Адвокатская деятельность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание

В континентальной Европе, в частности в Пруссии, в XVII-XVIII вв. получил признание институт государственной адвокатуры. Согласно этой системе адвокатские обязанности выполняли лица, назначенные судами из состоявших при них чиновников. Они получали содержание от государства, несли дисциплинарную ответственность перед судом и могли выступать только в суде, при котором состояли. Но это направление в развитии адвокатуры не имело будущего. «Превращаясь в должностных лиц, адвокаты утрачивают независимость и самостоятельность, необходимые им для стойкого охранения на суде доверенных им интересов. Включение их в состав суда вредит и независимости последнего... Чиновничий мундир уменьшает энергию адвоката и ослабляет тот священный пыл при защите доверенных интересов, который составляет славу и силу адвокатуры».

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.99 Кб (Скачать документ)

Адвокат осуществляет воспитательную деятельность вежливо, мягко, с особой деликатностью в процессе общения с людьми, через педагогическую деятельность и пропаганду юридических знаний.

Овладение профессией адвоката предполагает высокий уровень развития личности, постоянное стремление к самореализации и самосовершенствованию. Юрист, не способный к сопереживанию, не умеющий общаться, неорганизованный, некоммуникабельный, не сможет работать адвокатом, т.к. для этой профессии необходим особый талант, артистизм, умение перевоплощаться и другие качества высокопрофессионального юриста.

1.3 Методы психологического воздействия

Для достижения необходимого результата в процессе общения адвокату бывает необходимо использовать различные методы психологического воздействия на окружающих его людей.

Средствами  воздействия в психологии традиционно  считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, изменение  окружающей обстановки. Рассмотрим эти средства воздействия более подробно.

Убеждение. Интеллектуальное воздействие на сознание собеседника путем использования логических обоснований собственных идей. Для этого необходимо тщательно подобрать аргументы, факты и примеры.

Принуждение. Насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Физическое принуждение основано на применении силы. Психологическое принуждение основано на побуждении интересующего адвоката лица к определенным действиям против его воли. Физическое принуждение в практике адвокатов, как правило, не встречается.

Вознаграждение. Подкрепленное материальными или духовными стимулами желаемое поведение нужного лица. Нельзя путать с подкупом (взяткой).

Угроза. Словесное обещание воздействия различными способами на лицо с целью побуждения совершения какого-либо действия из чувства страха. Не должно быть угроз физическим воздействием или другими противоправными методами.

Обещание. Возможное положительное или отрицательное стимулирование необходимого поведения человека.

Внушение. Целенаправленное воздействие на человека с целью убеждения в какой-то мысли. Психологическая основа внушения - некритическое восприятие информации.

Изменение окружающей обстановки. Активное воздействие на ситуацию с целью изменения поведения человека.

Как использовать средства психологического воздействия, зависит от опыта адвоката, его умения находить выход из сложившейся ситуации и, если хотите, от таланта. Ряд простых психологических приемов необходимо просто запомнить:

1. Не  садитесь спиной к открытому  пространству. Это вызывает чувство неуверенности.

2. Если  Вы курите, то на встрече или  не курите, или не садитесь далеко от пепельницы.

3. Слушайте  собеседника, не перебивая до  того момента, когда он начнет  повторяться в своей аргументации, а затем твердо изложите свою позицию.

4. Старайтесь  присоединиться к собеседнику  (быть на него похожим).

5. Научитесь  твердо говорить «нет».

В ходе вашей  деятельности неизбежно может возникнуть конфликт во взаимоотношениях с должностными лицами правоприменительных органов: прокуратуры, судов, милиции.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, интересов, позиций и т.п. Конфликтов не нужно бояться. Они были, есть и будут. Необходимо научиться конструктивно разрешать конфликты и заставлять работать конфликтную ситуацию на себя. Умение правильно вести себя в конфликтной ситуации - полезное и профессионально значимое качество адвоката. Различают пять типов поведения в конфликтных ситуациях:

1. Игнорирование. Это как бы самоустранение (выход) из конфликтной ситуации без устранения ее причины. Способ пригоден, если устранение причины от Вас не зависит.

2. Сотрудничество. Совместная выработка решения. Способ применяется, если все стороны хотят прекратить конфликт.

3. Компромисс. Ведение переговоров, при которых вырабатываются взаимные уступки. Требует навыков ведения переговоров, чтобы не уступить значительно больше противоположной стороне.

4. Приспособление. Предполагает изменение своей позиции для сглаживания противоречий.

5. Соперничество. Самая безнадежная форма разрешения конфликта. Упорно отстаивая свою позицию, никто не желает ничем поступиться, ставя свои интересы превыше интересов противоположной стороны.

На все  случаи жизни невозможно подобрать  рецепты, но несколько простых приемов необходимо запомнить:

- никогда не говорите человеку в лицо, что он неправ. Старайтесь найти в его словах что-то, в чем он прав и согласитесь в этом с ним;

- если конфликт произошел с представителями правоохранительных органов, то постарайтесь им напомнить, что все вы юристы, т.е. люди одного круга;

- если конфликт произошел с клиентом, то постарайтесь ему напомнить, что у Вас одна цель, и методы зависят от опыта;

- не стесняйтесь признать свою ошибку. Это сразу смягчает ситуацию;

- во время конфликта никогда не переходите на личности. Люди никогда не прощают личных обид;

- постарайтесь, прежде всего, расслабиться и снять стресс самостоятельно.

Соблюдение  этих правил поможет Вам принять  верное решение в любой ситуации.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Психические  состояния обвиняемого

Процесс общения между защитником и подзащитным  сопровождается рядом трудностей, вызываемых в первую очередь психическим  состояниям, в котором находится  обвиняемый, особенно содержащийся под  стражей. К числу состояний обвиняемого, отрицательно влияющих на его психику, мыслительную деятельность, способствующих формированию у него барьеров общения, относятся стресс и фрустрация.

Нервно-психическое  напряжение (стресс) - обычное состояние  большинства обвиняемых. Психические  же состояния напряженности невиновных подследственных более глубоки  и интенсивны, более продолжительны. В механизме образования и  протекания этих состояний действуют  такие факторы, как привыкание, готовность к напряжению, опыт, вынесенный из переживания  аналогичных состояний в прошлом.

У лица, действительно совершившего преступление, происходит некоторая внутренняя подготовка к возможному и допускаемому им привлечению  к уголовной ответственности. У  невиновного такая внутренняя готовность отсутствует: он не совершал преступления, ничего в этой связи не опасался и ни к чему подобному не готовился. При этом, возможно, лицо никогда  ранее не сталкивалось со следственными  органами и не имеет никакого практического  опыта поведения в таких ситуациях.

Рассматривая  ситуацию расследования как безусловно стрессовую, необходимо иметь в виду, что она вызывается различными стрессорами. Главный из них - угроза личному благополучию человека и его близких. При этом не имеет значения, существует ли такая  угроза объективно или ситуация лишь оценивается лицом как крайне угрожающая.

Привлечение к уголовной ответственности, угрожая  благополучию, касается не только условий  физического существования, но и, что  более важно, социального статуса  личности, ее престижа, принадлежности к определенной социальной группе, ее самооценки, жизненных планов и  других значимых ценностей. Значение объективно существующей угрозы усугубляется субъективным отношением к ней, ее оценкой.

Далее, при  избрании меры пресечения, связанной  с лишением подследственного свободы, происходит резкая смена жизненного стереотипа, образа жизни. В силу этого  заключение под стражу само по себе относится к мощному стрессору, вызывающему у человека глубочайшее  нервно-психическое напряжение длительного  действия.

И, наконец, стрессовый характер ситуации, возникающей  в результате привлечения лица к  уголовной ответственности, может  усугубляться в связи с тем, с  каким противодействием оно сталкивается. Напряженность ситуации во многом определяется поведением следственного работника, его противодействием некоторым  стремлениям подследственного. Если следователь игнорирует любые попытки  оправдания, отвергает доводы обвиняемого, то такое поведение неизбежно  усиливает напряженность, степень  которой значительно возрастает, если при этом проявляется необъективность, тенденциозность - ущемление прав обвиняемого, нарушение закона относительно допустимости и обоснованности применяемых мер.

Другим  отрицательным состоянием, возникающим  у подследственных, является фрустрация - крайняя дезорганизованность сознания и деятельности вследствие столкновения с непреодолимыми препятствиями  и депривацией (ограничением) жизненно важных потребностей человека. Фрустрация - это переживание тупика и безысходности, которое может и не соответствовать  реальной ситуации, но оценивается  человеком именно так.

Наиболее  мощным фрустрирующим воздействием на подследственного является лишение  свободы. Камерная изоляция прерывает  привычные социальные контакты, ограничивает возможность общения с людьми, особенно близкими, значительно ограничивает количество поступающей и перерабатываемой информации. Ведь общение является важнейшей потребностью человека, условием его нормальной жизнедеятельности, вот почему, лишаясь контактов, человек испытывает значительные трудности. Арестованный пребывает в состоянии не только социальной, но и физической изоляции, лишается привычной обстановки, связей, изменяется его уклад жизни, он вынужден пребывать в состоянии бездействия. К этому следует добавить нравственные и физические страдания, связанные с лишением свободы, неизвестностью будущего. Отсюда чувства тревоги, растерянности, сомнения, а то и отчаяния и безысходности. Особенно глубокую психическую травму способен причинить арест невиновному. Во многих случаях самооговор является прямым результатом лишения свободы.

Психическое состояние заключенного под стражу благоприятно для любого внешнего воздействия  и часто используется сокамерниками  из числа рецидивистов для негативного  воздействия на него, приобщения его  к своей преступной субкультуре. Находятся и такие "наставники", которые, выступая в качестве добровольных помощников, склоняют арестованного  к признанию, запугивая его, убеждая  в бесполезности сопротивления. Именно эти невидимые для следователя  влияния являются причиной многих следственных ошибок.

«В связи с этим, - отмечает П. Д. Баренбойм, - необходимо напомнить, что заключение под стражу, в том числе и краткосрочное лишение подозреваемого свободы, налагает дополнительную ответственность на следователя за психическое состояние арестованного. Это только вынужденная мера против уклонения виновного от ответственности и совершения им других преступлений, а не средство воздействия в целях получения желательных показаний».

Если  состояние стресса дезорганизует  психическую жизнь подследственного, препятствует правильному восприятию и оценке различных факторов, затрудняет осмысление ситуации в целом и  выбор рациональной линии поведения, то состояние фрустрации, порождая чувство безысходности, крушения планов и отчаяния, может побудить подследственного прибегнуть к любым средствам, чтобы  выйти из субъективно воспринимаемого тупика. Это стремление любой ценой положить конец фрустрирующим переживаниям настолько велико и притягательно, что в ход идут такие неадекватные действия, как ложное признание, покушение на самоубийство и т. д.

Единственным  человеком, способным прийти на помощь подследственному в этих трудных  ситуациях, является защитник.

 

 

 

 

2.2 Помощь адвоката-защитника  в снятии отрицательных состояний  у подзащитного

Итак, подзащитный  находится в трудной ситуации. Есть ли из нее выход? Если есть, то каков? Каким образом можно оказать  помощь подзащитному?

Здесь необходимо отметить, что процесс общения  между защитником и подзащитным  не всегда складывается гладко и проходит через ряд трудностей, которые  преодолимы при соблюдении некоторых  условий.

Одним из основных препятствий для достижения взаимного согласия между защитником и подзащитным и выработки  ими правильной позиции является барьер в общении. Следует иметь  в виду, что процесс общения  зачастую складывается непросто и в  обычной ситуации, в том случае, когда стороны между собой  не конфликтуют. Если же речь идет о  следственной ситуации, то здесь проблема барьера в общении ощущается  особенно остро. Барьер может возникнуть с момента первой встречи, в результате во взаимоотношениях защитника и  подзащитного будет ощущаться психологическая  напряженность, скованность.

Для преодоления  барьера в общении защитника  и подзащитного можно предложить следующие рекомендации.

При общении  защитнику необходимо учитывать  внутреннее состояние подзащитного. Кроме того, ему следует помнить  о том, что он сам постоянно  изучается подзащитным, чутко улавливающим малейшие изменения в психологическом  состоянии защитника.

Информация о работе Адвокатская деятельность в Российской Федерации