Право собственности на землю в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование института права собственности на землю в Российской Федерации как института земельного права. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие права собственности на землю в РФ;
- уяснить содержание права частной собственности на землю;
- рассмотреть формирование института права собственности на землю в России;
- охарактеризовать формы и виды права собственности на землю, а также определение форм собственности на землю;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика права собственности на землю…….4

1.1. Понятие права собственности на землю…………………………….4
1.2. Формы и виды права собственности на землю…………………….9

Глава 2. Публичная собственность на землю…………………………..16

2.1. Право государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю………………………………16
2.2. Право муниципальной собственности на землю и основания ее возникновения………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

курсовая зем. право 2 (2).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Факультет заочного обучения

Кафедра Административного, финансового и информационного права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Земельное право»

 

На тему: «Право собственности на землю в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

                                         

  Cпециальность: Юриспруденция              

  Выполнил(а):  студен Гр. 541Юб                       

  Мурзагулова А.Б.                                  

                                                         Научный руководитель:

                                                         к. ю. н. Хайретдинова М.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нижний Новгород

2011г.

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Общая характеристика права собственности на землю…….4

 

1.1. Понятие права собственности на землю…………………………….4

1.2. Формы и виды права собственности на землю…………………….9

 

Глава 2. Публичная собственность на землю…………………………..16

 

2.1. Право государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю………………………………16

2.2. Право муниципальной собственности на землю и основания ее возникновения………………………………………………………………17

 

Заключение…………………………………………………………………..20

 

Список использованной литературы…………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    С принятием в 1991 г. первого за период реформы Земельного кодекса РСФСР наряду с другими видами собственности была провозглашена собственность на землю граждан и их коллективов. Конституция РФ 1993 г. (ст. 9) закрепила, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" . Тем самым была нарушена монополия государственной собственности на землю, просуществовавшая в нашей стране более 70 лет. Исходя из опыта многих стран, в том числе России, законодатель посчитал, что в частных руках земля - или по крайней мере некоторые ее категории - лучше послужит на благо общества.

    До настоящего времени остается нерешенной проблема разграничения государственной собственности на землю, в самом главном - о субъектах права собственности на землю - нет единого мнения: то ли проводить разграничение по двум уровням, то есть на собственность РФ и субъектов РФ, то ли по трем: собственность Российской Федерации, собственность субъектов и муниципальная собственность с равной правовой защитой и гарантиями, допускаемыми Конституцией РФ . В связи с этим в земельном законодательстве имеются разночтения о субъектах права собственности на землю, и трактовка указанных положений представляется затруднительной. Все вышесказанное говорит об особой актуальности данной тематики контрольной работы.

Целью настоящей работы является исследование института права собственности на землю в Российской Федерации как института земельного права. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- дать понятие права собственности на землю в РФ;

- уяснить содержание права частной собственности на землю;

- рассмотреть формирование института права собственности на землю в России;

- охарактеризовать формы и виды права собственности на землю, а также определение форм собственности на землю;

- изучить проблемы частной собственности на землю, порядок защиты прав собственников земельных участков.

Объект исследования — правоотношения, возникающие в процессе реализации права собственности на землю в Российской Федерации.

    Структурно работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разбита на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика права собственности

     

1.1. Понятие права собственности на землю

 

       Собственность как экономическая категория признается господствующей как в политико-экономической, так и в юридической науке.

    Уникальные свойства земли, безусловно, отражаются на форме земельной собственности, придавая ей определенные особенности, отличающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктами человеческого труда.

    Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается.

    Так, купив земельный участок в собственность, гражданин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем. Если же этот участок займет кто-либо без его согласия, то собственник имеет право на защиту от произвола и на истребование возмещения причиненных убытков и ущерба.

    Общественные отношения возникают между людьми, а отношения участников производства непосредственно к предметам производства носят не общественный, а технический характер и не могут быть признаны ни производственными, ни экономическими отношениями собственности.

    Отношения, определяющие положение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства и пр.), отвечают на вопрос, в чьем владении и распоряжении находятся орудия и средства производства и в чье владение и распоряжение поступают результаты производства. Именно эти отношения и являются экономическими отношениями собственности.

    Следовательно, экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

    Введение социалистических производственных отношений в землепользовании потерпело неудачу в России, в частности, из-за того, что производители не были включены в систему отношений собственности. Включение производителей в механизм отношений собственности даже без дополнительных или минимальных затрат повышает эффективность пользования землей.

    Господство собственника над объектом, имуществом можно подразделить на юридически значимое и не являющееся таковым. Например, не имеет юридического значения сорт, вид фруктового насаждения, выращиваемого на участке, в коллективном саду, однако если кто-либо попытается вырастить наркотикосодержащую культуру, то такой вид хозяйствования будет юридически значим, так как повлечет негативную оценку и будет пресечен государством (ст. 99.1 Кодекса об административных правонарушениях — КоАП).

    Следовательно, понятие «собственность» можно рассматривать в юридическом и неюридическом смысле. Государство не вправе навязывать собственнику земельного участка, равно как и землевладельцу, землепользователю, приемы обработки почвы (производить вспашку, осуществлять безотвальную обработку с одновременным боронованием и т. п.), но если применяемая собственником технология обработки участка ведет к снижению плодородия почв и ухудшению экологической обстановки, то закон допускает вмешательство соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

    Собственность в юридическом смысле (юридически значимое господство над объектом) включает в себя отношения, характеризуемые следующими признаками:

    1) в этих отношениях иногда возникают противоречия интересов их участников, и они при своей остроте не могут разрешиться без правового вмешательства. Например, в отношениях граждан, владеющих земельными участками на праве общей долевой собственности, может сложиться ситуация, когда каждый «будет тянуть одеяло на себя», а поэтому предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в общей долевой собственности, осуществляется по согласию всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, установленном судом;

    2) противоречия в отношении собственности значимы для интересов государства, что и побуждает его применять правовое вмешательство в эти отношения. Так, использование земельного участка собственником не по целевому назначению, указанному в документах, подрывает состояние земельного участка, а потому факт изменения состава сельхозугодий из ценных в менее ценные является основанием для принудительного прекращения прав на земельный участок;

    3) противоречие необходимо устранить, поскольку, будучи неустранимым, оно может нанести ущерб общественным или государственным интересам. ЗК обязывает собственников не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности, то есть причинения ущерба окружающей природной среде, поскольку во многих регионах РФ уже заметны признаки экологической напряженности и угрозы катастрофы;

    4) противоречие возможно устранить в силу того, что данный вид общественных  отношений поддается правовому регулированию. Так, недопустимо единообразное земельно-правовое регулирование отношений земельной собственности на всей территории Российской Федерации, поскольку в целом ряде регионов проживают малочисленные народы и этнические группы со своими вековыми традициями, не всегда вписывающимися в общую правовую систему. Поэтому закон делает исключение для не поддающихся единообразному правовому регулированию отношений. Установлено право по согласованию с компетентными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления определять в таких местностях особый правовой режим использования земель;

    5) устранение противоречий правовыми средствами не будет противоречить Конституции РФ, международно-правовым обязательствам, общечеловеческим ценностям. Так, формы собственности на землю в России не могут противоречить Конституции РФ; нормы российского земельного права не должны противоречить правилам, содержащимся в международно-правовом договоре РФ с другими зарубежными странами.

    Поэтому правовая форма экономических отношений собственности становится объективно необходимой, волевые отношения собственности не могут нормально развиваться и  функционировать вне правовой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны государства.

    Изучая проблему собственности в юридическом смысле, необходимо знать соотношение конституционного и гражданско-правового понятий права собственности на землю и другие природные ресурсы.

    Пункт 2 ст. 36 Конституции РФ определяет параметры ограничения осуществления правомочий собственника земли и других природных ресурсов: во-первых, необходимость соблюдения экологических требований; во-вторых, необходимость защиты прав и законных интересов других лиц, в-третьих, необходимость законодательного ограничения права собственности на землю в социальных целях, так как земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в-четвертых, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ свои полномочия земельный собственник осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом; в-пятых, земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (п. 3. ст. 129 ГК РФ).

    В части 2 ст. 261 ГК РФ сказано, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (поденный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и кустарники.

   

    Праву известны разнообразные правовые формы регулирования отношений собственности, которые могут быть условно объединены в комплексный институт права собственности.

    Право собственности на землю, так же как и всякое другое право, может быть рассмотрено в объективном и субъективном смыслах.

    Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

    Эти нормы содержатся и в других отраслях российского законодательства. При этом, если в земельном праве формулируется «конструкция» права собственности на землю, то в иных отраслях права содержатся нормы, обеспечивающие эту конструкцию. Для того чтобы раскрыть конкретные возможности поведения, предоставленные законом собственнику земли, необходимо обратиться к категории права собственности в субъективном смысле.              

    Право собственника на землю в субъективном смысле — это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственной деятельности.               

Информация о работе Право собственности на землю в Российской Федерации