Юридические механизмы защиты прав и свобод человека в РФ

Автор работы: 3*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 01:51, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение особенностей юридических механизмов прав и свобод человека в РФ.
Объектами исследования являются механизмы обеспечения, защиты и ограничений прав и свобод человека.
Предметом исследования являются юридические механизмы прав и свобод человека в РФ.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и система юридических гарантий;
2. описать механизм защиты прав и свобод человека;
3. рассмотреть механизм ограничений прав и свобод человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и
свобод человека и система юридических гарантий………………………………4
2. Механизм защиты прав и свобод человека……………………………………..9
3. Механизм ограничений прав и свобод человека………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованных источников и литературы……15

Работа состоит из  1 файл

Право.юрид.полная моя.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

      - правовых норм, установивших права  и свободы человека и гражданина;

      - юридических фактов, являющихся  основанием возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. Такими юридическими фактами  в большинстве своем должны  стать неправомерные действия - деликты, а именно нарушения установленных прав и свобод;

      - правовых отношений - "выступающих  как средство перевода общих  моделей поведения, заложенных  в нормах права, в конкретизированные  и индивидуализированные акты  поведения членов общества (субъектов права)"1;

      - деятельности субъектов правозащитной  деятельности, в том числе органов  государственной власти в пределах  установленных полномочий, неправительственных организаций и самого уполномоченного лица по защите своих прав и свобод;

      - применение данными лицами определенных  методов защиты, а именно тех  или иных средств (способов) защиты  нарушенных прав и свобод;

      - социальной, в том числе юридической  ответственности, к которой привлекаются  лица, нарушившие права и свободы  человека и гражданина.

      Механизм  защиты прав и свобод человека и  гражданина в узком смысле представляет собой совокупность применяемых  гарантий защиты нарушенных прав и  свобод человека и гражданина.

      Категория гарантий прав и свобод человека и  гражданина - это понятие сложное, состоящее из субъектов правозащитной деятельности, а также форм и методов защиты, где формы - предоставленные законом условия для защиты нарушенных прав, а методы - средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы. Причем каждой форме защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, т.е. метод защиты нарушенного права. Значит, субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают основное, главенствующее положение, а методы защиты - второстепенное, подчиненное.

      Непосредственное  действие механизма защиты прав и  свобод следующее: субъект правозащитной  деятельности, находясь в определенных правовых условиях, применяет то или  иное установленное средство или способ защиты.

      Следует различать четыре уровня защиты прав и свобод, а значит, и четыре вида гарантий, где критерием отграничения служит территория их применения, это:

      - международные гарантии;

      - внутригосударственные (национальные) гарантии;

      - региональные гарантии прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав и свобод на территории отдельно взятого региона. В Российской Федерации, являющейся федеративным государством, данную гарантию можно применять на уровне субъекта Российской Федерации;

      - местные гарантии, применяемые на  уровне муниципального образования.

      Региональные  и местные гарантии наиболее приближены к человеку, прежде всего к ним  должны обращаться граждане в случае нарушения их прав и свобод. Региональный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в одном субъекте Российской Федерации может отличаться от соответствующего регионального механизма защиты прав и свобод в другом субъекте Российской Федерации по следующим основаниям:

      - принятие законов субъектов Российской Федерации, не соответствующих федеральному законодательству и тем самым нарушающих права и свободы; отказ от принятия законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих реализацию определенных прав и свобод;

      - отказ от введения тех или  иных институтов защиты прав и свобод, если в федеральном законодательстве не содержится императивной нормы, предполагающей обязательное введение этого института (например, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации или конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации);

      - ограничения прав и свобод, которые  могут вводиться в случае введения  режима чрезвычайного положения  на данной территории;

      - неисполнение полномочий должностными  лицами государственных органов,  превышение возложенных на данных лиц полномочий, нарушающих права и свободы граждан;

      - отказ к привлечению указанных  лиц к ответственности;

      - недостаточное финансирование тех  или иных социальных программ, деятельности тех или иных  субъектов правозащитной деятельности;

      - другие основания.

      Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из регионального  и национального механизма, в  идеале все уровни защиты прав и  свобод должны быть взаимосвязаны и  находиться во взаимопроникновении, тем  более что п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2 установил соответствие муниципальных актов федеральным нормативным актам и актам субъектов Российской Федерации.

      Таким образом, под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина следует  понимать систему определенных средств  и способов защиты, с помощью которых  субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод, находясь в определенной жизненной ситуации. 
 
 
 

3. Механизм ограничений  прав и свобод  человека 

      Механизм  ограничений прав и свобод человека и гражданина имеет национальные и интернациональные черты. Для современной России это весьма важно, поскольку наше государство подпадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Указанный Суд активно рассматривает обращения российских граждан и нередко выносит решения в пользу заявителей. Вследствие этого европейские стандарты в области прав человека приобрели интернациональный характер, Российская Федерация уже не может ссылаться на свой суверенитет, если речь идет о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Мы должны корректировать законодательство и правоприменительную практику в целях реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      С другой стороны, европейские стандарты в области прав человека не являются чрезмерно жесткими, они оставляют значительную свободу усмотрения для государств-участников. При определенных обстоятельствах допустимо расхождение европейских стандартов, с одной стороны, и российского законодательства и правоприменительной практики - с другой. В этой части механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина приобретает национальные черты.

      Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина отличаются в зависимости  от механизмов ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод3. Сравнительный анализ ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека показывает наличие общих оснований (защита прав и законных интересов других лиц) и дифференцированных оснований. Публичный интерес по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ представлен такими основаниями, как защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека доминируют такие основания, как справедливые требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе4. Иными словами, в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) сделан акцент на конституционном строе, обороне и безопасности, в то время как Всеобщая декларация прав человека настаивает на приоритетах справедливости и демократии.

      Российская  практика реализации конституционной  свободы мысли и слова в  целом соответствует требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. После реформ 1985 г. в российском обществе сравнительно прочно утвердилась свобода прессы, политической дискуссии и общественной критики. В некоторой мере граждане и средства массовой информации даже превышают юридические пределы данной свободы. Однако и в судах общей юрисдикции указанные споры разбираются сравнительно редко; судебные органы не всегда придерживаются искомого баланса между свободой выражения мнения и необходимостью защиты достоинства личности, отдавая зачастую необоснованное предпочтение гражданско-правовому институту чести, достоинства и деловой репутации в ущерб конституционной свободе мысли и слова. Более активное использование практики Европейского суда по правам человека в современной России могло бы в определенной мере скоординировать данную тенденцию в положительном русле.

      Сказанное позволяет сделать вывод о  том, что судебная практика вырабатывает ряд нормативных оснований ограничения  прав и свобод человека и гражданина, которые нуждаются в последующем законодательном закреплении. Однако российскому законодателю следует более активно включаться в процесс защиты прав и свобод человека и гражданина, как того требует ст. 2 Конституции РФ. 
 

                                     Заключение 

      В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с юридическими механизмами прав и свобод человека в РФ.

      Во  введении данной работы обозначены актуальность исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, научная основа данной работы и задачи исследования.

            В первом разделе раскрыто понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и система юридических гарантий.

            Во втором разделе  описан механизм защиты прав и свобод человека.

     В третьем разделе рассмотрен механизм ограничений прав и свобод человека.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  несколько выводов:

      Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность форм, способов и гарантий охраны и защиты прав и свобод граждан в деятельности государства, его государственных органов.

      Роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также - наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ перечисленных факторов позволяет сделать вывод, что основную нагрузку в решении правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел.

      К гарантиям прав и свобод граждан  относятся те правовые нормы, которые  в той или иной степени регулируют деятельность государства, направленную на исполнение его общей обязанности предотвращать все возможные посягательства на права и свободы личности. Как уже было сказано, эта деятельность развивается в рамках общего правоотношения.

       

      Список  использованных источников и литературы: 

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы: 

  1. Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993 года //Российская газета, 1993, 25 декабря
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. - N 40. - Ст. 3822.
 

Специальная литература: 

  1. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом. - М., 2009.-С.44
  2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. - М., 2008.- С. 206
  3. Казанцев Д. Права человека: история развития - М.:ЭЖ-Юрист, 2011.-N 32.-С.8
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.:Юристъ, 2009 –С.55
  5. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько.-  М., 2008. - С. 73.
  6. Лукашева Е.А. Права человека.-М., 2008. - С. 139 - 140.
  7. Мелехин А.В.Теория государства и права: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное)-М.: Инфра-М, 2009
  8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-  М., 2009. -С. 254
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов (3-е изд., перераб. и доп) / Под ред. В.Д. Перевалова.. - М.: Норма, 2009. - С. 158.

Информация о работе Юридические механизмы защиты прав и свобод человека в РФ