Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит 61 вопрос и ответы на них по дисциплине "Земельное право"

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

а) отчуждения (продажи, дарения и т. п.) земельного участка, приобретенного в период брака на возмездной основе;

б) аренды земельного участка;

в) в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 34, 35 Семейного кодекса РФ).

7. Разрешение органов опеки и попечительства в случае совершения сделки в отношении земельного участка, принадлежащего подопечному (несовершеннолетнему, недееспособному, ограниченно дееспособному лицу) (ст. 37 Гражданского кодекса РФ).

8. Сведения о наличии строений на земельном участке и о правах на эти строения.

9. Иные документы, необходимые для государственной регистрации сделки (перехода права).

 


34.Сделки с землей в Российской Федерации.

Сделки «с землей» – это целый ряд операций, в которых могут участвовать как частные лица, так и предприятия, в том числе государственные и муниципальные.

В данном обзоре рассмотрим только те сделки, которые могут совершать физические лица. При совершении сделок с землей их участники в основном должны руководствоваться гражданским законодательством РФ.

Купля-продажа земельных участков или земельных долей (паев).

Это самый популярный вид сделок. Оформление купли-продажи земельных участков может быть совершено участниками сделки без привлечения юриста и нотариуса. Тем не менее, государственная регистрация перехода права собственности обязательна. Чтобы обеспечить правильность заполнения и законность всех документов, подтверждающих куплю-продажу земельных участков, все же лучше обратиться к компетентным консультантам, гарантирующим продавцу и покупателю безопасность сделки и (в случае необходимости) регистрацию контракта в Регистрационной палате. Обратите внимание, что объектом купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т.е. в договоре купли-продажи должен содержаться кадастровый номер и адрес (местонахождение) земельного участка.

Залог земельных участков и земельных долей. Не слишком часто используемый тип сделок и требующий тщательной юридической проработки.

Наследование земельных участков и земельных долей. По данному виду сделки частным лицам довольно часто требуются консультации юристов, т.к. процедура вступления в наследство, как правило, происходит в несколько этапов. Требуется ряд затратных по времени шагов: получение свидетельства о праве на наследство, паспорта БТИ и / или  кадастровых планов, оформления права собственности на недвижимое имущество и т.д.

Мена земельных участков и земельных долей. В настоящее время не очень распространены сделки подобного типа. Вместо этого оформляются несколько сделок купли-продажи.

Дарение (безвозмездная передача) земельных участков, земельных долей. При оформлении сделок такого типа нужно обратить особое внимание на правильное оформление и заверение документов и очень ответственно относиться к уплате соответствующих налогов. Нужно знать, что при таком способе передачи земельного участка требуется нотариально удостоверенное согласие супруга дарителя на сделку. Следует иметь в виду, что дарение имущества, находящегося в совместной собственности, производится только по согласию всех совместных собственников.

Передача земельных участков, земельных долей (паев) по договору ренты или пожизненного содержания. К сожалению, такие сделки нередко были формальным прикрытием мошеннических операций с землей. Чтобы застраховаться, с одной стороны, от недобросовестности участников сделки и, с другой стороны, навязчивого внимания правоохранительных органов, при совершении такого рода сделок целесообразно воспользоваться услугами юристов, специализирующихся на сопровождении сделок с землей и недвижимостью. Из всех видов сделок с земельными участками обязательное нотариальное удостоверение предусмотрено только для договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Несоблюдение установленной законом формы сделки по отчуждению земельного участка влечет ее недействительность.
33.Плата за землю: общая характеристика, порядок взимания и льготы по взиманию платы.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог").

В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц. В материалах к законопроекту о федеральном бюджете на 2008 год и последующий период до 2010 года было предусмотрено введение в действие единого местного налога на недвижимость с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. Однако отсутствие реестров с полными характеристиками объектов недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, методик и специализированных структур по оценке недвижимости, правил расчета указанного налога не позволило ввести единый налог на недвижимость в указанные сроки.

Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими нормативными правовыми актами: Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог"), Гражданский кодекс РФ (глава 34 "Аренда), Закон РФ "О плате за землю" в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:

1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;

2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;

3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

 

 

 

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.


35.Полномочия органов государства по предоставлению и изъятию земельных участков из государственных и муниципальных земель.

Полномочиями по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности обладают органы государственной власти или местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 ЗК РФ и иными нормативными актами.

Понятие «земельное законодательство», используемое в ЗК РФ, включает не только специальные нормы, регулирующие отношения в области использования и охраны земли, в том числе нормы о предоставлении земельных участков, но и акты смежных отраслей законодательства, содержащих нормы земельного права. Основой такого понимания земельного законодательства является положение ч. 2 п. 1 ст. 2 ЗК РФ, которое исходит из того, что поскольку отрасль законодательства может быть шире, чем отрасль права, постольку нормы, закрепленные гражданским, административным, градостроительным, лесным, водным, горным, аграрным, экологическим законодательством, регулирующие отдельные земельные отношения, могут рассматриваться в качестве норм земельного права.

Период времени, прошедший после принятия Земельного кодекса РФ, характеризуется существенным обновлением федерального законодательства. Были приняты новые кодифицированные отраслевые акты, такие, как Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года Жилищный кодекс РФ введенный в действие с 1 марта 2005 г., Водный и Лесной кодексы РФ, вступившие в силу с 1 января 2007 г.

Необходимо особо выделить массив законодательных актов, которые содержат переходные положения и регламентируют отношения по предоставлению прав на земельные участки в порядке упрощенного оформления или переоформления. Основным актом в этой сфере выступает ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установивший, что права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ, определившего особенности оформления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами.

Особенности оформления прав на земельные участки под многоквартирными жилыми домами установлены ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» призванным гарантировать возникновение права общей долевой собственности на такие земельные участки.

Важнейшим переходным актом является ФЗ от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» так называемый Закон о дачной амнистии, который вступил в силу 1 сентября 2006 г. Он упрощает процедуру оформления в собственность земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Данный Закон внес значительные изменения в ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» призванные обеспечить права граждан на используемые ими земельные участки.

Помимо описанных законодательных актов земельные отношения на федеральном уровне регулируются подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими основные требования к процедурам продажи государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, регламентируют процедуры отчуждения государственных и муниципальных земельных участков.

Таким образом, анализ федерального законодательства в сфере предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, позволяет прийти к выводу о наличии двух групп норм. Первая группа регулирует собственно первичное предоставление прав на земельные участки, т.е. переход земель от публичного собственника к частному. Вторую группу составляют нормы, являющиеся по своей сути переходными, призванными обеспечить переход права на земельные участки от государства к частным лицам в условиях, когда последние являются фактическими пользователями этих участков, - общий порядок предоставления прав в этом случае не применяется. Данные нормы выносятся законодателем «за скобки», они содержатся в основном в так называемых вводных законах либо в специально принимаемых актах.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления прав на земельные участки, выражают взаимодействие материальных и процессуальных норм. Правовое регулирование предоставления прав на землю занимает важное место в системе государственно-правового воздействия на общественные отношения. Эффективность правового регулирования выражается в соотношении между результатами правового регулирования и стоящей перед ним целью - установление субъективного материального права на землю.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"