Авторское и патентное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

В этой работе будут рассматриваться два важнейших института исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности. Это институт авторского права и смежных прав и институт патентного права.

Содержание

Введение
Глава I Авторское право:
1. Задачи и принципы авторского права.
Объекты и субъекты авторского права.
2. Авторские договоры
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом.
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного права.
Объекты и субъекты патентного права.
2. Оформление патентных прав.
3. Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в России и за рубежом.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

avtorskoe.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

       Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования  и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в  специальный информационный орган. Обычно путем депонирования используются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов, по запросам которых им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

       Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.

       Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.

       Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщений для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории.  Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

       Названными  видами авторских договоров не исчерпывается  все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведения, являющегося его предметом, так и способами его использования. 

3. Защита и охрана  авторских прав в России и за рубежом. 

       Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении  или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию  видов, форм, средств и способов защиты авторских прав.

       Защита  авторских прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.

       Наиболее  опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются  как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 24 мая 1996г., предусматривает уголовную ответственность за:

    1. незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб;
    2. те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

       Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит  в рассмотрении жалоб авторов и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов  - министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

       Защита  авторских прав осуществляется Комитетом  по авторским правам министерства образования  и науки и авторскими союзами.

       Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.

       Защита  личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости  от вины их нарушителя и независимо от нарушения  имущественных интересов  автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных  прав не применяется (ст.90 ГК РФ).

       Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти – наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав.

       Закон России «Об авторском праве и  смежных права» определяет ряд мер, которые могут быть применены  в целях защиты нарушенных авторских  прав. Так, в соответствии с этим законом суд может вынести  определение о запрете осуществляемой ответчиком противоправной деятельности, к которой относится изготовление, воспроизведение, продажа, импорт или иное предусмотренное законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. (Контрафактными являются экземпляры произведения или фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.)

       Хотелось  бы заметить, что в соответствии со ст. 40 Типового закона ВОИС определение  о запрещении ответчику совершать  противоправные действия может быть вынесено до рассмотрения дела по существу судьей единолично. Это положение  воспринял и Закон Российской Федерации от 19 июля 1993 г.

       Обладатели  исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:

    1. признания прав;
  1. восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующего исправления в произведение, в его заглавие или титульный лист, указании имени автора и т.д.  Если исправить нарушение таким образом невозможно, то автор может требовать опубликации в печати о допущенных нарушениях;
  1. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  2. возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Под убытками в этом случае понимаются как понесенные кредитором расходы, так и не полученные им по вине должника доходы.

       Расходы автора могут состоять, например, в  затратах на устранение искажений в его произведении.

       Неполученные  доходы (упущенная выгода) – это  вознаграждение, которое автор получил  бы при отсутствии нарушений его  авторских прав.

       Размер  убытков определяется с учетом качества произведения и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования.

       Требования  о возмещении убытков могут быть предъявлены независимо от требований по защите личных неимущественных прав автора, но удовлетворены лишь в  пределах срока исковой давности;

  1. взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
  2. выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
  3. принятия иных предусмотренными законодательными актами  мер, связанных с защитой их прав.  В частности, автор может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

       Указанные в подпунктах 4, 5, 6 меры применяются  по выбору обладателя авторского права.

       За  защитой своего права обладатель исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке  в судебные органы в соответствии с их компетенцией.

       Суд выносит решение о конфискации  контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для  их воспроизведения.

       По  требованию обладателя авторских прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, контрафактные экземпляры произведения подлежат уничтожению.

Охрана  произведений российских авторов за рубежом

       По  общему правилу, действие авторских  прав на произведение ограничивается территорией того государства, в  котором это произведение было создано.  Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

       Если  таких обязательств не существует,  определенные гарантии соблюдения авторских  прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

       Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов  определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

       Охрана  произведений российских авторов в  странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участи бывшего СССР во всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным её положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II 

Патентное право

 

       

1. Принципы патентного  права.

Объекты и субъекты патентного права.

Принципы  патентного права
 

       Патентное право является вторым правовым институтом, входящим в систему подотрасли «право интеллектуальной собственности». Оно  регулирует имущественные, а также  связанные с ними личные неимущественные  отношения, возникающие в связи  с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного права объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению друг к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от иных объектов интеллектуальной собственности, с другой. Все они являются результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента1. В-третьих, правовое регулирование связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное свидетельствует о том,  что традиционное ограничение рамок патентного права лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.

Информация о работе Авторское и патентное право России