Принцыпы земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:34, реферат

Описание

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Действующий Земельный кодекс РФ, несомненно, обеспечил стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и классификация принципов земельного законодательства 4
1.1. Классификация принципов земельного права 5
2. Основные принципы земельного права 7
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 466.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

Введение  3

1. Понятие и классификация принципов земельного законодательства 4

1.1. Классификация принципов  земельного права 5

2. Основные принципы  земельного права 7

Заключение  20

Список литературы  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Действующий Земельный кодекс РФ, несомненно, обеспечил стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель. Однако практика применения земельного законодательства наглядно демонстрирует нам, чем для России обернулась 10-летняя политическая борьба, орудием в которой стал пресловутый «земельный вопрос». Существующий порядок оформления прав на землю по-прежнему остается неоправданно дорогостоящим и даже «дачная амнистия» не смогла существенно переломить ситуацию. По оценкам Общественной палаты РФ, к маю 2007 г. амнистией воспользовался лишь 1 % от предполагаемого числа граждан. За оформление прав на земельный участок, которым люди пользуются несколько десятков лет, приходится платить до 20 тысяч рублей – цена непомерно высокая для человека, который не собирается его отчуждать. Для горожан амнистия обернулась утратой права приватизации земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования либо пожизненного (наследуемого) владения. Поэтому не все нововведения в земельном законодательстве можно оценить позитивно. Тем не менее, законодательство в этой области активно развивается и совершенствуется, и земля превращается в полноценный объект гражданского оборота.

1. Понятие и классификация принципов земельного законодательства

 

Развитие правовой системы  происходит по схеме «от общего к  частному». Основополагающие положения  земельного законодательства закрепляются в Конституции России, детализируются и конкретизируются в специальных законах, постановлениях,- управленческих актах, имеющих общенормативное значение. В п.1 ст.1 ЗК РФ закреплены основные принципы земельного законодательства. Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли.

Принципы земельного права содержатся:

а) в Конституции России, где сказано, что человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина — обязанность государства (ст. 2, 7, 8, 10—12, 15 посвящены земельным отношениям). В Конституции закреплено и гарантировано право граждан и объединений иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 и ч.1 ст. 36). В случае отказа в предоставлении земельного участка гражданин может обратиться в суд за защитой своего права. В части 4 ст. 29 и ст. 42 закреплено право граждан на информацию о всевозрастающей роли демократического общественного контроля в сфере земельного права;

б) в нормативных правовых актах. Так, в земельном законодательстве был провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле1;

в)  в конкретных нормах земельного права. Так, Земельный кодекс закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, обеспечивает принцип целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.;

г) в текстуальном смысле действующего законодательства. Например, анализируя нормы Земельного кодекса о землеустройстве, можно прийти к выводу о наличии приоритета экологических интересов общества над экономическими, поскольку созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов подчинены задачи землеустройства.

 

1.1. Классификация  принципов земельного права

 

Системность принципов  отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные) и на отраслевые.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции России), принцип юридического равенства граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле), принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению землей прав граждан и объединений, принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.

Отраслевые  принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, предопределены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель.

Принципы земельного права можно представить в  виде схемы, изображенной на рис.1.

Рис.1. Принципы земельного права

2. Основные  принципы земельного права

 

Принципы как основополагающие, нормативные начала регулирования  земельных отношений за годы проведения земельной реформы в значительной степени изменились.

1) Принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, «согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю». Этот принцип коснулся земли не только как объекта природы, природного ресурса, но и как основы жизнедеятельности (т.е. социального значения). В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

По сравнению с иными  природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому этот принцип основывает регулирование отношений по использованию и охране земли на представлениях о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Законодательно установлена неразрывность представлений о земле как о природном ресурсе, природном объекте и недвижимом объекте. И «земля», и «земельный участок» являются природным ресурсом, природным объектом и недвижимым имуществом одновременно. В ст.1. Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под землей как природным объектом понимается «естественная экологическая система, природный ландшафт», а природным ресурсом - те компоненты природного объекта, что «используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности». Земля понимается также и как почвенный покров, который в сельском хозяйстве является основным и незаменимым средством производства. Здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта и др. Плодородие здесь не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным использованием.

Кроме этого, в соответствии с п.2 ст.9 Конституции РФ земля может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также быть объектом иных прав на землю1.

Правовым гарантом четырехстороннего  взаимосвязанного учета значения этих земель выступают проводимые землеустройство  и государственный земельный  кадастр, которые позволяют выявить критерии социальной, экологической и экономической значимости земель и фиксировать их в кадастровых документах и в соответствии с этими критериями обеспечивать рациональное использование и охрану земель, а также экологическую безопасность населения2.

2) Принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Согласно этому принципу владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (п.2 ст.36 Конституции РФ). Приоритет охраны земли основывается на ее невосполнимости, часто невозможности ее восстановления при нерациональном использовании. Поэтому использовать земельные ресурсы следует так, чтобы с минимальными затратами получать наибольший эффект от их хозяйственной эксплуатации, не нанося при этом землям экономического и экологического вреда.

3) Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, «согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат». Данный принцип вытекает из положения Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), а также из Федерального закона от 10.01.2002 г. с изм. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором сказано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…».

Право на благоприятную окружающую среду - это одно из основных естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Обеспечение условий для сохранения жизни человека, его экологической безопасности, предотвращения негативного воздействия на здоровье человека – важнейшее обязательное условие любой деятельности, связанной с использованием земель, особенно в качестве пространственного базиса (для градостроительных целей, целей транспорта, энергетики, размещения промышленных, военных и иных объектов. Поэтому государство должно жестко регулировать и контролировать использование земель, разработать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения качества земельных ресурсов и следить за соблюдением их всеми землепользователями. Соблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, законодательства о радиационной безопасности служит целям обеспечения этого принципа.

4) Принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, «согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством» (пп. 4 ст.1 ЗК РФ в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ). Названный принцип получил развитие в ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ, регулирующих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления - в постоянное (бессрочное) пользование.

Обязательность  привлечения общественности предусмотрена  только для порядка предоставления с предварительным согласованием, поскольку именно здесь установлен этап выбора земельного участка. Выбор  земельных участков для строительства  регулируется ст. 31 ЗК РФ.

Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в  решении вопросов, затрагивающих  интересы населения и связанных  с изъятием, в том числе путем  выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных  участков в местах традиционного  проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов  Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Информация о работе Принцыпы земельного права