Государственная служба в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации, правах и обязанностях государственных служащих, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ.

Содержание

Введение

Понятие, принципы и виды государственной службы.
Государственные должности, их классификация.
Понятие и виды государственных служащих.
Правовое положение государственного служащего.
Прохождение государственной службы.
Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Административное 2.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

      2. Если взять за основу такой  критерий, как особенности службы  в федеральных государственных  органах, то выделяются гражданские  и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

      3. В соответствии с принципом  разделения властей различаются  государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

      Органы  законодательной власти выполняют  законодательную и контрольную  функции в отношении органов  исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для  успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

      Органы  исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует прежде всего способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

      Судебная  власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

      4. По объему должностных полномочий  государственные служащие подразделяются  на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих внутри категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей – с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем – утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В».  

      5. В зависимости от срока службы  можно выделить государственных  служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

      6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

      7. Критерием для подразделения  государственных служащих являются  и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью  является то, что они присваиваются  персонально каждому государственному  служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

      Квалификационные  разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной  службы. В этом выражается неразрывность  сущности квалификационного разряда  с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда 6т замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

 

  1. Правовое  положение государственного служащего.
 

      Государственный  служащий  имеет  право  на:

1) ознакомление  с документами,  определяющими   его  права  и  обязанности   по занимаемой  государственной   должности  государственной   службы,  критерии  оценки  качества  работы и условия продвижения по  службе,  а также на  организационно  -  технические условия,  необходимые  для  исполнения  им  должностных  обязанностей;

2) получение   в  установленном  порядке   информации  и  материалов,  необходимых  для исполнения  должностных  обязанностей;

3) посещение   в  установленном  порядке  для  исполнения  должностных   обязанностей  предприятий,  учреждений  и  организаций  независимо  от  форм  собственности; 

4) принятие  решений  и  участие в  их подготовке  в  соответствии  с  должностными  обязанностями;

5) участие   по своей инициативе  в  конкурсе  на  замещение  вакантной   государственной  должности   государственной  службы;

6) продвижение   по  службе,  увеличение  денежного   содержания  с  учетом  результатов  и  стажа  его  работы,  уровня  квалификации;

7) ознакомление  со  всеми  материалами  своего  личного  дела,  отзывами  о   своей деятельности  и  другими   документами  до  внесения  их  в  личное  дело, приобщение  к  личному  делу  своих  объяснений;

8) переподготовку  (переквалификацию) и  повышение   квалификации  за  счет  средств  соответствующего  бюджета;

9) пенсионное  обеспечение  с  учетом  стажа   государственной  службы;

10) проведение  по  его  требованию  служебного  расследования для опровержения сведений, порочащих  его  честь  и  достоинство;

11) объединение   в  профессиональные союзы  (ассоциации)  для  защиты  своих   прав,  социально - экономических   и  профессиональных  интересов; 

12) внесение  предложений  по  совершенствованию государственной  службы  в  любые  инстанции. 

      Государственный служащий вправе обратиться  в  соответствующие  государственные  органы  или  в  суд  для  разрешения  споров,  связанных  с  государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных  характеристик,  приема  на  государственную  службу,  ее  прохождения, реализации  прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы,  дисциплинарной  ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий  правовой  и  социальной  защиты  государственного  служащего,  увольнения  с  государственной  службы11.

               Государственный  служащий  обязан:

1)  обеспечивать  поддержку конституционного  строя   и  соблюдение  Конституции   Российской Федерации, реализацию  федеральных  законов  и   законов  субъектов  Российской  Федерации,  в  том  числе   регулирующих  сферу  его   полномочий; 

2)  добросовестно  исполнять должностные обязанности; 

3) обеспечивать  соблюдение  и  защиту  прав  и  законных интересов  граждан; 

4)  исполнять   приказы,  распоряжения  и  указания, вышестоящих  в  порядке   подчиненности  руководителей,  отданные  в  пределах  их  должностных  полномочий,  за  исключением  незаконных; 

5)  в   пределах  своих должностных   обязанностей  своевременно  рассматривать   обращения  граждан  и   общественных  объединений,  а   также  предприятий,  учреждений  и  организаций, государственных   органов  и  органов  местного  самоуправления  и  принимать  по ним решения  в  порядке,  установленном  федеральными  законами  и  законами  субъектов  Российской  Федерации; 

6)  соблюдать   установленные  в  государственном  органе  правила  внутреннего трудового распорядка,  должностные инструкции, порядок  работы  со  служебной  информацией; 

7)  поддерживать  уровень  квалификации,  достаточные   для  исполнения  своих  должностных  обязанностей;

8) хранить   государственную  и  иную  охраняемую  законом  тайну,  а  также  не  разглашать  ставшие  ему  известными  в  связи  с  исполнением  должностных  обязанностей  сведения,  затрагивающие  частную  жизнь,  честь  и  достоинство  граждан12.

      Государственный  служащий  не  вправе: 

1)  заниматься  другой  оплачиваемой  деятельностью,  кроме педагогической,  научной  и  иной  творческой деятельности;

2) быть  депутатом законодательного  (представительного)  органа Российской  Федерации,  законодательных  (представительных) органов субъектов Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления;

3) заниматься  предпринимательской  деятельностью   лично  или  через  доверенных  лиц; 

4)  состоять  членом  органа  управления  коммерческой  организаций,  если  иное  не  предусмотрено  федеральным законом или если  в порядке,  установленном федеральным законом и законами  субъектов Российской  Федерации,  ему не  поручено участвовать в управлении  этой  организацией; 

5)  быть  поверенным  или  представителем  по  делам  третьих  лиц   в  государственном органе,  в котором он  состоит на  государственной службе  либо  который непосредственно подчинен  или непосредственно  подконтролен  ему; 

6)  использовать  в  неслужебных  целях средства  материально - технического,  финансового  и  информационного  обеспечения,  другое  государственное имущество  и  служебную  информацию; 

7) получать  гонорары  за  публикации и  выступления в качестве  государственного  служащего; 

8) получать  от  физических  и  юридических   лиц  вознаграждения  (подарки денежное  вознаграждение,  ссуды,  услуги,  оплату  развлечений,  отдыха, транспортных  расходов  и  иные  вознаграждения),  связанные  с  исполнением  должностных  обязанностей,  в  том  числе  и  после  выхода  на  пенсию; 

9) принимать  без  разрешения  Президента  Российской  Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств,  международных и иностранных организаций; 

10)  выезжать  в  служебные  командировки  за  границу  за  счет  физических  и  юридических  лиц,  за  исключением  служебных  командировок,  осуществляемых  в  соответствии  с  международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной  власти  и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с государственными  органами  иностранных  государств,  международными  и иностранными  организациями; 

11)  принимать   участие  в  забастовках; 

12) использовать  свое  служебное  положение   в  интересах  политических  партий, общественных,  в  том  числе  религиозных,  объединений  для  пропаганды  отношения  к ним.  В  государственных  органах  не  могут  образовываться  структуры политических  партий,  религиозных,  общественных  объединений,  за  исключением  профессиональных  союзов. 

      Государственный  служащий  обязан  передавать  в доверительное  управление под  гарантию  государства  на  время  прохождения государственной службы находящиеся в его  собственности  доли  (пакеты  акций)  в уставном  капитале  коммерческих  организаций13.

      Обязанности — неотъемлемая часть каждой государственной  должности. Смысл существования  государственной должности —  исполнение  государственным служащим своих обязанностей. Права даются  государственному служащему  для  выполнения обязанностей.  Обязанности можно поделить  на должностные и общеслужебные. Для государственных служащих существуют запреты — общеслужебные ограничения,  существующие  для того, чтобы государственные служащие были  независимы  при выполнении  своих  обязанностей. Эти ограничения нужны для того,  чтобы обеспечить  чёткую  работу  государственных органов, предотвратить злоупотребления властью.

Информация о работе Государственная служба в Российской Федерации