Государственный земельный надзор и контроль за использованием земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание

Проблема рационального использования и охраны земель очень актуальна на данном этапе развития земельных отношений. Почва - один из наиболее ценных даров природы. Статья 9 Конституции РФ закрепила, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По существу почва является невозобновимым природным ресурсом, поэтому ее охране должно уделяться как можно больше внимания. Земельный кодекс РФ закрепил широкие права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков на их использование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...……3
I Государственный земельный надзор и контроль…………………………………...4
Государственный земельный надзор…………………………………………...4
Муниципальный и общественный земельный контроль……………………...6
Производственный земельный контроль………………………………………9
II Организация земельного контроля………………………………………………...11
2.1 Финансовое и кадровое обеспечение исполнения земельного контроля……...12
2.2 Проведение земельного контроля………………………………………………..12
III Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель…………………………………………………………………………………..19
3.1 Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения……………21
3.2 Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения……………………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсово.docx

— 66.45 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет гуманитарных и  социальных наук

Кафедра правоведения

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Земельное право Российской Федерации»

Государственный земельный  надзор и контроль за использованием земель

ГОУ ОГУ 

 

 

 

 

        Руководитель  работы

       _____________________Панфилова М.Р.

      «_____»_____________________2011 г.

   

        Исполнитель                           

 

        Студент  гр. 08 ГК 

 

       _________________Л.Н.Мухаметжанова

       «_____»______________________2011 г.


 

 

 

 

Оренбург 2011 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...……3

I Государственный земельный надзор и контроль…………………………………...4

    1. Государственный земельный надзор…………………………………………...4
    2. Муниципальный и общественный земельный контроль……………………...6
    3. Производственный земельный контроль………………………………………9

II Организация земельного контроля………………………………………………...11

2.1 Финансовое и кадровое  обеспечение исполнения земельного  контроля……...12

2.2 Проведение земельного контроля………………………………………………..12

III Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель…………………………………………………………………………………..19

3.1 Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения……………21

3.2  Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения……………………………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема рационального использования  и охраны земель очень актуальна  на данном этапе развития земельных  отношений. Почва - один из наиболее ценных даров природы. Статья 9 Конституции  РФ закрепила, что земля наравне  с другими природными ресурсами  используется и охраняется в РФ как  основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. По существу почва является невозобновимым природным ресурсом, поэтому ее охране должно уделяться как можно больше внимания. Земельный кодекс РФ закрепил широкие права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков на их использование. В соответствии со ст.36 Конституции РФ использование земли не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Наряду с правами участники земельных отношений имеют и широкий круг обязанностей по рациональному использованию и охране земель, закрепленных, в частности, ст.42 Земельного кодекса РФ.

Проблемы ответственности за нарушения  правового режима земельных участков приобретают в настоящее время  чрезвычайно важное значение, в связи с постоянным ухудшением качества почв, опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.

Цель работы - проанализировать сущность земельного контроля.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи: определение понятия, классификации и сущности земельного контроля. Выявление системы, органов, и виды земельного контроля. Была рассмотрена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель, а также виды ответственности за земельные правонарушения. Объект и предмет курсового исследования это государственный земельный надзор и контроль за использованием земель.

 

 

 

 

 

 

 

I Общие понятия государственного земельного надзора и контроля.

 

Контроль за рациональным использованием и охраной земель является одним из традиционных инструментов земельного законодательства. Земельным кодексом Российской Федерации установлены следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный.

Государственный земельный  контроль является наиболее эффективным  исходя из перечня полномочий. За последние  годы система государственного земельного контроля претерпевала значительные преобразования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008г. № 1847 «О Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии» Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестру переданы полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости), а Роснедвижимость упразднена с 1 марта 2009г. Полномочия по государственному земельному контролю в настоящее время возложены на Росреестр и ее территориальные органы.

Должностные лица и специалисты  Росреестра и ее территориальных  органов осуществляют государственный  контроль в порядке, предусмотренном  Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном  земельном контроле».

 

    1. Государственный земельный надзор.

 

Согласно ст. 71. Государственный земельный надзор  ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный земельный  надзор осуществляется уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в  соответствии с Земельнвм Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В положении «О государственном земельном контроле» от 15 ноября 2006 г. N 689 указан порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (далее - специально уполномоченные органы).

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют  в установленном порядке с  федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными  органами, организациями и гражданами.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные  органы осуществляют контроль за соблюдением (п.3):

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении  самовольного занятия земельных  участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных  участков без оформленных на них  в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной  деятельности;

б) порядка переуступки  права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании  земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в  состояние, пригодное для использования  по целевому назначению;

г) выполнения требований о  наличии и сохранности межевых  знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний  по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области  земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в  пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования и  ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением (п.4):

а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных  или собственных надобностей;

б) выполнения требований и  обязательных мероприятий по улучшению  земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние  земель;

в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении  использования участков лесного  фонда для раскорчевки, переработки  лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных  разрешений на использование указанных  участков;

г) режима использования  земельных участков и лесов в  водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением (п.5):

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения  с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в  пределах установленной сферы деятельности.

 

    1. Муниципальный и общественный земельный контроль.

 

Статья 72 ЗК РФ . Муниципальный и общественный земельный контроль гласит:

1. Муниципальный земельный  контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

2. Муниципальный земельный  контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.1. Законами субъектов  Российской Федерации - городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга полномочия  органов местного самоуправления  на осуществление земельного  контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

3. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Задача муниципального земельного контроля это, в первую очередь, выявление  не рационально и не эффективно используемых земель, также задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение  соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

В условиях демократических  реформ органы территориального общественного  самоуправления, другие общественные объединения и граждане в соответствии с комментируемой статьей наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов. Наряду с полномочиями граждан и общественных объединений, иных контрольных функций в области использования и охраны земель, предусмотренных в комментируемой статье, их права по участию в природоресурсной и природоохранной деятельности указываются в ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 68 общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством РФ. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. 
В ст. ст. 12 и 13 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматриваются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. В частности, указывается, что органы государственной власти и самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке. 
            Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы земельного контроля, в том числе государственного и производственного контроля за охраной и использованием земель. Порядок участия граждан в охране и использовании природных ресурсов, осуществлении общественного контроля регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 2 февраля 2006 г.), иным законодательством, подзаконными актами, уставами и другими основополагающими актами общественных объединений. 
            Так, по Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 9 мая 2005 г.) профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, в разработке правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны атмосферного воздуха, животного мира, земель и окружающей среды через свои органы и имеют право беспрепятственно посещать организации, их структурные подразделения, рабочие места, вправе требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников. 
Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в области охраны земли и всей окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных формах уличных мероприятий, в осуществлении государственного экологического контроля. В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных инспекциях, состоящих из граждан. Такие инспекции и положения о них были приняты в области земельных отношений, охраны рыбных и охотничьих запасов, в области лесного хозяйства. Последнее время восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание экологического правопорядка. 
            Большие надежды возлагаются на муниципальный и общественный земельный контроль как наиболее приближенный к населению в части резервирования земель и их изъятия для государственных и муниципальных нужд, соблюдения требований Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2455).

Информация о работе Государственный земельный надзор и контроль за использованием земель