Акты применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:05, реферат

Описание

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.48 Кб (Скачать документ)

1. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (Ф.А. Григорьев, А.Д, Черкасов)                                                                                                                                          

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной  деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта  разновидность правовых актов характеризуется  определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт  применения права – это решение  по конкретному делу официального компетентного  органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

Во-вторых, акт  применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт  применения права имеет определенную, установленную законом форму.

В-четвертых, акт  применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права  и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной  ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а  единичное, конкретное отношение.

С учетом изложенного  можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права  – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой  акт носит общий характер, регулирует  определенный вид общественных  отношений, обращен ко многим  лицам, действует до тех пор,  пока его не отменят. Акт  применения права носит индивидуальный  характер, регулирует конкретное  общественное отношение, обращен  к конкретным лицам, его действие  распространяется на конкретный  случай.

2. Нормативно-правовой  акт устанавливает, изменяет или  отменяет нормы права, являясь  общей нормативной основой правового  регулирования. Акт применения  права этого делать не может.  Он претворяет, реализует общие  предписания нормативного акта  в жизнь, выступая необходимым  средством перевода общеобязательных  нормативных предписаний в сферу  конкретных жизненных ситуаций  и применительно к конкретным  людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное только посредством акта применения права – решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера.

Правоприменительные акты принимают практически все  органы государства, в различных  сферах общественной жизни, в связи  с урегулированием различных  жизненных ситуаций и т.д., что  и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных  актов на виды может проводиться  по различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия;

е) акты органов  прокуратуры; и) акты органов надзора  и контроля;

ж) акты коллегиальные  и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты ад-министративно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее  содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные  проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные  с реализацией правовых санкций  за совершенное правонарушение, а  также с применением мер по их предупреждению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменитсльный акт-документ – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы  имеют различную структуру, что  обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых  вопросов, а также юридической  силой решения и процедурой его  принятия.

По структуре  их можно разделить на акты-документы: а) включающие все четыре его составные  части – вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить»,

«исполнить» и  т.п., наложенные должностным лицом  на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы  подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и кон-клюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания  определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего  регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ  от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную  ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

2. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ  ПРАВА: ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ (А.В. Осиное)

 

                                                                                                                                         

Акт толкования – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе  актов толкования тесно связан с  проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой  деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права.

В литературе высказываются  на этот счет различные мнения. Одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источников) права; другие ученые утверждают, что таким актом  не устанавливаются, не изменяются и  не отменяются нормы права. На наш  взгляд, предпочтительнее вторая точка  зрения, поскольку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в  смысле общеобязательными), исходят  от субъектов, которым не предоставлено  право нормотворчества (Верховный  Суд РФ).

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют  свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Акт толкования необходимо рассматривать и как  действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным  основаниям:

1. По внешней  форме они могут быть письменными  и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

2. По юридической  значимости различают акты нормативного  толкования и казуального.

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и  рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая  норма, в этом смысле они носят  общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать  индивидуальными.

3. Юридическая  сила акта толкования и сфера  его действия определяются местом  органа, его издавшего. Это акты  органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

4. В зависимости  от того, кто издал акт толкования  и нормативно-правовой акт, они  могут быть аутентичными или  легальными. Если акт принимает  и толкует один и тот же  субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму  права толкует субъект, который  на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить  акты толкования в различных  отраслях права; 

7.Внешние  функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене:

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно, установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание  собственных национальных интересов. Важное место здесь занимает участие  государства в международном  разделении труда, кооперации и специализации  производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые  крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному, отдельно взятому государству. Это такие функции как борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.

Функция национальной обороны включает в себя укрепление оборонной мощи государства, а именно повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил, выработку военной доктрины, охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.

Функция защиты граждан, находящихся  за пределами государства.

Государство обязано  обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.

8.Внутренние  функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

Политическая  функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Информация о работе Акты применения права