Банкротство коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:58, контрольная работа

Описание

Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капиталов и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в связи с финансовым кризисом число разоряющихся предприятий, организаций постоянно растет. Вместе с увеличением числа предприятий (организаций) - банкротов растет количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед другими организациями. Частыми стали правонарушения в области финансовой деятельности предприятий. Наиболее часто с заявлениями о признании должников банкротами обращаются налоговые органы. Данная ситуация складывается главным образом из-за того, что предприятия (организации), обязанные заявить о своей несостоятельности не делают этого, а кредиторы, в свою очередь, не могут получить информацию о платежеспособности данных предприятий (организаций). Согласно информации из арбитражных судов следует, что в настоящее время наметилась тенденция подачи заявлений о признании банкротами крупнейших предприятий.

Содержание

Введение…………..…………………………………………………........................3

Глава 1. Общее положение о банкротстве коммерческих организаций …...5
Понятие банкротства и правовая доктрина несостоятельности…...………5
Признаки и виды банкротства ………………………………………………7


Глава 2. Банкротство как особая процедура ликвидации юридического лица…………………………………………………………………………………11

2.1. Финансовое оздоровление, как способ предотвращения банкротства……11

2.2. Процессуальные особенности банкротства ………………………………..14

2.3. Достоинства и недостатки банкротства ……………………………………22

Заключение…………………………………………………………...............……23

Список использованных источников…………………………..............………25

Работа состоит из  1 файл

Банкротство коммерческой организации Курсовая работа.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     К неправомерным  действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении банкротства предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:

  • сокрытие части имущества должника или его обязательств;
  • сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
  • уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;
  • уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.

     Закон устанавливает следующие процедуры  банкротства для юридических  лиц:

  • наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
  • финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
  • конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
  • мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Банкротство как особое основание ликвидации юридического лица

2.1. Финансовое оздоровление, как способ предотвращения банкротства

     Согласно  ст. 7 ФЗ 303 от 01.12.2007г. в целях финансового оздоровления кредитной организации могут       осуществляться следующие меры:

  • оказание финансовой   помощи    кредитной    организации    ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов  и  структуры  пассивов  кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение   в    соответствие   размера   уставного  капитала кредитной   организации   и  величины  ее   собственных    средств (капитала);
  • иные меры,   осуществляемые   в  соответствии  с  федеральными  законами.

          Названный перечень носит открытый  характер, допускается осуществление  иных мер, предусмотренных федеральными  законами. Можно отметить как  плюсы, так и минусы в использовании  законодателем понятия "иные меры". Положительно то, что субъектам правоотношений предоставляется право выбирать и использовать дополнительные инструменты финансового оздоровления кредитной организации. Тем самым создается поле для маневров, выбора более эффективного способа. С другой стороны, это обстоятельство может создавать основу для злоупотреблений со стороны недобросовестных руководителей, учредителей (участников) кредитной организации, которые, формально проводя "иные меры", на деле не осуществляют никаких результативных действий для предотвращения банкротства кредитной организации. 4

     Финансовое  оздоровление является досудебной процедурой, направленной на предупреждение банкротства  банка. Финансовое оздоровление как  меру по предупреждению банкротства  кредитной организации следует отличать от финансового оздоровления как процедуры в деле о банкротстве, предусмотренной Законом 2002 г., по порядку, периоду осуществления, цели, правовому регулированию, органу, осуществляющему надзор. Осуществляемое в отношении кредитной организации финансовое оздоровление носит внесудебный порядок (процедура финансового оздоровления, осуществляемая в соответствии с Законом 2002 г. является судебной). Финансовое оздоровление в отношении кредитной организации осуществляется до подачи заявления о признании должника банкротом. Его цель - предупредить подачу заявления о признании кредитной организации банкротом путем восстановления платежеспособности. При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе5.  
Контроль над проведением данной меры осуществляет Банк России, а не арбитражный суд.

     Следует отметить, что в случаях, предусмотренных  ст. 74 Закона о Банке России ЦБ РФ вправе направить в кредитную  организацию требование об осуществлении  мер по ее финансовому оздоровлению. Кроме того, Банком России для кредитных организаций установлены критерии, определяющие необходимость осуществления финансового оздоровления. Ранее на все виды кредитных организаций распространялось указание ЦБ РФ N 766-У. В настоящее время вместо определения финансового состояния банков применяется порядок оценки их экономического положения (указание ЦБ РФ N 2005-У). Новый порядок отменяет деление банков на категории ("финансово стабильные" и "проблемные"). На смену этим категориям пришли 5 классификационных групп. Указанием ЦБ РФ N 2005-У изменена периодичность классификации банков - вместо ежемесячной ежеквартальная. Уточнена методология оценки качества управления банка. Так, выделена в самостоятельный компонент оценка прозрачности структуры собственности банка. Перечень показателей оценки качества управления банком дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском. Данный показатель определяет, насколько развитие деятельности кредитной организации носит плановый характер, устанавливают ли акционеры банка целевые ориентиры его деятельности, контролируется ли их выполнение советом директоров. Информация об отнесении банка к классификационной группе и о выявленных недостатках в его деятельности направляется единоличному исполнительному органу банка в срок не позднее пятого числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Далее указанную информацию рекомендуется доводить до членов совета директоров и коллегиального исполнительного органа банка. Разглашение информации третьим лицам не допускается. Данное правило также является одним из новшеств. В отношении небанковских кредитных организаций оценка финансового состояния осуществляется по-прежнему в соответствии с указанием ЦБ РФ N 766-У. Наличие четких критериев финансово-экономической ситуации, при которой требуется внедрение мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, делает прогнозируемым и понятным поведение всех задействованных в данной процедуре субъектов. Кроме того, с включением в текст Закона о банкротстве банков перечня оснований для принятия мер по финансовому оздоровлению устраняется двусмысленность относительно соотношения категорий "возможности" и "обязанности" применения данных мер со стороны самих кредитных организаций6. Процедура финансового оздоровления имеет строго формализо-ванный характер, поскольку всем субъектам заранее известны основные крите-рии ситуации, требующей осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также ключевые действия по этому поводу.

     2.2. Процессуальные особенности банкротства 

     В Арбитражном процессуальном кодексе  РФ 2002 г. глава 28 посвящена рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве). В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г. содержалась лишь одна статья 143 в главе 19, которая посвящалась рассмотрению дел о банкротстве организаций и граждан. Необходимо заметить, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел о банкротстве - эта категория дел рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип также закреплен в пункте 1 статьи 32 Закона о банкротстве 2002 г. Любой из кредиторов должника в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом7.

     В статье 38 АПК РФ закреплено правило о том, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Аналогичная норма закреплена и в пункте 1 статьи 33 Закона о банкротстве 2002 г.

     В законе о банкротстве 2002 г., как и в прежнем, прямо указывается, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. В соответствии с нормами Закона о банкротстве 2002 г. (п. 1 ст. 227) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается независимо от размера кредиторской задолженности. Вместе с тем заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченным органом может быть подано только при условии наличия у него средств, которые необходимы для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227).

     Согласно  ст. 2 Закона о банкротстве уполномоченными  органами являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2003 г. N 855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» 8 и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» 9 таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве 2002 г. в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее 3 месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или территориального ее органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам. 10

     Рассмотрение  дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. Закон о банкротстве 2002 г, как и Закон о банкротстве 1998 г., делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в деле о банкротстве (статья 34), а вторая группа - это лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статья 35). Лица, участвующие в деле о банкротстве, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о банкротстве арбитражным судом, а во-вторых, при проведении какой-либо процедуры банкротства. Лица, участвующие в арбитражном процессе, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности только в первом случае. В Законе о банкротстве 2002 г., в отличие от прежнего, перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, является исчерпывающим. В новом Законе о банкротстве состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, определяется следующим образом:

       - должник;

     - арбитражный управляющий;

     - конкурсные кредиторы;

     - уполномоченные органы;

     - федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

     - лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Данная категория лиц, участвующих в деле о банкротстве, является новой, и введена она в связи с появлением такой процедуры банкротства, как финансовое оздоровление.

     Закон о банкротстве 2002 г. к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе, относит: представителя работников должника; представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия; представителя учредителей (участников) должника; представителя собрания кредиторов или представителя комитета кредиторов.

     Перечень  лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в новом Законе, как и в Законе о банкротстве 1998 г., является открытым. Однако новый Закон не называет каких-либо новых лиц по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. Под иными лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в Законе о банкротстве 2002 г. имеются в виду, частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью федеральный орган исполнительной власти по регулирование рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг. В соответствии со статьей 54 АПК РФ в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица.

Информация о работе Банкротство коммерческой организации