Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы является, отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………….2
1 Понятие и виды авторского договора…………………………………..………4
2 Элементы авторского договора: стороны, условия и формы…………….…..12
3 Прекращение и ответственность по авторскому договору…………………24
Заключение…………………………………………………………..……………38
Список использованных источников……………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

авторский договор гр пр 4 курсовая.docx

— 61.51 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………….………………………….2

  1. Понятие и виды авторского договора…………………………………..………4

2 Элементы  авторского договора: стороны, условия  и формы…………….…..12

3  Прекращение  и ответственность по авторскому  договору…………………24

Заключение…………………………………………………………..……………38

Список использованных источников……………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Авторское право — настолько  могущественный механизм, настолько  могущественный генератор потенциальных  неприятностей, что задуматься  должен каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью.  Это прямо связано с перечнем исключительных прав, принадлежащих автору в отношении его произведения. Это и право на воспроизведение, и право на распространение, и право на переработку, и создание, и использование производных произведений. Автор вправе требовать компенсации с любого лица, которое нарушает любое из этих прав. Если Вы используете производное произведение, которое было основано на произведении автора, без разрешения автора исходного произведения (при этом не Вы осуществляли переработку, а заключили договор с автором переработки), Вы все равно нарушаете права автора исходного произведения. Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.

Актуальность  данной курсовой работы является, отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования. Я думаю мало кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий для сотовых телефонов, а, тем не менее, объем этого рынка на сегодняшний момент составляет ежегодно 300 миллионов долларов.

Основная  цель принятия раздела «Интеллектуальная  собственность» - устранение неблагоприятных  последствий, вызванных длительным отсутствием законодательных положений, единых для всех видов объектов интеллектуальной собственности. 

Имеется множество исследований, проведенных  еще в советский период. Большая  работа была проведена такими известными специалистами в области авторского права как Зенин И. А., Клык Н. Л., Сутулов Д.М. и многими другими. Конечно, их исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед цивилистической наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора.

На современном  этапе изучением проблем авторского права занимается тоже целый ряд  ученых. Среди них следует особо  отметить исследования профессора Сергеева А.П и Дозорцева В.А.

В тоже время  нельзя не отметить, что эти исследователи  рассматривали только отдельные  вопросы этой темы. Ни у кого из них  не было комплексного и актуального  исследования    проблем авторского договора. В связи с этим задачей является осветить в своей курсовой работе  следующие вопросы: понятие, виды и правовое регулирование авторского договора, стороны и условия авторского договора, его содержание, прекращение и ответственность по авторскому договору.

Главной целью моей работы является  комплексное исследование проблем авторского договора. Исходя из этого я, ставлю главными задачами работы – раскрыть понятие и правовое регулирование, элементы, содержание, прекращение и ответственность по авторскому договору.

 

 

1 Понятие и виды авторского  договора

 

Впервые общее понятие авторского договора на законодательном уровне было закреплено в Основах гражданского законодательства 1991 г.

Авторский договор определялся в качестве договора, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение (ст. 139).12

Авторский договор, по мнению всех без исключения специалистов, имеет гражданско-правовой характер (поскольку представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей), но одновременно подчеркивается его самостоятельность среди других гражданско-правовых договоров. Данный вывод, помимо чисто теоретического интереса, имеет немаловажное практическое значение. Например, по отношению к авторским договорам можно утверждать следующее: к ним применимы общие положения гражданского права (такие, как правила о формах и условиях действительности сделок и др.), а также нормы обязательственного права (такие, как порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за их нарушение и т. п.), но за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

На протяжении многих лет в российской юридической науке продолжается спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях. В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих активных сторонников. Имеется и компромиссная точка зрения, согласно которой один тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т. е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования  отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечит лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательство, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия автора.

В тех  случаях, когда заключенный сторонами  договор, в рамках которого создано  творческое произведение, не содержит четкого указания на его характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего, предметом трудового договора является трудовая деятельность работника  соответствующая его должности  и квалификации она может носить творческий характер, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением  сторон творческого результата. В  некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть заключен и  на выполнение творческой работы связанной  с созданием конкретного творческого  произведения. Здесь важно установить был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего трудового распорядка и распоряжение администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований.

Наконец, когда совершенно очевидно, что стороны  были связаны трудовым договором, необходимо установить входило ли создание данного  творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано, хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением  им своих трудовых обязанностей, автор  произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право  на использование произведения.

Нередко особенно при заключении договоров  на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос о  разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т. д. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.

Разграничение авторского и подрядного договоров  производится прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора. На практике отграничить их друг от друга бывает не так просто. Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, - это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда.

Существует  также авторский договор на использование  произведений, заключаемый в форме лицензионного соглашения. Он используется в случае публичного исполнения, воспроизведения звукозаписи и при других видах использования произведений, имущественными правами в отношении которых управляет РАО или иная подобная организация. В этом соглашении четко определяются разрешенные пользователю способы использования произведений; размер вознаграждения за использование, обычно устанавливаемый на уровне минимальных ставок; порядок и периодичность представления отчетности об использовании произведений; условия досрочного прекращения действия соглашения; ответственность за нарушение его условий и др. Лицензия выдается, как правило, на один год с возможностью автоматического продления ее действия на новый срок. При этом организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе, не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных оснований, а сами условия лицензий должны быть одинаковыми для пользователей одной категории.

Авторский договор заказа также является одним из видов авторского договора. Он отличается от авторского договора купли-продажи тем, что автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. В свою очередь заказчик обязан в счет установленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, сроки и порядок выплаты аванса определяются в договоре по соглашению сторон. Подобный договор заказа будущему автору произведения выгодно заключить с заинтересованной стороной в случае наличия идеи о создании творческого произведения, но при отсутствии средств на это. При заключении авторского договора заказа на еще не созданное произведение заказчику рекомендуется предусмотреть как можно более длительный срок действия договора и как можно меньше оснований о его расторжении по инициативе автора, иначе при определенном стечении обстоятельств могут возникнуть осложнения. Следует добавить, что нельзя получить авторские права на идею или еще не созданное произведение.

Еще одним  видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отношениям применяются общие положения о купле-продаже, при условии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное.3 Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права об обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. Таким образом, как явствует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование творческого произведения и заплатить за них определенную цену.

Издательский  договор является одним из самых распространенных видов авторского договора. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется законодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ. Часто случается так, что выводы, первоначально сделанные на базе применения норм об издательском договоре и сложившейся практики разрешения споров, позднее применяются и к иным авторским договорам.

 

 

2  Элементы авторского договора: стороны, условия и формы

Информация о работе Авторский договор