Правовой режим одной из категорий земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г. новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

Содержание

Введение
I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда ………………………….
II. Право собственности на земли лесного фонда……………………………………….
III. Управление землями лесного фонда …………………………………………………
IV. Использование земель лесного фонда…………………………………………………
V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и
охране лесов и земель лесного фонда…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

реферат Земельное право.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

Как предусмотрено  ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения  в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.  

В структуре  земель лесного фонда среди нелесных земель выделяются сельскохозяйственные угодья. В настоящее время их общая  площадь по состоянию на 1 января 2001 г. составляет 4 456,1 тыс. га. По данным государственного учета земель среди этих земель пашня занимает 202,7 тыс. га, залежь - 9,6 тыс. га, многолетние насаждения - 12,1 тыс. га, кормовые угодья - 4 231,7 тыс. га. Эти статистические данные показывают, что виды сельскохозяйственных угодий, расположенные в границах земельного фонда лесов, ничем не отличаются от видов сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. 

В лесном фонде  сельскохозяйственные угодья использовались и используются для сельскохозяйственного производства. Статья 80 ЛК к побочному лесопользованию относит виды деятельности, которые можно признать сельскохозяйственным производством (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек). В Перечне дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации, утвержденном Приказом Рослесхоза от 01.04.99 № 74, также упоминается сельскохозяйственное производство (использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур). 

В соответствии с п.5 ст.101 ЗК нелесные земли, пригодные  для осуществления сельскохозяйственного  производства, должны предоставляться  гражданам и юридическим лицам  в аренду. Здесь имеется в виду не осуществление соответствующих видов побочного лесопользования, а использование земельных участков в порядке, установленном для земель сельскохозяйственного назначения. 

Лесное законодательство устанавливает порядок предоставления участков лесного фонда (участков нелесных земель). В п.5 ст.101 ЗК идет речь о земельном участке, а не об участках лесного фонда. 

Теперь нелесные земли в соответствии с земельным  законодательством РФ могут предоставляться  гражданам и юридическим лицам  для сельскохозяйственного производства. Однако для этого требуется соблюдение ряда условий. 

Земельные участки  могут быть выделены только из состава  нелесных земель, временно не используемых для ведения лесного хозяйства. 

Из ч.1 ст.54 ЛК следует, что ведение лесного  хозяйства связано с проведением  лесохозяйственных мероприятий и пользованием лесным фондом. Следовательно, в соответствующий сельскохозяйственный оборот вовлекаются нелесные земли, которые не требуются для осуществления лесохозяйственных мероприятий и которые не предоставляются лесопользователям. 

Указанные земельные  участки предоставляются только в аренду сроком на пять лет. Договор  аренды заключается в соответствии с земельным законодательством. Однако условия и ограничения  использования этих земельных участков, которые фиксируются в договоре аренды, определяются в соответствии с лесным законодательством. 

Участки лесного  фонда, как объекты лесных отношений, представляют собой участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и  участки нелесных земель. Именно участки лесного фонда могут предоставляться в пользование. Через предоставление участков лесного фонда в пользование выражается специальное лесопользование. В отличие от общего лесопользования, для которого не требуется получения специальных разрешительных документов, правоудостоверяющих документов на участки лесного фонда (например, для сбора гражданами грибов и ягод), специальное лесопользование требует получение соответствующих документов. Фактически общее лесопользование является публичным лесным сервитутом (ст. 21 ЛК РФ). Вид документов для специального лесопользования зависит от вида предоставляемого права на участок лесного фонда. 

В соответствии с действующим лесным законодательством  видами прав на участки лесного фонда  являются: 

1) аренда (от 1 года  до 99 лет); 

2) безвозмездное  пользование (с максимальным сроком  до 99 лет); 

3) концессия  (от 1 года до 99 лет); 

4) краткосрочное  пользование (на срок до 1 года). 

Порядок предоставления на указанных выше правах пользования  регламентируется подзаконными нормативными актами на уровне Правительства РФ.  

Граждане и  юридические лица, которым предоставлены  вышеуказанные права, называются лесопользователями. Таким же термином обозначают лиц, которым  предоставлены права на пользование  участками лесов, не входящих в лесной фонд. 

Правоудостоверяющими  документами на участок лесного  фонда являются: 

зарегистрированный  учреждением юстиции (государственной  регистрационной палатой) договор  аренды участка лесного фонда; 

зарегистрированный  учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор безвозмездного пользования участком лесного фонда; 

зарегистрированный  учреждением юстиции (государственной  регистрационной палатой) договор  концессии участка лесного фонда; 

протокол о  результатах лесного аукциона, имеющий силу договора и не нуждающийся в государственной регистрации. 

Кроме того, лесопользователи в установленных случаях для  реализации полученного права лесопользования  обязаны получать также лесорубочный билет, ордер или лесной билет. 

Статьей 12 Лесного кодекса РФ оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.  

Согласно подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).  

Императивная  норма п. 3 статьи 101 ЗК РФ в качестве общего правила запрещает изъятие  земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд. Исключение из этого правила составляют только два случая, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Кодекса. Такое изъятие возможно, если оно необходимо для: 

1) выполнения  международных обязательств Российской Федерации; 

2) размещения  следующих объектов государственного  или муниципального значения  при отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических  систем и объекты энергетических  систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов (см. также комментарий к п. 1 ст. 49 Кодекса). 

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации. 

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования  их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Из статьи 63 ЛК полностью исключен порядок перевода земель лесного фонда в земли  иных категорий. Данный вопрос предоставлен в правовое поле специального федерального закона. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается: 

1) если изменение  их целевого назначения предусмотрено  лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов; 

2) в связи  с установлением или изменением  черты поселений. 

В иных помимо предусмотренных  выше случаях перевод земель лесного  фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при  наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с: 

1) невозможностью  их дальнейшего использования  по целевому назначению; 

2) прекращением  нужд лесного хозяйства; 

3) необходимостью  обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 

Основания отказа в переводе земель или земельных  участков в составе таких земель из одной категории в другую в  соответствии с названным Законом  следующие. 

Перевод земель или земельных участков в составе  таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 

1) установления  в соответствии с федеральными  законами ограничения перевода  земель или земельных участков  в составе таких земель из  одной категории в другую либо  запрета на такой перевод; 

2) наличия отрицательного  заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 

3) установления  несоответствия испрашиваемого  целевого назначения земель или  земельных участков утвержденным  документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.  

Перевод земель лесного фонда следует отличать от перевода лесных земель в нелесные. При переводе лесных земель в нелесные категория земель (земли лесного фонда) не меняется. Происходит только своеобразная смена целевого назначения земель. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для ее выращивания, восстановления на данном участке, а нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (лесные дороги, к примеру), и неудобные для использования земли (например, занятые болотами). 

Места строительства  объектов, влияющих на состояние и  воспроизводство лесов, согласовываются  с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы (ст. 65 ЛК РФ). Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения территориального федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предусмотренной Лесным кодексом РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (абз. 1 ст. 66 ЛК РФ). 

Требование о  получении положительного заключения государственной экологической  экспертизы, прежде чем осуществлять строительные работы, содержится также  в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовой режим одной из категорий земель лесного фонда