Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:23, реферат

Описание

Виды законов и понятие законодательного процесса. Существуют четыре вида законов РФ: федеральные (обыкновенные), федеральные конституционные, федеральные законы о ратификации международных договоров и законы о поправках к Конституции РФ. Обыкновенные законы принимаются по широкому кругу вопросов, на содержание трех других видов законов указывает их название. Все четыре вида законов принимаются неодинаковым большинством голосов и по разным процедурам, которые объединяются термином «законодательный процесс».
Закон – нормативный акт общего действия, имеющий после Конституции высшую юридическую силу. В некоторых зарубежных странах такие законы называют «публичными». Вместе с тем бывают «частные» законы, относящиеся к отдельным лицам или объектам.

Работа состоит из  1 файл

Законодактельный процесс.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

      Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Данные федеральные законы не могут считаться одобренными Советом Федерации без их рассмотрения в соответствии с Регламентом Совета Федерации.

      Принятый  Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный  закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для  подписания и обнародования. Президент  Российской Федерации в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

      5. Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы

      Статус  члена Совета Федерации (депутата Государственной  Думы) представляет собой совокупность его' прав, обязанностей и ответственности, а также гарантий его деятельности. Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1994 г.

      Конституция не устанавливает императивного  характера мандата депутата Государственной  Думы, т. е. он вправе самостоятельно выбирать направленность и формы своей  парламентской деятельности, способов и путей выражения в законодательном органе воли всего народа Российской Федерации, представителем которого он является. Конституция не содержит таких атрибутов императивного мандата, как: наказы избирателей, отзыв депутата, обязанность депутата отчитываться перед избирателями, а равно политическими партиями о своей работе. То обстоятельство, что члены Совета Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть отозваны, свидетельствует об императивном характере мандата члена Совета Федерации.

      В ч. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации  предусмотрено, что депутаты Государственной  Думы работают на постоянной профессиональной основе. Это накладывает на депутатов  обязанность прекратить деятельность, не совмести–

      мую с их статусом. Данное решение вопроса в Конституции Российской Федерации явилось важнейшей предпосылкой для становления парламента, способного самостоятельно осуществлять принадлежащие ему законодательные и иные полномочия. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе в силу положений Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

      В ст. 98 Конституции Российской Федерации  установлены гарантии неприкосновенности парламентариев в течение всего срока их полномочий. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев*, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

      К формам деятельности парламентариев относятся:

  • участие в заседаниях соответственно Совета Федерации,Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации;в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных и специальныхкомиссий, создаваемых Советом Федерации и ГосударственнойДумой;
  • участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

      * — участие в парламентских слушаниях;

  • внесение законопроектов в Государственную Думу;
  • внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

       1 Следует отметить, что положения  указанного Федерального закона  о возможности внесения парламентского запроса являются эффективным инструментом воздействия, прежде всего, на исполнительную власть и существенно расширяют контрольные функции Федерального Собрания в целом.

      12 Конституционное право России

  • обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палатыФедерального Собрания Российской Федерации;
  • обращение к соответствующим должностным лицам стребованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

      Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

      работа  с избирателями;

      участие в работе депутатских объединений  — фракций и депутатских групп  в Государственной Думе.

      Рекомендуемая литература

      1. Авакъян С. А. Конституционное право России: учеб. курс. Т. 2. МЮристь, 2005.

      2. Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999.5. Гранкин И. В. Парламент России. М., 2001.

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юрист, 2002.
  2. Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т. Я. Хабрие–вой. М.: Юристь, 2003.

Информация о работе Законодательный процесс