Частная собственность. Тенденции и перспектива развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных и субъективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория собственности, ее сущность и формы 6
1.1. Сущность и понятие частной собственности 6
1.2. Формы собственности 8
1.3. Частная собственность как основа рыночной экономики 12
1.4. Регулирование прав частной собственности 16
Глава 2. Основные аспекты приватизации собственности в РФ 20
2.1. Общая характеристика «приватизационной экономической реформы» 20
2.2. Основные концепции приватизации 23
2.3. Экономическое содержание приватизации 24
2.4. Особенности преобразования собственности в России 27
Глава 3. Тенденции и перспективы развития частной собственности 30
3.1. Основные аспекты развития частной собственности 30
3.2. Современные тенденции развития частной собственности 32
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

Частная собственность. Тенденции и перспектива развития в России.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

     Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций:

     1. использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;

     2.  введение чековой (или купонной) системы;

     3.  низкая доходность приватизации;

     4. аукционная продажа малых объектов.

       Приватизация в развитых странах  имеет ряд существенных отличий:  многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

       Проведение приватизационных мероприятий  в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

      

 

      2.4. Особенности преобразования собственности в России 

     В период реформирования перед Россией стояла важная задача – создать рынок, но советская  экономика была огосударственной и  монополизированной.

Становление рынка – это развитие конкуренции, которое было осуществлено через демонополизацию путем разгосударствления (коммерциализации деятельности госпредприятий) и приватизации госсобственности.13

     Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

     1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

     3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.14

     Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

     1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

     2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

     3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

     4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

     5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

     6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

     7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

     8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

     9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

     10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.15

     Этапы приватизации в России:

  1. Доваучерная (до 1991г.) - в форме выпуска арендного 
    имущества, которое затем выкупалось.
  2. До 1 июля 1994 года - ваучерная приватизация. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
  3. Денежная. Продажа предприятий и акций за деньги.
  4. Залоговые аукционы (1997) — государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакеты акций приватизированных предприятий для получения кредита.

     Перспективы приватизации:

  1. Уточнение законодательства, исправление выявившихся несоответствий.
  2. Продолжение продажи государственных долей.
  3. При массовой продаже акций их стоимость падает ниже 
    номинала, что позволяет скупать значительные пакеты и 
    распределять прибыль в пользу этих покупателей. Для предотвращения этого руководство скупает акции у работников. Если предприятие выкуплено коллективом, но не ОАО, то по примеру ESOP (программа продажи акций работникам) целесообразно создавать народное акционерное предприятие с уставным капиталом в размере полученных при акционировании акций предприятия трудовым коллективом.
  4. Отладка инвестиционных торгов, привлечение иностранных инвесторов.

     5. Помощь приватизированным предприятиям по программе оказания им технической помощи, на реализацию которой Европейский Союз выделяет 500 - 1500 тыс. долл. для каждого отобранного предприятия.16

     Таким образом, приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

       Сложившийся механизм приватизационного  процесса в России соответствует  балансу интересов различных  групп и слоев населения.

     Глава 3. Тенденции и перспективы развития частной собственности 

     3.1. Основные аспекты  развития частной собственности 

     Любое государство структурирует отношения  собственности, исходя из соображений  экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При  этом основными подходами к решению  вопросов о приоритете тех или  иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам? Какова возможная сфера распространения частной собственности в экономике?

     Частная собственность, будет иметь значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты  процесс приватизации, ведущий к  расширению индивидуальной и групповой  форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью заменена на частную. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

     Прежде  всего, частная собственность не адекватна для использования  неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

     Сюда  также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве России, и  этот сектор требует адекватной ему системы управления. Все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют частной поддержки этих сфер. При развитии частной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать частные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные частные ресурсы.

     Что касается развития частной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности  не оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, мелкие предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, не должны сохранять государственную форму собственности.

     В каких бы сферах ни развивалась частная  собственность в экономике, ее главным успехом развития остаются бюрократические тенденции. Это явление происходит в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития частной формы как формы не общественной, все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

     Так, принципиально важным для содержания частной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником. 17 

     3.2. Современные тенденции развития частной собственности 

     Современные тенденции развития собственности:

  • индивидуализация присвоения - в рамках корпоративных и других крупномасштабных форм собственности каждый становится частичным собственником;
  • обособление хозяйствования - в сельском хозяйстве, например, арендные формы хозяйствования, в промышленности - модульный способ организации производства;
  • деперсонификация собственности - распыления присвоения по тысячам акционеров;
  • общественное ограничение целевого использования активов (например, земель сельскохозяйственного назначения);

     Нельзя  противопоставлять разные формы собственности, в экономике должно существовать их оптимальное сочетание. Также возможно создание смешанной формы собственности с участием государства, других корпораций, физических лиц и трудовых коллективов. 18                        

     Рыночная  экономика объективно требует развития мелкого производства, которое может  осуществляться в форме частного предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности и др. В 1991 г. в негосударственном секторе  экономики России, наряду с предприятиями коллективной и смешанной форм собственности, начали действовать и предприятия, которые базируются на частной собственности физического лица. В настоящее время количество таких предприятий значительно увеличилось. Однако, несмотря на такое количественное увеличение, эти предприятия пока еще не играют большую роль в национальной экономике. Как показывают социально-экономические исследования, основными причинами, которые сдерживают рост предпринимательской деятельности, тормозят эффективную работу частных предприятий, являются нестабильность государственной, социально-экономической и налоговой политики, отсутствие развитой инфраструктуры предпринимательства и др.

     Исходя  из этого, можно предвидеть, что в  ближайшие годы развитие процессов  разгосударствления и приватизации собственности в промышленности России будет происходит в направлении повышения роли и части коллективной собственности за счет резкого увеличения хозяйственных товариществ и обществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Частная собственность. Тенденции и перспектива развития в России