Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание

Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского
общества с политическими и общественными институтами - государством в целом,
федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук,
политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества,
его структуру, направления эволюции.

Работа состоит из  1 файл

про.docx

— 99.35 Кб (Скачать документ)

членству в общественных организациях. За последних 25 лет Р. Патн-эм,

число членов разного рода добровольных ассоциаций сократилось в пределах 25-50

%, время неформального общения  за тот же период уменьшилось  на четверть, а

деятельность в общественных организациях – на 50%. Наконец, индекс доверия, то

есть число положительных ответов  на вопрос: “Можно ли доверять людям?”, с 1972

снизился примерно на треть. В других западных странах подобные исследования не

выявили тенденций к сокращению “социального капитала”.

3.         Конституционализм  как режим взаимоотношений государства  и

гражданского общества

     3.1.         Эволюция взаимоотношений государства и гражданского общества

До появления гражданского общества в подавлявшем большинстве стран

существовали абсолютистско-монархические  режимы. Государственная власть

средствами прямого принуждения  или с помощью правил сословной  системы жестко

регламентировала жизнь индивидов. Государства в лице монарха одним  сословием

даровало некоторые правила  и привилегии, а других лишало всего.

Переход от традиционного, феодального  общества к гражданскому, в основе своей

буржуазному, означал появление  гражданина как самостоятельного социального  и

политического субъекта с неотъемлемыми  правами и обязанностями.  Развитие

горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными

ассоциациями граждан, наталкиваясь на противодействие централизованного

государства.  Государство было вынужденно не только считаться с  возникшими

ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих

отношений населением, существенно  перестроить собственные властные структуры.

Однако не во всех странах конфликт между гражданским обществом  и государством

решался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. В

ряде случаев он вылился в  столкновении парламента как органа народного

представительства и королевской  власти по поводу их политической роли и

объемов полномочий. Их борьба была отражением продолжавшегося поиска

конкретных политическо-организационных  форм обеспечения стабильного и

умеренного правления, при котором  осуществлялось бы сбалансированное

распределение политической власти в  обществе.

     3.2.         Разновидности конституционализма

Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как

правило, с подчинения государства  и гражданского общества правовым нормам, с

введения принципа разделения властей, составивших единую систему

конституционализма. Однако соотношение  государства и гражданского общества,

пределы вмешательства государства  в

    

               
 

 

 

 

           

 

 

жизни граждан в разных странах  имели конкретно-исторические формы.

    

     Рис.3. Модели конституционализма

     Англо-американская модель конституционализма акционирует внимание на

свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства  в

жизнь гражданского общества, которое  само определяет задачи государства. В

Декларации независимости Соединенных  Штатов Америки (1775 год) такая

определяющая роль гражданского общества была выражена  следующим образом: все

люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, на

счастье и безопасность; народ –  источник власти и ему принадлежит  суверенитет,

а правительство является слугой народа; все государственные власти должны

действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ

вправе свергнуть неугодное  ему правительство. В дальнейшем, как показал опыт,

США и Англия использовали государственное  регулирование. Идея регулирующего

воздействия государства наиболее четко проявилась в “новом курсе” Ф. Рузвельта

в 30-х годах, а затем и в  послевоенное время.

В Западной Европе отношения между  государством и гражданским обществом

складывались иначе и дали другую модель конституционализма – 

евроконтинентальную. Традиции сильного государства, которые отсутствовали в

США и островной Великобритании, сформировали особый режим отношений  государства

и гражданского общества, который  нашел свое отражение в концепции  правового

государства. Наиболее активно она  разрабатывалась в Германии. Акцент в ней был

сделан на идее об особой роли государства  в жизни общества. Свобода индивида

ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку, лишь будучи сильным,

государство способно гарантировать  защиту прав человека, его индивидуальную

свободу, порядок в обществе. В  этом случае идея государственного порядка,

национального единства ставилась  выше ценности свободы личности.

В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм проявления

конституционализм как режим отношений  государства и гражданского общества

имеет различное толкование.

По классическому правовому  определению конституционализм, как  и парламентаризм,

и абсолютизм, представляет собой  конкретную форму правления. Абсолютизм

– это форма государства, в котором  вся полнота власти сосредоточена  у монарха. В

такой интерпретации конституционализм  противостоит абсолютизму как форма

правового государства, где отношения  между государством и гражданским  обществом

регламентируются правовыми нормами. Характер отношений между народным

представительством (парламентом) и  правительством (исполнительной властью)

зависит от доминирования в механизме  власти одного или двух принципов  – 

парламентаризма или конституционализма. Парламентаризм означает

зависимость правительства от решения  парламента – конституционализм

предполагает независимость правительства  от воли парламента. Примером такого

распределения власти может служить  система министерского правления  в рамках

конституционной монархии. В этом случаи за конкретное направления политики, его

осуществление несет ответственность  министр, назначаемый монархом и

ответственный перед ним.

Формально-правовая сторона  конституционализма означает наличие в

обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное

правительство, разделение и объемы полномочий разных ветвей власти и  гарантии

прав граждан. При этом право  признается обязательным и для правителей, и для

управляемых. Верховенство права над  произвольными решениями правящих

обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной  власти,

ее зависимостью (через механизм выборов) от народа, нации, а также  равным и

доступным для всех граждан судом. Конституция как основной закон  становится

соглашением общества и государства  о разграничении сфер и деятельности:

гражданское общество является сферой индивидуальных свобод и частных  интересов,

а государство – сферой публичной  власти и общих интересов.

Институционализм как система, устанавливающая правовые рамки  взаимоотношения

общества и личности с властью, может быть действительным и мнимым

. Конституционализм был способом  цивилизованного разрешения противоречий  между

набравшим силу гражданским обществом  и абсолютистским государством. В  тех

странах, где гражданское общество было зрелым, система конституционализма

инициировала процесс постепенного перехода к демократии, начав его  с

действительного ограничения функций  монарха и расширения полномочий народного

представительства (парламента). В  России конституционализм был мнимым в виду

слабости гражданского общества. Это  обусловило союз царя с бюрократией, и даже

учреждение парламента в лице Государственной  думы не изменило сущности власти.

Она оставалась абсолютной и концентрировалась  в руках самодержца.

В России основной принцип конституционализма, сформулированный еще Дж.

Локком, который утверждал, что “правящая власть должна управлять в помощью

провозглашенных и установленных  законов, а не импровизированных  приказов и

неопределенных решений”, осуществлялся  крайне непоследовательно.

Первоначально самодержавие, инициировав  ограничение собственной власти путем

выработки нового “Свобода основных государственных законов”, стремилось лишь

сохранять существовавшую политическую систему, предав ей правовое оформление.

Манифестом от 6 августа 1905 года был  введен новый институт представительного

характера с совещательными функциями  – Государственная дума. Однако

революционные события 1905-1907 гг. побудили самодержавие создать предпосылки

дуалистической монархии, принципы которой  были изложены в Манифесте 17 октября

1905 года и законодательных актов  конца 1905 - начала 1906 гг. Новые

законодательные акты изданы в качестве дополнения к (Свободу основных

государственных законов), имели своей  целью некоторую кодификацию  имеющихся

актов, но при сохранении в неприкосновенности монархического начала. Это дало

основание М. Веберу назвать российский конституционализм а 1906 году

псевдоконституционализмом. Российский “Свобод основных государственных  законов”

(в новой редакции от 23 апреля 1906 года) был, по мнению М. Вебера, не

шагом в сторону правового, конституционного общества, а ловушкой. Слабость

гражданского общества при неограниченной власти самодержавия и бюрократии

позволило немецкому социологу  сделать вывод о том, что в  России для утверждения

принципов либеральной демократии нет предпосылок.

             4.         Формирование  гражданского общества в России            

     4.1.         Предпосылки гражданского общества: причины незрелости

В России так и не были созданы  основы гражданского общества. Его  становление

означало формирование такой общности людей, в которой достигается  оптимальное

соотношение политического и не политического начал, обеспечивается взаимное

равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.

В этом смысле Россия демонстрировала  альтернативный западным образцам вариант

развития. Основой дореволюционного российского общества была жестокая

властная иерархия, всяческий ограничивавшая развитие индивидуальной частной

собственности на землю, ресурсы и  средства производства. Правящий класс,

обладавший монополией на власть, одновременно был собственником  почти всех

средств производства и ресурсов в  стране. Он управлял бесправным, полунищим  и

нищим большинством населения. Социальная структура, состоявшая из двух

крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса,

который мог бы выступать стабилизирующим  фактором общественного развития,

силой, предотвращающей открытое столкновение данных антагонистических сил,

почти не было.

К началу царствования Петра I в российском обществе появились предпосылки  для

плавной индустриализации: сложился всероссийский рынок; возросло число

городов, ставших центрами ремесел; активную роль играло купечество,

сосредоточившее в своих руках  необходимые капиталы. Однако возникавшие  слои

свободного сельского и городского населения, которые потенциально могли  бы

стать социальной базой для новых  классов – буржуазии и рабочих, были лишены

Петром I юридической свободы и  записаны в государственные крестьяне.

Модернизация России приходила  за счет использования крепостного  труда и

концентрации власти в руках  монарха.

Реформы 60-х годов XIX века открыли  возможность формирования гражданского

общества. После них активизировался  процесс становления среднего класса –

социальной базы гражданского общества. К 1897 году количество мелких

зажиточных хозяев равнялось 23,1 млн. человек, что составляло 18,4% от общей

численности населения. К 1913 году оно  возросло до 31,5 млн. человек. Средний

класс быстро пополняется за счет дворянства, которое после реформы 1861 года

в большинстве своем разорилось и вынуждено было искать другие источники

дохода. Дворянство переходило на гражданскую  и военную службы либо занимало

места в торговых и промышленных компаниях, в науке, образовании, земствах.

Экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления.

Император Николай II не желал поделиться властью с нарождавшимся “третьим

сословием ” и осуществить назревшие  реформы. Война 1914 года лишь обострила

все противоречия и привела к  революционному изменению политического  строя.

Октябрьская революция 1917 года не затронула  принципов организации общества.

Вместо сословно-кастовой структуры  была введена статусная. Общество, как  и

прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная

номенклатура, ставшая одновременно собственником  средств производства.

Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В

Информация о работе Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки