Земельные ресурсы и механизм аграрных преобразований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:59, реферат

Описание

Более половины общего земельного фонда Республики Башкортостан составляют земли сельскохозяйственного назначения, которые систематически используются или пригодны к использованию для производства сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения являются основным ресурсом аграрной сферы экономики и средством производства продуктов питания и сырья. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в 2008 г. по сравнению с 1990 г. сократилась на 560,1 тыс. га, что привело к значительному сокращению ресурсного потенциала аграрной сферы экономики республики.

Содержание

Глава 1. Земельные ресурсы и механизм аграрных преобразований
1.1. Земельные ресурсы и их использование…………………………………4
1.2. Направления и механизм аграрных преобразований.……..……………8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………..………………………....…… 15

Работа состоит из  1 файл

реферат по ЭБ.docx

— 34.47 Кб (Скачать документ)

     Реформирование  аграрно-промышленного комплекса  республики должно осуществляться по соответствующим уровням и направлениям, путем использования специфических  механизмов. Эти уровни и направления  можно классифицировать следующим  образом:

     • уровень АПК России и Республики Башкортостан в целом (макроуровень), включающий изменения во взаимоотношениях между вышеназванными сферами агропромышленного комплекса в сфере взаимопоставок продукции, материально-технического обеспечения и обслуживания, в области финансов, ценообразования и т.д.;

     • преобразования внутри самих названных  сфер, прежде всего в сфере сельскохозяйственного  производства, внутри колхозов, совхозов и других подразделений (микроуровень);

     • формирование новых типов хозяйствования как внутри названных сфер и подразделении, так и в промежутках между  ними и вне их.

     Ведущим направлением аграрной реформы являются преобразования на уровне РФ и РБ в  целом. Характер аграрной политики федеральных  властей в целом не зависит  от политики республиканских органов. Влияние возможно через деятельность депутатов Федерального собрания.

     Зависимость республики от хода реформ на уровне России проявляется, главным образом, в  области поставок селу техники, оборудования и других материалов, в сфере земельных  отношений, в

                                                    8

     вопросах ценообразования, кредитов и т.п. В связи с тем, что в самой республике отсутствует производство сельскохозяйственной техники и оборудования, наибольшая зависимость ощущается в поставках этих средств производства. В то же время республика сама производит и не испытывает трудностей в обеспечении села удобрениями, горюче-смазочными и строительными материалами, продукцией химической промышленности.

     Сохраняются существенные различия в обеспеченности грузовыми автомобилями, зерноуборочными  комбайнами и другими техническими средствами. Слабым звеном в технической  оснащенности сельскохозяйственных предприятий  остается недостача полного набора рабочих машин. В результате рабочие  процессы в отраслях растениеводства  остаются маломеханизированными, что  вызывает удлинение сроков выполнения полевых работ, снижение их качества и потери продукции.

     Более благоприятные возможности у  республики в области реформирования межотраслевых связей и внутриотраслевых отношений во II и III сферах АПК: в  растениеводстве и животноводстве, заготовке и переработке, хранении, транспортировке и реализации сельхозпродукции.

     Формирование  рыночных отношений в агропромышленном производстве вызывает необходимость  развития кооперации и глубокой интеграции между I, II и Ш сферами, т. е. между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими и обслуживающими организациями. В этом плане большая надежда прежде всего возлагалась на приватизацию государственных предприятий перерабатывающих отраслей, мясной, молочной и сахарной промышленности. После приватизации и преобразования этих предприятий сельхозтоваропроизводители, овладев контрольным пакетом акций, должны войти в органы управления акционерных обществ и защищать свои экономические интересы, участвовать в распределении прибыли и в ценообразовании.

     В целях повышения эффективности  использования машинно-тракторного  парка в Республике Башкортостан ведется целенаправленная работа по организации в районах машинно-технологических  станций (МТС). В 1997 г. были созданы 13 МТС. К такой форме организации  эксплуатации техники необходимо было перейти из-за большого износа наличной техники.

     Машинно-технологические  станции (МТС) в Башкортостане создаются  в основном на базе районных ремонтно-технических  предприятий и на договорной основе ее учредителей. Технической 

     базой МТС являются паевые взносы учредителей  в виде энергонасыщенных тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов типа ДОН-1500, ДОН-680,КСК-100 и другой наличной техники. В 1998 г. и последующие годы были приобретены 560 зерноуборочных комбайнов, 70 тракторов, 50 кормоуборочных комбайнов, 100 зерновых сеялок и 20

                                                    9

     единиц  средств защиты растений. При организации  МТС внимание уделяется на создание в их составе специализированных отрядов по уборке зерновых и кормовых культур. Они в первый же год на договорной основе оказали значительную помощь небольшим колхозам, совхозам, крестьянским хозяйствам в уборочных  работах и доказали свою полезность.

     Развитие  форм собственности на основе реорганизации  собственности и кооперирования производства в системе АПК осуществлялось избранием следующих организационно-правовых форм:

     • государственные предприятия, не подлежащие приватизации (семеноводческие станции, племенные хозяйства, плодопитомники и др.);

     • акционерные общества, включающие главным  образом обслуживающие предприятия  АПК;

     • производственные кооперативы, ассоциации крестьянских хозяйств и различные  товарищества, созданные путем трансформации  существовавших сельхозпредприятий;

     • кооперативные хозяйства на основе индивидуальной деятельности (личное подворье, индивидуальная аренда, крестьянское хозяйство).

     Появились предприятия на базе кооперации сельскохозяйственных предприятий с промышленными, а  также совместной собственности  российских и иностранных фирм; с  различной комбинацией названных  форм собственности.

     Практика  и научные исследования показывают, что в условиях рыночных отношений  повышение эффективности производства может быть достигнуто только с переходом  на новые формы внутрихозяйственных  экономических отношений, которые  стимулировали бы трудовую активность работников и прививали им чувство  хозяина земли.

     В настоящее время хозяйственное  формирование происходит в двух направлениях: на уровне производственных коллективов  и на уровне предприятий.

     Среди новых форм внутрихозяйственных  экономических отношений надо особо  выделить реформирование коллективной собственности колхозов в долевое (паевое) владение. По мнению многих руководителей  и специалистов, это наиболее эффективная  форма, так как она увязывает  интересы колхозников не только с  результатами их труда, но и со всеми  факторами, определяющими функционирование производства и социальной сферы.

     При образовании долевых фондов происходит глубокое реформирование отношений  внутри хозяйства. Взаимосвязь подразделений  колхоза при этом может осуществляться только на экономической основе - взаимной заинтересованности и материальной ответственности. Договорные отношения  на основе «купли-продажи» продукции  и услуг, т.е. настоящие рыночные отношения - вот что должно их связывать.

                                                  10

     Опыт  работы хозяйств убедительно подтверждает, что в настоящее время реформирование коллективной собственности колхозов в паевое владение его членов является наиболее эффективной формой внутрихозяйственных  экономических отношений. Колхозники на деле становятся хозяевами земли  и других средств производства, а также произведенной продукции. Очень важно, что при этом сохраняются севообороты и вся инфраструктура хозяйства (производственные подразделения, ремонтные мастерские, горюче-заправочные станции, склады и т.д.), что способствует эффективной работе.

     Особого внимания заслуживают процессы реформирования собственности в паевое владение в самих колхозах, где руководители и специалисты самостоятельно, не имея никаких научных рекомендаций и методических материалов сельскохозяйственных органов, разрабатывают положения, в которых регламентируются порядок, условия создания и функционирования долевых фондов. Это еще раз  убедительно подтверждает то, что  совершенствование экономических  отношений становится одним из дальнейших условий повышения эффективности  хозяйствования, а процесс реформирования собственности колхозов выдвигается  на первый план.

     В ряде районов республики получает распространение  реформирование колхозов в кооперативные  ассоциированные хозяйства, и это  дает положительные результаты. Оплата труда прямо зависит от доходов  хозяйств. Поэтому надо бороться за то, чтобы условия реализации продукции  колхозов соответствовали характеру  рыночных отношений и способствовали росту доходов.

     В целях повышения эффективности  сельскохозяйственного производства в колхозах целесообразно осуществлять совершенствование внутрихозяйственных  структур колхозов и совхозов, создавать  условия для осуществления этих мер с учетом конкретных условий.

     В качестве одной из структур, формирующих  многоукладность в АПК, выступает самостоятельное фермерское хозяйство. На 1 января 2001 г. в республике насчитывалось 3817 фермерских хозяйств, которые владеют 151 тыс. га сельскохозяйственных угодий (в среднем по 40 га на хозяйство).

     По  закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство является самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правами  юридического лица, представленного  отдельным гражданином, семьей или  группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования  имущества и земельных участков, находящихся в их использовании, в том числе на аренде, пожизненном  наследуемом владении или в собственности. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

     При этом источниками земельных ресурсов для них могут служить 

                                                11

     как земли госземзапаса, так и земли сельхозпредприятий, изымаемые при их неэффективном использовании. Крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно определяет структуру производства и рынок сбыта продукции. На рынок сельхозпродукции может уйти в основном мясная и плодоовощная продукция.

     Фермерские  хозяйства ведут свою деятельность на основе товарно-денежных отношений, т.е. продают свою продукцию и  услуги и покупают материально-технические  средства, пользуются за плату услугами других хозяйств, предприятий и отдельных  лиц. Поэтому фермер должен хорошо разбираться  не только в технологии производства, но и быть компетентным в вопросах организации производства, реализации продукции, снабжении хозяйства  товарно-материальными ресурсами, финансирования и кредитования, бухгалтерского учета  и отчетности и маркетинга. Работа должна основываться на обоснованных расчетах ученых аграрников, экономистов. Фермерские хозяйства должны быть мобильны и гибки, так как они способны быстро перестраиваться по сравнению  с колхозами, совхозами, зарегламентированными в своей деятельности.

     Общая концепция развития АПК республики к концу 2005 г. исходит из того, что  накапливающийся в ней промышленно-экономический  потенциал, а также природно-климатические  условия позволяют решить следующие  задачи:

     • реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;

     • создание равных экономических условий  для всех участников рынка сельскохозяйственных товаров и продукции;

     • достижение рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;

     • подготовка экономических и правовых условий для концентрации земли  и капитала в руках эффективных  сельскохозяйственных товаропроизводителей;

     • совершенствование системы государственной  поддержки агропромышленного комплекса;

     • создание системы кредитования и  страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

     • осуществление мер по регулированию  продовольственного рынка и созданию рыночной инфраструктуры;

     • повышение эффективности управления агропромышленным комплексом;

     • реструктуризация кредиторской задолженности  предприятий агропромышленного  комплекса;

     • создание новых экономических условий  для обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства.

     В структурной перестройке агропромышленного  комплекса одним из приоритетных направлений является развитие его  рыночной инфраструктуры, которая призвана обеспечивать процесс выявления 

Информация о работе Земельные ресурсы и механизм аграрных преобразований