Договор контрактации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Тема настоящей работы вызывает большой исследовательский интерес, обусловленный в первую очередь, ее актуальностью как в теоретическом, так и в практическом смыслах, а также кругом нерешенных проблем правоприменительного характера.
Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в России в течение длительного времени строилась на сочетании административно-планового акта и заключаемого во исполнение данного акта договора контрактации. В режиме плановой социалистической экономики почти вся сельскохозяйственная продукция закупалась у производителей сельскохозяйственной продукции на основе обязательных для исполнения государственных заказов.

Содержание

Введение 5
1 Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд 8
2 Общая характеристика договора контрактации 11
2.1 Значение и сфера применения контрактации 11
2.2 Понятие и признаки договора контрактации 13
2.3 Содержание и исполнение договора контрактации 18
3 Ответственность по договору контрактации 25
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 48.74 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 5

1 Правовое  регулирование закупок сельскохозяйственной  продукции для государственных  нужд                                                                                       8

2 Общая характеристика  договора контрактации                                           11

2.1 Значение  и сфера применения контрактации                                  11

2.2 Понятие  и признаки договора контрактации                                   13

2.3 Содержание  и исполнение договора контрактации                         18

3 Ответственность  по договору контрактации                                                 25

Заключение                                                                                                            27

Список использованных источников                                                                  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Тема настоящей работы вызывает большой исследовательский интерес, обусловленный в первую очередь, ее актуальностью как в теоретическом, так и в практическом смыслах, а также кругом нерешенных проблем правоприменительного характера.

Закупка сельскохозяйственной продукции для  государственных нужд в России в  течение длительного времени  строилась на сочетании административно-планового  акта и заключаемого во исполнение данного акта договора контрактации. В режиме плановой социалистической экономики почти вся сельскохозяйственная продукция закупалась у производителей сельскохозяйственной продукции на основе обязательных для исполнения государственных заказов.

В условиях рыночной экономики, основанной на свободе  договора и выборе контрагентов, предоставляющей  товаропроизводителям возможность  реализовывать продукцию по своему усмотрению и исключающей плановый характер договора контрактации, возникла потребность в разработке и построении новых правовых механизмов регулирования  сферы государственных закупок  сельскохозяйственной продукции и  формирования государственных продовольственных  фондов.

В таких  условиях все большее значение для  эффективного функционирования всей системы  закупок сельскохозяйственной продукции  и надлежащего выполнения сторонами  договорных обязательств приобретает  юридическая ответственность.

Нормы об ответственности сторон за нарушение  договорных обязательств в сфере  закупок сельскохозяйственной продукции  установлены как в общегражданском  законодательстве (ГК РФ), так и в  специальном аграрном законодательстве. Специальными нормативно-правовыми  актами в этой области, прежде всего, является Федеральный закон от 02.12.94 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"1). В силу специфичности правовых отношений по закупкам сельскохозяйственной продукции для государственных нужд ответственность за нарушение договорных обязательств в этой сфере также имеет свою специфику. Однако в действующем законодательстве особенности такой ответственности не нашли должного закрепления.

В современных  условиях существует насущная потребность  в системном исследовании вопросов ответственности товаропроизводителей (поставщиков) и заказчиков (покупателей) сельскохозяйственной продукции. Выявление  имеющихся недостатков правового  регулирования и правоприменения  в данной сфере, дает возможность  определить те необходимые нововведения в действующее законодательство, которые позволят обеспечить гарантии по защите интересов товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, а  также создать их заинтересованность в расширенном производстве такой  продукции и реализации ее государству.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе законодательства, научной и методической литературы, исследовать основной комплекс вопросов, касающихся специфики правовых форм закупки сельскохозяйственной продукции.

Достижение  указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

- исследовать правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции;

- раскрыть понятие, признаки, значение, содержание и исполнение договора контрактации;

-исследовать  ответственность по договору контрактации;

-провести  сравнительный правовой анализ  указанных отношений.

Предметом исследования является  правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе по ее закупкам для государственных нужд; правовое регулирование ответственности по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции.

Объект исследования составили действующее законодательство и система иных нормативных правовых актов, регулирующие отношения субъектов в сфере закупок сельскохозяйственной продукции.

Методологическую основу работы составили совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включающая методы исторический, материалистической диалектики, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы с разбивкой на параграфы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Правовое регулирование закупок  сельскохозяйственной продукции  для государственных нужд

 

 

Договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия для государственных нужд2). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и оформляются договорами на закупку (или поставку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей для государственных нужд. При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под поставкой разумеются договорные отношения между товаропроизводителями (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

 Государственные  нужды определяются исходя из  потребностей Российской Федерации  и ее субъектов в сельскохозяйственной  продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной  продукции для государственных  нужд осуществляются, в частности,  для выполнения федеральных программ  развития агропромышленного производства, других экономических и социальных  программ, направленных на снабжение  населения продовольствием; обеспечения  экспорта сельскохозяйственной  продукции; формирования государственных  резервов сельскохозяйственного  сырья и продовольствия и т.д.

 Государственные  заказчики определяются Правительством  РФ, а по региональным государственным  нуждам - органами исполнительной  власти Российской Федерации.  В этом качестве могут выступать  органы исполнительной власти, коммерческие  и некоммерческие организации,  в частности специально создаваемые  в этих целях продовольственные  корпорации.

 Исходя  из федеральных и региональных  потребностей, государственные заказчики  не позже чем за три месяца  до начала каждого года доводят  до товаропроизводителей и поставщиков  объемы закупок и поставок  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия для  государственных нужд. Правительство  РФ и органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации до начала года определяют  квоты для товаропроизводителей-поставщиков  на закупку сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия  по гарантированным ценам. Доведенные  до товаропроизводителей объемы  закупок и квоты являются основанием  для заключения конкретных договоров  на закупку или поставку сельскохозяйственной  продукции.

 Договор  на закупку сельскохозяйственной  продукции, сырья или продовольствия  должен содержать условия: об  объеме (количестве) закупаемой продукции,  ее ассортименте и качестве, о  ценах, сроках закупки и порядке  расчетов. Особые правила предусмотрены  в отношении цены и порядка  расчетов за закупаемую продукцию.  Договор считается действующим  по тем ценам, которые на  момент его заключения были  определены в договоре, и не  может быть в дальнейшем расторгнут  по инициативе одной из сторон  в связи с ее несогласием  с установленной ценой. Особенность  порядка расчетов состоит в  том, что, если в договоре  не определена форма расчетов  за закупаемую сельскохозяйственную  продукцию, стороны должны использовать  инкассовую форму расчетов.

 Определенным  своеобразием отличается и ответственность  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязательств, вытекающих  из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Федерального закона). Во-первых, на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйственной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана уплатить контрагенту неустойку в размере пять-десять процентов от стоимости недопоставленной или соответственно непринятой продукции.

 Во-вторых, несвоевременная оплата закупленной  (поставленной) продукции растениеводства  влечет обязанность государственного  заказчика (покупателя) уплатить  товаропроизводителю неустойку  (пеню) в размере двух процентов  от суммы несвоевременно оплаченной  продукции за каждый день просрочки  платежа, а при просрочке оплаты  свыше тридцати дней - трех процентов.

 Отказ  государственного заказчика от  закупки предусмотренной договором  сельскохозяйственной продукции  допускается только при условии  полного возмещения товаропроизводителю  (поставщику) убытков, причиненных  по вине государственного заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Общая характеристика договора  контрактации

 

2.1 Значение и сфера применения  контрактации

 

 

Договор контрактации, являющийся отдельным  видом договора купли-продажи, призван  регулировать отношения, связанные  с закупками у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

 В  российском дореволюционном гражданском  законодательстве отсутствовало  специальное регулирование отношений  по закупкам сельскохозяйственной  продукции. Судебная практика  той поры исходила из возможности  применения к данным правоотношениям  правил о договоре купли-продажи  либо о договоре запродажи.  Но по действовавшему в ту  пору законодательству договор  купли-продажи предполагал наличность  вещи, состоящей во владении продавца, поэтому предметом договора купли-продажи  не могли выступать вещи, не  существующие на момент заключения  договора, например будущий урожай. Что касается договора запродажи,  то его предметом признавалось  лишь недвижимое имущество. Данную  проблему предполагалось решить  путем уточнения предмета договора  купли-продажи, имея в виду, что  таковым должны были признаваться  и будущие вещи, не существующие  в момент заключения договора3).

 В  советский период на первом  этапе отношения, складывающиеся  между сельскохозяйственными производителями  и покупателями выращенной продукции,  регулировались договором купли-продажи.  В ГК 1922 г. отсутствовали какие-либо  нормы о договоре контрактации. В дальнейшем обязательства колхозов  и совхозов по сдаче государству  выращенной или произведенной  ими продукции сельскохозяйственного  производства были практически лишены товарных элементов, эти правоотношения носили административный характер и именовались "обязательными поставками" сельскохозяйственной продукции.

 В  60-х годах совхозы были переведены  на хозрасчет, значительно повышались  закупочные цены, внедрялся договорный  метод заготовок сельскохозяйственной  продукции. В Основах гражданского  законодательства 1961 г. появились  нормы о договоре контрактации (ст. 51-52), которые были воспроизведены  в ГК РСФСР 1964 г. (ст. 267-268). Согласно  указанным нормам государственная  закупка сельскохозяйственной продукции  у колхозов и совхозов осуществлялась  по договорам контрактации, которые  заключались на основе планов  государственных закупок сельскохозяйственной  продукции и планов развития  сельскохозяйственного производства  в колхозах и совхозах. Самостоятельный  характер договора контрактации  по отношению к договору купли-продажи  и к договору поставки в  юридической литературе объяснялся  главным образом тем, что сельскохозяйственная  продукция производится на земле,  составляющей исключительную собственность  государства, за которым по  этой причине признавалось право  вводить обязательность сдачи  ему выращенной сельскохозяйственной  продукции на условиях, им установленных.  Отношения по контрактации сельскохозяйственной  продукции регулировались многочисленными  подзаконными актами, в частности  типовыми договорами контрактации  отдельных видов сельскохозяйственной  продукции, содержащими императивные  нормы, которым в точности должны  были соответствовать условия  конкретных договоров, заключаемых  между хозяйствами и заготовительными  организациями.

Информация о работе Договор контрактации