Государство и профсоюзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:15, реферат

Описание

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть государство и профсоюзы.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие профсоюзов;
- обозначить задачи и функции профсоюзов;
- показать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;
- изучить правовое положение профсоюзов;
- раскрыть правовой статус профсоюзов в сфере труда;
- привести классификация прав профсоюзов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
1. Понятие профсоюзов ………………………………………………………
5
1.1 Задачи и функции профсоюзов ……………………………………….
5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов …
7
2. Правовое положение профсоюзов ………………………………………..
12
2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда ………………………...
12
2.2 Классификация прав профсоюзов ……………………………………
15
Заключение ……………………………………………………………………
23
Список литературы …………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

работа-государство и профсоюзы.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Когда законодательство не предусматривает определенную право­вую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюзного органа. Без согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт юридической силы не имеет.

Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет преимущественное значение перед волей работодателя (администрации). Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведен­ном выше примере профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении или неисполнении коллективного договора, это требование должно быть выполнено. Лицо, в отношении которого такое требо­вание выдвинуто, имеет право его обжаловать в вышестоящий профсо­юзный орган.

Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам носит либо совещательный, либо паритетный (социально- партнерский), либо обязательный характер. [9]

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось. Профсоюзы разрабатывали и предлагали за­конодательным органам проекты социальных законов, многие из кото­рых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятель­ности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законода­тельную инициативу отсутствует. Оно пока сохранилось в конституциях ряда субъектов РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возмож­ность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и вне­сение проектов законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодатель­ного органа либо отклонить, но с соответствующей мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной власти, работодателями (администрацией) сох­ранилась. Профсоюзам необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве по социальным вопросам, используя совещательные полномочия - проводить экс­пертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих груп­пах по их подготовке и др.

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы:

а) трудового договора;

б) обеспечения занятости;

в) рабочего времени;

г) времени отдыха;

д) оплаты и нормирования труда;

е) га­рантий и компенсаций;

ж) дисциплины труда;

з) охраны труда;

и) контроля за соблюдением трудового законодательства и законодатель­ства об охране труда;

к) разрешения трудовых споров. [9]

Укрупненно, по содержанию права делятся на права: во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений, во-вторых, по кон­тролю за соблюдением трудового законодательства и, в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров. Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку.

По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной которых они являются.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания централизованных начал с локальным, при возра­стании роли соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). На всех уровнях профсоюзам предо­ставлены довольно широкие полномочия с тем, чтобы они могли вы­разить и отстоять права и интересы работников (см. ст. 226 КЗоТ).

В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия нормативных правовых актов о труде или их применения без участия профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или применении условий труда необходимо определять в зависимости от того, нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.

- Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не должно выполняться.

- Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу, несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому решению законность. При отказе в сог­ласии (согласовании) оно должно быть отменено.

- Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает права или ущемляет интересы работников (работника) при применении установленных условий труда, его следует признавать не­действительным, не порождающим правовых последствий. [9]

В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их органов по контролю за соблюдением трудового законодательства изменений не произошло. Они вправе осуществлять общественнный контроль (см. ст. 244 КЗоТ). В компетенции технической и правовой инспекций труда, находящихся в ведении профсоюзов, произошли кардинальные изменения.

С созданием специализированных государ­ственных органов по надзору и контролю за соблюдением законода­тельства о труде и охране труда к ним от профсоюзной инспекции труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т.е. государственные по природе и сути полномочия возвращены орга­нам государства. В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на стороне работников в качестве их законных представителей.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в каче­стве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выступать в качестве стороны, вырабатывать требования и предъявить их работо­дателю (администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе пос­редника, формировании трудового арбитража.

По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите:

а) членов профсоюза и

б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе. [4]

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника.

Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их просьбе или по собственной инициативе.

Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все членами профсоюза (например, при выработке условий кол­лективных договоров, соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям (см. п. 2 ст. 19 Конституции РФ).

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, впервые профсоюзы появились в Англии в целях защиты профессиональных интересов работников, и это произошло не случайно. Англия была той страной, где еще в XVI в. зародился дух предпринимательства. Именно здесь гораздо раньше, чем в других регионах мира, земельная собственность уступила пальму первенства собственности промышленной (индустриальной).

Появление профсоюзов вызвало сильное сопротивление не только со стороны предпринимателей, но и государства. Для их подавления не только применялось антирабочее законодательство, но и вводилась уголовная ответственность для их организаторов. Под давлением рабочего движения государство постепенно смягчило свое отношение к профсоюзам: была отменена уголовная ответственность их организаторов, введен в правовое русло порядок проведения забастовок и др.

И, наконец, профсоюзы официально были признаны государством. В дальнейшем профсоюзы объединятся в масштабе страны (в Англии в Л 868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов; Закон о профсоюзах был принят в 1881 г.). С созданием Международной организации труда (МОТ) и развитием международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

Российское законодательство также вводит профсоюзную деятельность в правовые рамки. Закон РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» закрепляет право граждан на объединение, называет ряд прав профсоюзов и др.

Профсоюз — это добровольная общественная организация, объединяющая работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

Субъектом трудового права является не сама эта массовая организация работников, а именно ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профкома и кончая федеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов или другими федеральными профсоюзными органами.

Следует различать внутрипрофсоюзные отношения (между профкомом, членами профсоюза, между различными органами профсоюзов), которые не являются правовыми, и отношения профсоюзов с работодателями, которые регулируются нормами трудового права. В этих отношениях профсоюзы выступают как представители работников и как органы, наделенные определенными правами по защите их интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                   

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

2.                   

Гриженко Е.М. Трудовое право. – М.: Юрист. 2009.

3.                   

Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник / К.Н. Гусов, В.И. Толкунова. - 2-е изд. – М., 2004.

4.                   

Жарков Б.Н. Профсоюзные права и их материально-правовая защита. – М. 2007.

5.                   

История профсоюзного движения в России // Ежедневные новости-Подмосковье. – 2005.

6.                   

История профсоюзов России. Этапы, события, люди / Под ред. Н.Н. Гриценко, В.А. Кадейкина, Е.В. Макухина. – М., 2009.

7.                   

Конституция РФ.

8.                   

Кузнецов И. Органы отраслевые и межсоюзные / И.Кузнецов // Советские профсоюзы. – 2008. – № 10.

9.                   

Организация профсоюзной работы. Настольная книга профработника и активиста // Под ред. В.И. Сперанского, О.В. Нетеребского. – М., 2005.

10.              

Сборник нормативных документов профсоюза.

11.              

Силин А. Зарубежное законодательство о проблемах профсоюзной защиты. // Законодательство. – 2000. – № 2.

12.              

Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях  деятельности» от 12.01.96. № 10-ФЗ., с постатейными комментариями (под редакцией И.С. Снигиревой).

13.              

Хохлов Е.  Роль профсоюза в современной России: проблема взаимосвязей. // Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2008, № 12.

14.              

Шмаков М.В. Завоевать доверие большей части общества. // Труд и социальные отношения. – 2005.

15.              

Юргенс И.Ю. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра // И.Ю. Юргенс, В.Е. Можаев. – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 



Информация о работе Государство и профсоюзы