Авторский договор: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Субстратом работы является глава о защите прав автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора, а также сформулированная тема курсовой работы. В связи с этим хотелось бы отметить, что авторский договор не является единственным основанием для правомерного использования произведения, поскольку российское законодательство допускает и бездоговорные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие авторского договора. 5
1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора 5
Глава 2. Классификация авторских договоров…. 14
2.1. Основания классификации и виды авторских договоров 14
2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав 17
2.3. Договоры заказа и договоры на готовое произведение 19
Глава 3.Элементы авторского договора. 21
3.1. Предмет авторского договора и его условия 21
3.2 Стороны авторского договора 22
3.3. Срок действия договора 23
3.4. Форма авторского договора …………………………………………………..25
3.5. Ответственность по авторскому договору …………………………………..25
3.6. Содержание авторского договора ………………………………………...….26
3.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения 29
Глава 4.Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора 33
4.1. Порядок заключения авторского договора……………… 33
4.2 Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договор..38
4.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора 40
Глава 5. Защита прав автора 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...46
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

kurs-gr.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

       Содержание авторского договора составляют права и обязанности автора (или его правопреемника) и пользователя произведения, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поскольку Закон об авторском праве содержание авторского права практически не регламентирует, данный вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Но необходимо отметить, что различные виды авторских договоров имеют несовпадающее содержание.

       Я рассмотрю содержание авторского договора на примере авторского договора передаче исключительных (неисключительных) прав  на использование произведения.

       По такому авторскому договору, автор (владелец авторских прав) предоставляет пользователю исключительные (неисключительные) права на использование произведения (науки, литературы, искусства) в обусловленных  настоящим  договором  пределах  и   на   определенный   договором  срок, а пользователь за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение автору.  Под  использованием  в договоре о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения понимается  реализация произведения, в качестве товара, или иное его   использование  в  гражданском  обороте  в  пределах,   предусмотренных   договором.

       В соответствии с договором автор  гарантирует  наличие  у   него   предоставляемых  по настоящему договору авторских прав на произведение, автор гарантирует наличие у передаваемого в  соответствии  с настоящим    договором   произведения   характеристик, которые указываются в приложении к договору.

       Содержание такого авторского договора составляют права и обязанности сторон оговариваемые в договоре. По  договору о передаче исключительных (неисключительных) прав  на использование произведения автор  предоставляет пользователю следующие права:

       а) право использовать произведение под  фирменным наименованием,   производственной маркой и товарным знаком пользователя. При этом каждый экземпляр произведения должен (или не должен) содержать имя или псевдоним   автора в определенном написании;

       б) право на обнародование  произведения, т.е. на сообщение произведения в  какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Стороны могут указать, что не считается обнародованием информирование широкого  круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках произведения, например, в рекламных целях;

       в) право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное  размножение, т.е.   неоднократное придание произведению  объективной  формы, допускающей  его  функциональное   использование) в определенном количестве экземпляров (или без ограничения тиража);

       г) право на распространение произведения любым способом  путем   реализации  размноженных  материальных носителей  произведения  среди   конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (либо   без ограничений) Стороны указывают территорию: страну, административный район, отрасль деятельности);

       д) право на переработку произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);

       е) право на перевод произведения;

       ж) право на публичное использование произведения и демонстрацию в   информационных, рекламных и прочих целях;

       з) право  переуступить на договорных условиях часть полученных по  настоящему договору прав третьим лицам;

       Сторонами могут быть указаны и другие права и обязанности.

       Как, то: автор не сохраняет (сохраняет) за собой право  использовать самостоятельно или предоставлять аналогичные   права   на   его   использование  третьим лицам  в  указанных  территориально-отраслевых пределах.

       Пользователь обязан выплачивать автору вознаграждение  в размере процентов от  дохода  на  соответствующий  способ  использования   произведения.

       Вознаграждение  Автору  выплачивается  по  мере  поступления платежей за использование произведения.

       Как правило, в договоре о передаче исключительных (неисключительных) прав  на использование произведения оговаривается контроль за использованием произведения.

       Так, например, может быть указано, что автор вправе:

       а) осуществлять  контроль  бухгалтерских  документов пользователя, содержащих сведения о расчетах по использованию произведения;

       б) знакомиться с иными документами,  относящимися к использованию произведения.

       Пользователь по такому авторскому договору также может быть обязан:

       а) по требованию автора предоставлять ему возможность ознакомиться с бухгалтерскими  и  иными документами, содержащими сведения по использованию произведения;

       б) по  мере поступления платежей за использование предоставленных ему прав отчитываться перед Автором об объемах реализации.

       В общих чертах обязанности автора, как правило, сводятся, к следующему. Автор должен создать и передать пользователю произведение, которое соответствует условиям заключенного договора.

       Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера автор может за свой счет привлекать любых лиц не спрашивая согласия заказчика.

       Автор должен представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не предусмотрено иное. Произведение должно быть передано заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетентному представителю заказчика. Для предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения стоит оформлять соответствующим письменным документом, например особой распиской.

       Следующей обязанностью автора является доработка произведения по требованию заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается заказчиком по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него исправлений, изменений, уточнений или дополнений.

       Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования.

       Пользователь произведения обычно принимает на себя следующие обязанности. В первую очередь он должен принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено пользователем по существу в установленный договором срок. В течении этого срока пользователь должен письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо об его отклонении по основаниям предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведения поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Приобретая по договору права на использование произведения пользователь обязан обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. В авторских договорах обычно указывается, что пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никакие изменения в частности сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. Однако при заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения.

       В качестве особой обязанности пользователя, должна быть выделена его обязанность привлечь автора  к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен способствовать выпуску произведения в свет. Одновременно это обычно является и правом автора. Поэтому если пользователь не привлекает автора к данной работе, автор может сам настоять на этом.

       Закон об авторском праве не возлагает на приобретателей авторских прав обязанность по реальному использованию произведения, что едва ли может рассматриваться в качестве достоинства данного закона, поэтому если автор заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения публики, он должен сам позаботиться о включении в авторский договор условия обязывающего пользователя использовать произведение оговоренными в договоре способами и в определенном объеме. Важным, является и указание в договоре конкретного срока, в течении которого пользователем должна быть выполнена эта обязанность.

       Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на пользователе лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма и сроки выплаты определяется сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов.

       Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут предусматриваться и иные обязанности, как авторов, так и пользователей. 

3.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

       Право на авторское вознаграждение — одно из правомочий автора наряду с правом на имя, на неприкосновенность и др.34

       Существовавшая долгие года процедура полистной оплаты труда автора, теперь не имеет столь широкого распространения: вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если этот способ исчисления вознаграждения невозможен в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение устанавливается в виде фиксированной суммы (п. 3 ст. 31 ЗоАП).

       Согласование размера вознаграждения призвано установить баланс интересов авторов и пользователей. Этому способствует деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, выступающих в качестве посредников. Причем, как отмечает Н.В. Махагонова, посреднический вариант решения вопроса авторских прав не предполагает коммерческих интересов организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, т.к. подобного рода организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью, согласно ст. 45 ЗоАП35.

       Финансовые условия, на которых пользователям предлагается заключить соглашение с организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, зачастую никак не связаны с установленными минимальными ставками авторского вознаграждения, расчет сумм соглашения, как правило, не приводится. Общепринятые в мировой практике методики исчисления авторского вознаграждения, в частности, за публичное исполнение на телевидении и радио, значительно упрощаются, приводя к дисбалансу интересов участников данных правоотношений в пользу своекорыстных интересов организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

       Проблема монополии авторско-правовых обществ не нова для мирового сообщества. Общепризнанным является положение о том, что деятельность авторско-правовых обществ как абсолютных монополистов должна быть под адекватным контролем. В ряде стран (например, Франция) применяется всеобщий антитрестовский закон. В тех странах, где авторско-правовые общества не подпадают под антитрестовское законодательство (например, Германия) предусмотрена арбитражная процедура. Так, в Германии, в случае спора между авторско-правовыми обществами и пользователями о размере вознаграждения соответствующая лицензия будет выдана, если запрошенное вознаграждение уплачено или положено на депозит до судебного решения о судебной уплате36.

       В законе вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору, иногда именуется “авторским вознаграждением” (п. 4 ст. 16; п. 2 ст. 28 ЗоАП). Это выражение означает, что речь идет о вознаграждении, выплачиваемом по авторскому праву. Но это вознаграждение выплачивается не обязательно автору: оно выплачивается и другим владельцам авторских прав, передающим права по авторским договорам37.

       Как уже отмечалось ранее, в качестве обычного способа определения размера вознаграждения выступает определение его в виде процента от дохода, полученного от использования произведения (ч. 1 п. 3 ст. 31 ЗоАП).

       Условие о том, что вознаграждение должно определяться в авторском договоре в виде определенного процента от дохода, является рекомендательным — законодатель как бы №подталкивает” стороны к установлению вознаграждения таким способом.

       Вместе с тем, Закон допускает возможность определения вознаграждения иным образом, если определить вознаграждение в виде процента от дохода “невозможно ... в связи с характером произведения или особенностями его использования” (п. 3 ст. 31).

Информация о работе Авторский договор: понятие и виды