Авторское право и Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание

Интернет восхваляют и рисуют идеальный информационный мир, в котором нет границ и непонимания между жителями этого виртуального пространства, и государству рекомендуется не вмешиваться и позволить ему существовать по своим особым законам. Дискуссия о правовом регулировании Интернета приобретает все большую остроту, и уже законодатели давно заниматься этими проблемами.

Содержание

Введение
1. Авторское право и Интернет
1.1. Интернет как всемирная сеть интеллектуальной собственности
1.2. Содержание авторских прав в сети Интернет
2. Пиратство как основная болезнь сети Интернет
2.1. Интернет пиратство
3. Способы защиты авторского права в сети Интернет
3.1. Развитие системы международной охраны авторских прав
3.2. Способы защиты авторского права от «пиратов» в сети Интернет
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Пиратство.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Авторское право  защищает дизайн и содержание Интернет-стараницы, в том числе: ссылки, оригинальный текст, графику, аудиофайлы, видеофайлы, HTML и другие языковые ряды, списки Web-сайтов, составленные организацией или отдельным гражданином, и все остальные уникальные элементы материала.

Возникает ситуация, когда на единственной странице могут существовать десятки различных авторских прав. При этом для каждого копирования необходимо согласие обладателя авторских прав.

Поэтому если у  вас возникло желание скопировать  информацию с Web-сайта, прежде всего  следует обратить внимание на сообщение об авторском праве, размещаемом на самой странице. В этом сообщении должно быть четко сказано, можете ли вы копировать данный материал и вставлять его в другие документы, разрешается ли загружать материал из сети, распечатывать его и насколько широко это можно сделать.

Если такое  сообщение об авторском праве  отсутствует или если та операция копирования, которую вы собираетесь  совершить, не предусмотрена сообщением об авторском праве, вам следует  получить специальное разрешение. Для этого можно воспользоваться электронной почтой и отослать запрос на адрес разработчика интересующей вас Интернет-страницы. Очень часто получить такое разрешение не составляет труда. Особенно это касается тех случаев, когда материал является частью рекламной страницы. Однако существуют и случаи отказов в разрешении, в частности если речь идет об информации, касающейся собственности. Британские специалисты утверждают, что запрашивание подобных разрешений должно практиковаться даже в школах.6

На некоторых сайтах используются специальные технологии для контроля за операциями, производимыми пользователями. Так, многочисленные сайты дают возможность распечатывать страницы, но деактивируют команды «вырезать», «вставить», «сохранить как».

Копирование информации начинается с момента просмотра страниц. Оно осуществляется в оперативную память компьютера, во временные файлы браузера и сети. Если у вас уже имеется разрешение войти на определенную защищенную (скажем, паролем) страницу, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что эти копии разрешены. В то же время нет четких оснований считать, что сегодня в этой проблеме существуют четкие правила.

Распечатка  страницы, по сути, также требует  предварительного разрешения со стороны  обладателя авторских прав. Однако такой вид копирования уже может быть разрешен, -- стоит лишь обратиться к пометке об авторском праве, расположенной на данной Интернет-странице.

Следующий важный этап защиты и соблюдения авторского права в Интернете - возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или создание гипертекстовых ссылок. Создавая гипертекстовую ссылку, вы не создаете копии как таковой, но можете позволить кому-либо сделать копию с материала, к которому вы подсоединены. Язык HTML представляет собой возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя, но де-факто такая операция напоминает кражу.7

Закона о  гипертекстовых ссылках пока не существует. В этой ситуации можно лишь посоветовать руководствоваться принципами вежливости и порядочности. Прежде чем присоединиться к другому сайту, следует предупредить об этом его разработчика через электронную почту.

Множество аспектов проблемы авторского права в сети Интернет ждут своего окончательного решения, а возрастающая интеграция информационного сервиса и Интернета требует повышенного внимания к таким аспектам авторского права, как электронное копирование информации, ее распечатывание, создание гипертекстовых ссылок.

В настоящее  время происходит переоценка подхода  к правовому регулированию Интернета, дискутируются вопросы о новой отрасли законодательства - информационном праве, которое закрепляет правовую охрану информации в электронных сетях.

Представляется, что ряд проблем может быть снят уже сегодня при активном участии в их решении государства. Известно, что Интернет негласно относится  к сфере, лежащей за пределами  юрисдикции государства, случаи принятия каких-либо ограничений обычно воспринимаются международной общественностью как посягательство на естественную свободу обмена информацией во всемирной «паутине». Однако в отношениях с собственными гражданами и организациями всякое государство как суверен не лишено возможности вводить правила, устанавливать ограничения.

Многие юристы признают, что в условиях Интернета  наиболее эффективной является не правовая, а программная защита.8 Не случайно в авторском законодательстве сегодня имеются специальные нормы (ст. 1299, 1300 ГК РФ), предусматривающие возможность и юридическое значение технической и информационной защиты авторских прав.

В результате все  приходит к единственно возможному выводу - сам по себе Интернет как  компьютерная сеть не является каким-либо новым объектом права, который можно было бы поставить в один ряд, например, с регулированием исключительных прав, права собственности или деликтной ответственности. Не может быть Интернет в строгом смысле и объектом гражданского права подобно имуществу, информации или правам на результаты интеллектуальной деятельности. Впрочем, это не исключает возможности появления в будущем неких факторов социальной жизни, которые благодаря развитию Интернета потребуют специфической регламентации в рамках отдельного отраслевого (или более частного) регулирования. Подобно тому, как сто - двести лет назад выявилась социально значимая проблема, связанная с охраной прав авторов литературных произведений, что к настоящему времени привело к созданию целого нормативного массива, относящегося к так называемым исключительным правам "интеллектуальной собственности". К сожалению, пока еще преждевременно предполагать, что именно может потребовать столь принципиального изменения точки зрения на Интернет в целом как на возможный объект права.

1.2 Содержание  авторских прав в сети Интернет

Ст. 1225 ГК РФ приводит примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права. Это, в  частности литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические  и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.9

Основной собственностью, которой может обладать фирма  или частное лицо в интернет - это интеллектуальная собственность, а точнее два основными её объекта: доменное имя как товарный знак (имя  сайта например: site.ru) и авторские права на текстовое содержание (контент сайта). Текстовое содержание имеет очень большое значение, так как именно оно привлекает к сайту необходимых посетителей и поисковые машины, приводящие этих посетителей на интернет ресурс. Авторские права на статью, созданную Вами или Вашими сотрудниками для интернет ресурса, возникают сразу же после её написания и принадлежат автору не зависимо от того, была ли она опубликована или нет.10 Основной сложностью же будет доказать авторские права интернет - писателей (копирайтеров). Вот с этого момента уже необходимы официальные публикации, при этом размещение на Вашем интернет сайте публикацией назвать трудно.

Согласно ГК РФ части 4 произведение создается творческим трудом автора. Изначальным обладателем  всех авторских правомочий является автор - физическое лицо. Авторское право складывается из двух групп правомочий: прав личного неимущественного характера и исключительных прав на использование произведения (так называемые имущественные права). Перечень данных прав представлен в статье 1229 ГК РФ. К личным неимущественным правам ГК РФ относит: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора Данная группа прав носит абсолютный характер. Абсолютность состоит в том, что они принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки имущественных (исключительных) прав в полном объеме (ст.1229 ГК РФ). Они не могут быть переданы, отчуждены, не переходят по наследству и прекращаются в момент смерти их обладателя. Любые соглашения о передаче имущественных прав ничтожны. После смерти автора защиту данных прав осуществляет наследник. Исключительные имущественные авторские права на использование произведения означают право их обладателя осуществлять самому, разрешать или запрещать другим лицам определенные действия, перечень которых закреплен в статье 1229 ГК РФ и включает в себя право воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). В отличие от прав неимущественного характера имущественные права переходят по наследству и могут передаваться по авторскому договору. Посмотрим, как происходит реализация данных прав применительно к сети Интернет.11

Нужно отметить, что относительно личных неимущественных  прав в науке гражданского права нет споров, то есть общепризнанно, что гражданин, создавший произведение, является его автором, следовательно, обладает всеми личными неимущественными правами по отношению к своему произведению. Это в полной мере относится и к автору Интернет-сайта. Дискуссии имеют место в отношении имущественных прав.

Итак, право  на воспроизведение. Ст. 1292 ГК РФ под  данным правом понимает изготовление одного или более экземпляров  произведения или его части в  любой материальной форме, в том  числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Следовательно, владелец сайта, размещая на нем соответствующую информацию, которая представляется в «электронной форме и записывается на носитель информации сервера, на котором размещается соответствующий сайт» реализует свое право воспроизведения. В. Наумов понятие электронной формы аргументирует следующим образом: «ГК РФ указывает на следующие объективные формы: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах. Наличие в данной норме при описании каждого из видов форм словосочетания «и так далее» не позволяет однозначно определить, к какому из видов отнести размещение информации в сети Интернет, поэтому воспользуемся понятием “электронная форма.12 Таким образом, правомочие воспроизведения, безусловно, принадлежит автору сайта. Хотя данное право в «цифровой среде» оказывается очень неустойчивым, не обеспечивающим обладателям авторских прав возможности надежного контроля за использованием принадлежащих им объектов, но оно несомненно реализуется.

Право на распространение. ГК РФ не дает точного определения  данного права, но принято считать, что оно относится к введению экземпляров произведения в гражданский  оборот, прежде всего путем продажи. Причем распространению подлежит ограниченное число копий произведения13. Поэтому данное правомочие не может описывать отношения, связанные с использование объектов авторского права в Интернете.

В следующую  группу правомочий можно объединить права на разрешение сообщения (включая показ, исполнение, передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам, а также право на доведение до всеобщего сведения. Согласно ГК РФ сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой. Право на доведение до всеобщего сведения было внесено в ГК РФ вместе с 4 частью, для этого появились веские причины. Во-первых, передача данных в Интернет имеет существенные особенности, связанные с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями, интерактивностью коммуникации. Применение предусмотренного ранее Законом об авторском праве правомочия - «сообщения для всеобщего сведения по кабелю» было не достаточно.14 Под доведением до всеобщего сведения ГК РФ понимает сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Отсюда вытекает вторая причина - данное понятие уже используется в договорах ВОИС - Всемирной организации интеллектуальной собственности, его включение в ГК РФ необходимо для интеграции и унификации международного и российского законодательства, а также данное правомочие позволяет более точно отразить использование охраняемых объектов в Интернете.

Автор в сети Интернет обладает практически всеми исключительными правами на сайт как объект авторского права. Если пользователь намерен в коммерческих целях использовать в своей деятельности авторское произведение (в том числе с применением Интернет технологий), в частности, заимствованное из сети "Интернет", то в соответствии с ГК РФ пользователь обязан заключить с правообладателем (автором или третьим лицом) авторский договор в письменной форме. Несоблюдение данного положения ГК есть прямое и существенное нарушение авторских прав, которое, как показывает судебная практика Российской Федерации и других стран, может повлечь материальную, административную и даже уголовную ответственность, а критерий - коммерческое или некоммерческое использование авторского произведения - в определении нарушений авторского права для суда является очень важным условием.15

2. Пиратство  как основная болезнь сети  Интернет

2.1. Интернет пиратство

Интернет-пиратство - это  распространение нелегальных копий программных продуктов с использованием Интернета.

С тех пор как появился Интернет, пиратство приняло особенно большие  масштабы. В понятие Интернет-пиратства  входит, в частности, использование  глобальной сети для рекламы и  публикации предложений о продаже, приобретении или распространении пиратских копий программных продуктов.

Наиболее серьезной проблемой  современного Интернета является пиратство, которое принимает в сети различные  формы. Наиболее примитивная форма - сайты, предлагающие за определенную плату неограниченный доступ к незаконно копированным музыкальным и видео файлам. Этот вид пиратства, по сути, является вымирающим. Во-первых, обнаружить и закрыть подобные сайты не составляет большого труда. Во-вторых, популярность этих сайтов у пользователей стремительно снижается, так как множество пиратских файлов доступно совершенно бесплатно.

Предвестником разгула Интернет пиратства  стало появление несколько лет  назад системы Napster, где множество  файлов было доступно пользователям  бесплатно. Однако Napster не просуществовал долго. Суд установил, что компания является непосредственным нарушителем авторских прав и постановил закрыть сайт. В связи с тем, что основу Napster составляли централизованные серверы осуществить закрытие сети не составило труда.

Однако не долго звукозаписывающие студии и кинокомпании радовались победе. Вскоре появился целый ряд P2P (peer-to-peer) сетей нового поколения. Среди таких файлообменных сетей наибольшую популярность приобрели Gnutella (программы Morpheus, Shareaza и др.), Overnet (программа Overnet), FastTrack (программы Kazaa и Grokster). Все эти сети имеют децентрализованную иерархическую структуру и не могут быть закрыты как Napster. Тем не менее, сети Overnet, Gnutella и ряд других P2P сетей основаны на устаревшей технологии. Скорость загрузки файлов в них крайне незначительна, а количество пользователей не столь велико.

Информация о работе Авторское право и Интернет