Основания возникновения права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие основ возникновения права собственности на землю, а также особенности их правового регулирования.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
Рассмотрение понятия права собственности на землю.
Изучение видов и форм земельной собственности.
Раскрытие основных оснований возникновения права собственности на землю.

Содержание

Введение

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.
1.1 Понятие права собственности на землю.
1.2. Виды и формы земельной собственности.

2. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ.
2.1 административные акты государственных органов.
2.2 сделки граждан и организаций.
2.3 иные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права собственности на землю (открытие наследства, получение земельной доли, приобретательная давность).

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Если при наследовании обычного имущества применяется круг наследников  по завещанию или закону (наследники первой и второй очереди), то при  наследовании земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной собственности крестьянскому (фермерскому) хозяйству, это правило не применимо (о чем уже было сказано выше);

б) при вступлении в хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы на получение в собственность земельного участка выдается документ, подтверждающий количественное и стоимостное выражение их земельных паев. Полученные ранее свидетельства на право собственности на землю утрачивают силу;

в) пользование непрерывно более  15 лет земельным участком дает гражданам и юридическим лицам преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка (ст. 234 ГК РФ) без юридического оформления своих прав, если он продается (передается безвозмездно) для того же назначения. При переходе права собственности или другого права на строение, сооружение к приобретателю переходит и право на земельный участок на тех же условиях, в том же объеме и для того же разрешенного использования, какое было у прежнего владельца, если законом не предусмотрено иное;

г) приватизация является ведущим  основанием для приобретения земельной  собственности гражданами и юридическими лицами. Приватизация — разгосударствление государственной собственности  на землю. Собственник предприятия, приватизированного в порядке, установленном законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий (физическое или юридическое лицо), обязан в шестимесячный срок со дня своего образования оформить право законного владения фактически занимаемым земельным участком. Условия, на которых передается земельный участок право аренды или постоянного (бессрочного) пользования, сервитута и обременения), определяются договором на основании ЗК и законодательства субъектов РФ.

Приватизация сельскохозяйственных предприятий имеет свою специфику, что обусловливает ее особое правовое регулирование, предопределенное главным образом особенностями сельскохозяйственного производства и его зависимостью от почвенно-климатических условий, сезонности производства и других объективных обстоятельств.

Указом Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам  объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков» (долей земельных участков) установлено  право приобретать в собственность  земельные участки (доли земельных участков), на которых расположены здания, сооружения, помещения, сооружения и объекты незавершенного строительства. В первую очередь имеют право физические и юридические лица — собственники указанных объектов недвижимости.

Объектом продажи является земельный участок (его доли), ранее выделенные землевладельцу на правах постоянного (бессрочного) пользования и аренды.

В случае отсутствия документов, подтверждающих указанное право, земельный участок  предоставляется в фактических  границах, существующих под приватизируемым предприятием на дату утверждения плана приватизации; под объектами незавершенного строительства — на дату вступления в силу права собственности на объект.

Приватизация земельных участков — это передача из государственной  и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и аренды.

Бесплатная передача земельных  участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами Российской Федерации, а сверх норм выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде. Уменьшение размеров земельных участков, ранее предоставленных гражданам в установленном порядке, запрещается.

Земельный участок может быть приватизирован только собственником (собственниками в долях) строения, сооружения, находящегося на этом участке. Территориальные границы приватизируемого участка должны корректироваться таким образом, чтобы максимально исключить необходимость установления сервитутов.

Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 установлено, что приватизации не подлежат земли общего пользования  в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи); земли заповедников, памятников природы национальных и дендрологических парков, ботанических садов, земли оздоровительного и историко-культурного назначения; земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства, использования и охраны недр; земли, зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению; земельные участки, находящиеся во временном пользовании).

Продаже не подлежат незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся на землях лесного и водного фонда, особо охраняемые земли, для которых установлен особый режим приватизации законодательством РФ, а также земли, расположенные в морских, речных портах федерального значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития.

Бесплатная передача земельных  участков в собственность граждан  устанавливается Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». Для определения среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земель, передаваемых в ведение сельской, поселковой, городской администрации, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. Этим же Указом главам местной администрации сельских районов по предоставлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству предоставлено право определять дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения. Возмездная приватизация земельной собственности установлена Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий», и определен круг субъектов, которым разрешена такая продажа земельных участков. Участниками такой приватизации являются собственники приватизированного путем продажи на коммерческом инвестиционном конкурсе, аукционе государственного, муниципального предприятия. Покупателями земельных участков могут быть любые юридические и физические лица, включая иностранных и лиц без гражданства, признаваемые покупателями в соответствии с законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий».

При возмездной приватизации граждане, ведущие сельское хозяйство, как  правило, фермеры, могут получить землю  дополнительно, сверх нормы бесплатной приватизации, когда предельные размеры их хозяйств по закону превышают установленные нормы.

Для приватизации земельного участка  гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, судебное решение, постановление правомочного органа власти и иные документы, бесспорно  подтверждающие право собственности на строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, если участок застроен; постановление уполномоченного органа власти об отводе земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду чертежи (планы) земельного участка и др.

Перечисленные обстоятельства только тогда являются юридическими фактами  по возникновению правоотношений собственности, когда они законны.

Законность фактов выражается либо в соответствии действующему законодательству, либо не в противоречии ему. В случае незаконности юридических фактов, ставших основанием возникновения права собственности на землю, законом предусмотрен правовой механизм защиты. Так, незаконные акты государственных органов могут быть отменены по решению Конституционного Суда РФ (ст. 86, 98 Закона о Конституционном Суде РФ); они не применяются судами при рассмотрении споров и заявлений по защите нарушенных прав (ч. 2 ст. 307 Гражданского процессуального кодекса); незаконные сделки подлежат отмене (ст. 168 ГК РФ), а наследники могут обжаловать в суд незаконно переданную по наследству землю и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономические отношения собственности  составляют основу любого общества, а  правовое регулирование появляется и сохраняется, прежде всего, как система норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные отношения. В условиях современной России собственность имеет исключительное значение в связи с тем, что она является базисом политических и экономических коренных преобразований, источником демократии, непременным условием построения правового государства. Вот почему охрана существующих отношений собственности — важнейшая задача всякой правовой системы, её стержень, в конечном счёте.

Анализируя проделанную работу, можно сформулировать основные выводы:

  1. Объектами земельных отношений являются  в соответствии со  ст. 6 ЗК РФ являются земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Причем понятие земельного участка претерпело изменения в последней редакции кодекса.
  2. Земельные правоотношения регулируются как гражданским, так и земельным законодательством, причем до недавнего времени не было ясности какое законодательство все же применять в спорных ситуациях. Последующие комментарии все же склонили чашу весов в пользу последнего.
  3. Принятие Земельного Кодекса РФ сократило число прав на землю, так образом, сдвинув акцент с предоставления земель органами государственно власти и местного самоуправления на заключение договоров аренды земельных участков.

В результате проведения земельной  реформы Россия вышла, пожалуй, на первое место в мире по числу оснований  прав на землю: собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное  срочное пользование, пожизненное  наследуемое владение, аренда. В числе вещных прав на землю называется также сервитут. Такое многообразие ничего позитивного не создает, а порождает неразбериху и безответственность в использовании земли, привносит дополнительные сложности в оформление прав на землю, в их учет и государственную регистрацию.

Содержащаяся в Земельном кодексе  попытка сократить число видов (титулов) прав на землю заслуживает  одобрения. Однако решается этот вопрос не совсем последовательно. Согласно ст. 21 Кодекса предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения его в действие не допускается. Но в то же время право пожизненного наследуемого владения, возникшее у граждан до введения в действие Кодекса, сохраняется. Гражданам, имеющим земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, предоставляется право переоформить участок в собственность. Вместе с тем никакой обязанности и никаких сроков для подачи заявления по переоформлению права пожизненного наследуемого владения Кодекс не устанавливает. Следовательно, данный титул прав на землю может сохраняться бесконечно долго, поскольку земельный участок разрешается передавать по наследству на общих основаниях.

Несомненно, ЗК РФ несвободен от некоторых  противоречий, и в ходе его реализации на практике возникают определенные вопросы. В целом же новый ЗК РФ успешно решает многие теоретические и, что особенно важно, практические задачи в области земельно-правовых отношений; систематизирует многие важные земельно-правовые нормы и, таким образом, является планомерным этапом в развитии земельной реформы в России.

Представляется, что избранная  тема на сегодняшний день весьма актуальна  как в чисто научном, так и  сугубо практическом отношении. Исследование оснований приобретения права собственности очень важно для общества, и, следовательно, данная проблема будет занимать умы ученых еще ни один раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993г. - Москва: Айрис Пресс, 2003. – 63 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2006 года. - М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ № 136-ФЗ от 25.10.01, с изм.и доп. от 01.10.09, - М.: Сибирское университетское издательство, 2009. – 96 с.
  4. Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; 3-51 Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 400 с.
  5. Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с.
  6. Жариков Ю. Г. Земельное право России: Учеб. / М.: Кнорус, 2007. – 480 с.
  7. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2000. — 624 с.

 




Информация о работе Основания возникновения права собственности на землю