а) свободу экономической деятельности;

  б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны.

 

    1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
 

  Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны (Статья 10).

  В статье закрепляется фундаментальный  принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

  Этот  принцип был выработан мировой  практикой развития демократических  государств. Суть его в том, что  демократический политический режим  может быть установлен в государстве  при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

  Каждый  государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

  На  федеральном уровне организации  государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

  Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

  Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный  Суды Российской Федерации имеют  право законодательной инициативы по вопросам их ведения. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125 Конституции).

  Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной  из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

 

    1. ИДЕОЛОГИЯ
 

  1. В Российской Федерации  признается идеологическое  многообразие.

  2. Никакая идеология  не может устанавливаться  в качестве государственной  или обязательной.

  3. В Российской Федерации  признаются политическое  многообразие, многопартийность (Статья 13).

  Статья устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

  Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

  Идеологическое  многообразие понимается как право  отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

  1) беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

  2) пропагандировать свои взгляды,  идеи с помощью средств массовой  информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно - популярных работ, трудов, статей и т.п.;

  3) вести активную деятельность  по внедрению идеологии в практическую  сферу: разрабатывать программные  документы партий, готовить законопроекты,  иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

  4) публично защищать свои идеологические  воззрения, вести активную полемику  с иными идеологиями;

  5) требовать по суду или через  иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

  Граждане  России вправе придерживаться той или  иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой  выбор делается ими осознанно, добровольно  и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

 

    1. КОНСТИТУЦИЯ – КАК “ОСНОВА” ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

  1. Конституция Российской  Федерации имеет  высшую юридическую  силу, прямое действие  и применяется  на всей территории  Российской Федерации.  Законы и иные  правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации,  не должны противоречить  Конституции Российской  Федерации.

  2. Органы государственной  власти, органы местного  самоуправления, должностные  лица, граждане и  их объединения  обязаны соблюдать  Конституцию Российской  Федерации и законы (Статья 15).

  Эта статья особенно важна потому, что  в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

  Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

  Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

 

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 

  Как уже отмечалось, в главе 1 Конституции  закрепляются конституционный строй  страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

  До  принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

  Основы  конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени  главу 1 можно назвать конституцией в Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.

 

    1. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
  
  1. Конституция РФ // Российская газета.-1993.-№  237 ( 25 декабря ).
  2. ФЗ “Об основных гарантиях избирательных права и права граждан на участие в референдуме граждан РФ” от 19.09.97 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ от 22.09.97 г. № 38 ст. 4339.
  3. ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ” от 04.03.98 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ № 10 от 09.03.98 г. № 1146.
  4. Закон РФ “О гражданстве” от 28.11.91 г. № 1948-1 // Ведомости СНД и ВС РФ от 06.02.92 г. № 6 ст. 243.
  5. Закон РФ “О государственной границе РФ” от 01.04.93 г. № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ от 29.04.93 г. № 17 ст. 594.
  6. ФКЗ “О Правительстве РФ” № 2-ФКЗ от 17.12.97 г. // СЗ РФ № 51 от 22.12.97 г. № 5712.
  7. ФКЗ “О референдуме РФ” от 10.10.95 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ от 16.10.95 г. № 42 ст. 3921.
  8. Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 1997.
  9. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право № 8, 1997.
  10. В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, 1997.
  11. Российское законодательство и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Обзор материалов научно-практической конференции в Институте государства и права РАН) // Государство и право № 5, 1998.

Информация о работе Российское государство