Проблема вида собственности на рынке земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:00, реферат

Описание

Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 49.71 Кб (Скачать документ)

    Однако, как показывает таблица 1, процессы купли-продажи на первичном рынке  идут вяло. К причинам, сдерживающим этот процесс следует отнести: 1) отсутствие заинтересованности во вложении средств в землю; 2) относительно высокая выкупная цена земельных участков, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

    Органы  местного самоуправления при продаже  земельных участков в собственность применяют нормативную цену земли, установленную постановлением администрации края от 16.06.1998 г. № 323-п "Об установлении нормативной цены земли". Особенно высокая выкупная цена сложилась в крупных городах и пригородной зоне города Красноярска. Например, в городе Красноярске один квадратный метр земли обходится в среднем 390 рублей, а в поселке Емельянове - 34,3 рубля.

Рыночный  оборот земельных  участков несельскохозяйственного  назначения в Красноярском крае

    
    Виды  сделок     1997год     1998 год     1999год
          Кол-во сделок(площадь

    Га)

    Доля  вида сделок от их общ числа, %     Кол-во сделок

    (площадь

    Га)

    Доля  вида сделок от их общ числа, %     Кол-во сделок

    (площадь

    Га)

    Доля  вида сделок от их общ числа, %

    Всего

    8029(1006.0)     100     7992(873,2)     100     8597(1006,4)     100
    В т.ч; продажа местными органами власти     266(48,9)     3,3     266(25,6)     3,3     280(26,2)     3,2
    Купля-продажа  гражданами и юр.лицами     5364(618,0)     66,8     5101(506,9)     63,8     5969(707,3)     69,4
    Дарение     314(29,6)     3,9     424(40,3)     5,3     289(37,8)     3,4
    Наследование     2008(290,1)     25,0     2090(258,3     26,2     2042(291,6     23,8
    Залог     77(19,4)     1,0     111(42,1)     1,4     17(3,5)     0,2
 

    По  мнению Краевого комитета по земельным  ресурсам, в целях развития приватизации земель необходимо проводить меры по стимулированию инвестиций в землю, установлению льгот при выкупе земельных участков и шире практиковать сдачу земель в аренду с правом выкупа в рассрочку. 

    Постепенно  запускаются процессы продажи прав аренды и залога земли, а также  начинает функционировать вторичный  рынок. Вторичный рынок земли  наиболее развит в Емельяновском, Сухобузимском, Манском, Минусинском, Курагинском, Шушенском районах, г. Дивногорске.

    Таблица 2

    Средние цены на земельные  участки при продаже  органами местного самоуправления, в руб. м2

    
    наименование     1999 г.     2000 г.     2001 г.
    Вне насел.пунктов     В селе     В городах и поселках     Вне насел.пунктов     В селе     В городах и поселках     Вне насел.пунктов     В селе     В городах и поселках
    Гражданам для индив.жилищ.строительства

    ,личного  подсобного хоз-ва,садоводства

    4,1     4,5     6,0     5,2     4,5     6,7     4,4     5,7     6,8
    Гражданам и их обьединениям для предпринимательской деятельности     3,0     6,2     7,9     4,2     3,0     12,8     -     -     16,5
 

 

    Итак, на примере Красноярского края мы убедились, что механизм формирования земельного рынка запущен, и реальное его функционирование осуществляется на уровне региона. Поэтому складывающийся в России земельный рынок - мощное средство реализации региональной политики, согласования интересов хозяйственного и территориального развития, решения многих внутрирегиональных проблем.

    В литературе правомерно делается акцент на противоречивость интересов участников рыночных земельных отношений, которые в российских условиях, надо полагать, будут резко обозначены.

    Отметим прежде всего государственный интерес. Государство заинтересовано в формировании и развитии рынка земли, надеясь в результате получить эффективного земельного собственника, а также определенные, хотя и незначительные бюджетные поступления.

    В большей мере экономически заинтересованными  в функционировании земельного рынка  оказываются местные органы власти, которые надеются иметь значительные бюджетные средства от налогов с владельцев земли, сборы от сделок с землей, аренды муниципальных земель и так далее. Они также освободятся от забот по поддержанию земельного фонда. Рынок земли активизирует деловую активность на территории.

    Выгодным  представляется существование рынка  земли собственникам земельных  участков - фермерам, которые получат возможность без помех вкладывать капитал в землю, улучшать ее использование, увеличивать доходы, присваивая в том числе и рентный доход.

    Фермер  также сможет капитализировать свои доходы: заложить, продать, сдать в  аренду земельный участок, то есть распорядиться  землей как товаром. Это - положительная сторона рынка для фермера. Однако для расширения предпринимательской деятельности фермеру требуются новые участки земли, которые либо надо купить (а это - отвлечение капитала), либо взять в аренду (а это - полная зависимость от конъюнктуры рынка на сельскохозяйственные продукты).

    Рынок земли сулит значительные выгоды слою профессиональных банкиров, посредников и других аналогичных субъектов.

    Наконец, рынок земли вызывает интерес  у слоя "денежных людей", которые смогут покупать землю с целью перепродажи, осуществлять спекулятивные сделки с землей.

    Итак, те немногочисленные сделки с землей на первичном рынке, сделки по купле-продаже на вторичном рынке, которые ведут физические и юридические лица, можно считать началом процесса формирования земельного рынка в РФ.

    7

 

 Нормативная цена земли

 

 

    На  территории Российской Федерации плательщиками  земельного налога и арендной платы  являются организации, предприятия, учреждения. независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц РФ и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду. Короче говоря, кроме законодательно освобожденных полностью или на определенных условиях от земельного налога в России плательщиками являются все собственники и арендаторы земли, землевладельцы и землепользователи.

    Объектами обложения земельным налогом  и взимания арендной платы являются все земельные участки, части  земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности  на земельный участок), предоставленные  юридическим лицам и гражданам  в собственность или пользование (в том числе и аренду).

    Поскольку земельный налог устанавливается  в виде стабильных платежей за единицу  площади в расчете на год, его  размер зависит от площади участка, качества и местоположения земли.

    Размер, условия и сроки внесения арендной платы как в денежной, так и в натуральной форме определяются исключительно договором между арендодателем и арендатором земли.

    При аренде земли, находящейся в государственной  или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры  арендной платы по видам использования  земель и категориям арендаторов.

    Земельным законодательством РФ дано право  устанавливать предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков:

    субъектам РФ - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и гаражного  строительства;

    органам местного самоуправления (районные, без  районов города, городские, поселковые и сельские) - для индивидуального  жилищного строительства и личного  подсобного хозяйства.  

    8

    Арендная  плата, цена земли. Диффрента или земельный налог  

    В настоящее время действительная преграда вовлечения земли в рыночный оборот - низкая эффективность сельскохозяйственного производства и тяжелое финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей и, стало быть, отсутствие возможности у большинства землевладельцев манипулировать земельной рентой. Только рента придает экономический смысл нахождению земли в государственной или частной собственности.

    Рента:  
1) По Марксу – доход, приносимый землей ее собственнику.  
2) Неоклассическая – вид устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью  
 
 

    Виды  рент:  
Устанавливается в соответствии издержками на худшей из земель. Рента зависящая от качества земля – дифференциальная рента (дифрента-1), приносимая всеми участками – абсолютнаяДифрента-2 – такая рента, которая может быть получена на любой земле при применении удобрений , новых технологий, и т.д.  
Арендная плата – форма ренты. Равна ренте + % на вложенный капитал + отчисления на его износ.  
Цена земли. Расставаясь землей, собственник теряет возможность на получение ренты, но получает капитал и возможность получать % по нему, равный утерянной ренте. Значит цена земли = рента/ставка %. 

    Существование и развитие рынка земли вообще и сельскохозяйственного в частности  невозможно без земельной ренты. Земля должна приносить доход, чтобы можно было экономически реализовать ту или иную форму собственности на землю. Напомним еще раз высказывание К. Маркса, что, с одной стороны, собственность на землю остается "юридической фикцией", если она не приобретает форму ее экономической реализации, то есть если не используется в производстве или не приносит доход (ренту) собственнику, а, с другой стороны, собственность действительно   выступает  как  производственное  отношение,   если осуществляется ее экономическая реализация .

    В данном определении земельный собственник  предстает в чистом виде как собственник  земли - материи, но для России типичным является собственник земли, выступающий одновременно и хозяйствующим субъектом. Данная ситуация сложилась потому, что системный кризис АПК сформировал устойчивую тенденцию падения доходности сельскохозяйственного производства.

    Чистый  финансовый результат сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1995-1999 годах (по всем видам деятельности) в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий без дотаций - отрицательный, а с их учетом - очень

    незначительный.

    При столь низкой доходности получение  рентного дохода становится проблематичным, а вместе с ним и реализация земельной  собственности.   При   отрицательной   земельной ренте возникает вопрос о целесообразности рынка земли.   С одной стороны, кому нужна покупка или аренда земли для сельскохозяйственной деятельности при низкой доходности от этой деятельности? С другой стороны, надежды арендодателя на получение рентного дохода остаются призрачными. При таких обстоятельствах земельная собственность экономически не реализуется, отпадает граница для приложения капитала   к земле. Это означает, что землевладелец должен сам вкладывать капитал, заниматься производством сельскохозяйственного продукта. Аренда у формального собственника земли, в свою очередь, вселяет у предпринимателя неуверенность в стабильности условий хозяйствования, особенно связанных с инвестициями и с поддержанием плодородия почв. Неустойчивое положение землевладельца, как и арендатора, побуждает первого устанавливать короткие сроки аренды (обычно не более пяти лет), что также не способствует росту эффективности землепользования.  

    Таблица 3

    Финансовые  результаты сельхозпредприятий в 1995-1999 годах (по всем видам деятельности)

Информация о работе Проблема вида собственности на рынке земли