Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи.............................5
1.1. Понятие и источники правового регулирования договора розничной купли-продажи........................................................................................................................5
1.2. Виды договора розничной купли-продажи и их особенности.........................8
2. Особенности юридической конструкции договора розничной купли-продажи......................................................................................................................17
3. Ответственность по договору розничной купли-продажи................................24
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24
3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей.......................30
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................39
Приложения................................................................................................................43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГП.docx

— 113.01 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.......................................................................................................................3

 

1. Общая характеристика  договора розничной купли-продажи.............................5

1.1. Понятие и источники  правового регулирования договора  розничной купли-продажи........................................................................................................................5

1.2. Виды договора розничной  купли-продажи и их особенности.........................8

 

2. Особенности юридической  конструкции договора розничной  купли-продажи......................................................................................................................17

 

3. Ответственность по  договору розничной купли-продажи................................24

3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24

3.2. Государственная и  общественная защита прав потребителей.......................30

 

Заключение.................................................................................................................36

Список использованных источников.......................................................................39

Приложения................................................................................................................43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В повседневной жизни, приобретая в магазине какую-нибудь мелочь или  делая крупную покупку, мы можем  и не подозревать, что являемся участниками  договора розничной купли-продажи. Заключение такого договора подразумевает  исполнение обязательств и наличие  определенных прав, как со стороны  продавца, так и со стороны покупателя, то есть нас простых граждан.

Розничная купля-продажа  является своеобразным показателем  конкурентоспособности товара, так  как покупатель сам выбирает какой  ему товар лучше купить и где: на рынке, в автомагазине либо интернет-магазине. Сделав анализ реализации товара, можно  придти к выводу, какой товар более  конкурентоспособен и востребован, а какой нет; каких товаров  следует производить больше, каких  меньше, но не в ущерб качеству товара. Иными словами розничная купля-продажа является как основой регулирования деятельности производителя по выпуску товаров народного потребления, так и основной гражданско-правовой формой торгового обслуживания граждан.

Розничная купля-продажа  является одним из определяющих факторов социально-экономического развития страны. Наличие благоприятного экономического климата в значительной степени  зависит от стабильного, имеющего тенденцию  к росту потребительского рынка, отсутствия социальной напряженности  в обществе и готовности населения  делать крупные вложения в оборот товаров и услуг. Вместе с тем, в условиях мирового финансово-экономического кризиса потребитель наиболее уязвим, нуждается в усиленных формах защиты его интересов со стороны  государства, и прежде всего, в жизнеобеспечивающих  сферах общественных отношений.

В этой связи в современных  условиях существенно повышается значимость общественных объединений потребителей, которые играют все более заметную роль в социально-экономической  жизни любого демократического государства, осуществляя представительство  интересов общества в реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей [36].

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу заключения, изменения и прекращения договора розничной купли-продажи.

Институт розничной купли  – продажи активно развивается. В связи с чем, действует огромное количество нормативных документов регламентирующих его деятельность. Например, Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З [2]; Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. №231-З «О торговле», [4]; Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. №90-З [5]; Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[7] и т.д.

Но некоторые документы  уже не соответствуют действительности и просто устарели, нормы остальных  противоречат друг другу.  В связи  с этим, на практике возникает достаточно большое количество проблем, требующих  своего разрешения. Об этом говорит  и судебная практика. Так, в суды республики ежегодно поступает более 500 гражданских дел о защите прав потребителей (например, в 2009 г. – 531, в 2010 г. – 560). В большинстве случаев заявлялись исковые требования: о расторжении договора розничной купли-продажи – 72 дел, о взыскании убытков в связи с ненадлежащим оказанием услуг – 24, о понуждении к исполнению договора – 16, о возмещении убытков в связи с несвоевременным или ненадлежащим исполнением договора – 13 [26, с. 43].

Постепенно получают свое правовое развитие такие виды договора розничной купли-продажи как купля-продажа  через интернет-магазины, продажа  товаров с использованием автоматов (вендинг). Поэтому данная тема достаточно актуальна на современном этапе  и требует ее детального изучения.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие  задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.

В качестве методологической основы исследования применена научная  теория диалектического метода познания социальных явлений и процессов; общая теория права; теория гражданского права. Использовались системный, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой и другие методы исследования.

 

 

 

ГЛАВА 1

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

1.1. Понятие и  источники правового регулирования  договора розничной купли-продажи

Договор розничной купли-продажи  – один из видов договора купли-продажи, в совокупности составляющих договорный тип «купля-продажа» и относящихся к группе договоров о передаче имущества. Указанный договор используется в процессе осуществления такого вида предпринимательской деятельности как розничная торговля. Покупателями реализуемых товаров в основном являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые в случае ненадлежащего исполнения договора со стороны продавца могут оказаться практический бессильными перед крупной торговой организацией, имеющей в своем распоряжении штат юристов и экономистов, а также более значительный финансовый потенциал. В этой связи порядок заключения и исполнения договора розничной купли-продажи, требования к качеству производимых и реализуемых в процессе исполнения анализируемого договора товаров, порядок и способы защиты прав потребителей подлежат детальному правовому регулированию.

Возникающие в процессе заключения и исполнения договора розничной  купли-продажи общественные отношения являются одним из самых распространенных видов отношений, существующих между субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами [35, с. 45].

Правовые нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договора розничной купли-продажи, закреплены в § 2 главы 30 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее –  ГК). В процессе заключения и исполнения анализируемого договора также следует руководствоваться правовыми нормами, закрепленными в § 1 главы 30 ГК, в части не противоречащей правовым нормам § 2 главы 30 ГК, а также правовыми нормами, закрепленными в иных нормативных правовых актах.

Договор розничной купли-продажи  регулируется, прежде всего: Конституцией Республики Беларусь от 1994 года (с изменениями  и дополнениями на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), как основным законом, действующим на территории Республики Беларусь [1]; Гражданским Кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З [2]; Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. №231-З «О торговле», которым регламентированы общие условия торговли (в т.ч. розничной) на территории Республике Беларусь [4]; Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. №90-З, которым определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан-потребителей товаров и распространяется на отношения их с предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также гражданами-предпринимателями [5]; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»» [8], которым также был утвержден: перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар; перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых обязан устанавливать изготовитель; перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены; перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

В целях реализации ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 № 366-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей» [6], Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 14.01.2009 № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» [11], которое вступило в силу 17 февраля 2009 г. Им утверждено 3 положения: положение о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах); положение о порядке реализации отдельных непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств); положение о случаях и порядке информирования потребителей о показаниях к применению отдельными возрастными группами пищевых продуктов [29, с.46].

Отдельные вопросы розничной  купли-продажи регулируются следующими нормативными правовыми актами: Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 01.01.2011 г. [7]. Данным Указом утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, а также форма специального разрешения (лицензии). Все положения о лицензировании, в настоящий момент являющиеся отдельными нормативными актами, включены в Указ; Указом Президента Республики Беларусь «О функционировании магазинов беспошлинной торговли» от 17 января 2012 г. № 38 [9]; Постановлением Совета Министров от 12 декабря 2003 г. № 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков» [14]; Постановление Совета Министров от 7 апреля 2004 г. № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания»; Постановлением Министерства торговли от 27 марта 2002 г. № 10 «Об утверждении перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находится в объектах розничной торговли и общественного питания» [17];  Постановлением Министерства торговли от 6 мая 2002 г. № 23 «Об утверждении положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) и некоторых других нормативных правовых актах и др.

В соответствии с нормой ст. 9 Закона о торговле: розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи [4, ст. 9].

Объектами экономических  отношений, регламентируемых данным законодательством, являются товары, работы, услуги потребительского рынка. Иные объекты (пенсии, пособия, стипендии, должностные оклады) служат предметом  отношений, регулируемых другими законами и нормативными актами.

Сферой потребительских  отношений является рынок товаров, работ, услуг во всем многообразии его  отраслей. Отрасли и подотрасли рынка  отличаются прежде всего объектами  продажи. В каждом случае рынок имеет  свои характерные особенности: рынок  продовольственных товаров (хлеб, мясные, молочные продукты, фрукты, овощи, продукты общественного питания), рынок непродовольственных  товаров (аппаратура, сложная бытовая  техника, строительные материалы, посуда, обувь, одежда, мебель, музыкальные  инструменты), рынок услуг (коммунальных, бытовых, транспортных, связи, туристических, финансовых, ритуальных, медицинских), рынок работ (ремонтных, строительных, по пошиву обуви, одежды, изготовлению мебели, дверей). Это лишь незначительная часть отраслей и подотраслей  сферы потребительских отношений. Однако данным подходом понятие этой сферы не ограничивается. Следует  учитывать и организационную  форму существования того или  иного рынка. Скажем, универмаг или  универсам существенно отличаются от вещевого или продовольственного рынка, ларек (павильон) от магазина, агентство  от физического лица, работающего  по патенту, торговая фирма от торговца – «челнока» [22, с. 32].

Определение договора розничной  купли-продажи дано в ст. 462 ГК  Республики Беларусь. В ней сказано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, либо лицо, осуществляющее ремесленную деятельность или разовую реализацию товаров на рынке, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В закрепленном в ст. 462 ГК  определении в отличие от определения купли-продажи, закрепленного в ст. 424 ГК, отсутствует указание на обязанность покупателя принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму, что, во-первых, обусловлено универсальностью понятия «договор купли-продажи», закрепленного в ст. 424 ГК, и, соответственно, возможностью его применения и к другим видам купли-продажи в части, не противоречащей им, а также спецификой заключения и исполнения анализируемого договора [35, с. 47].

Таким образом, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Анализ нормативных правовых актов по вопросам розничной купли-продажи показал, что законодательная база данного института довольно обширна, однако остаются вопросы, которые на практике требуют своего законодательного разрешения.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи