Основания возникновения прав на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие основ возникновения прав на землю, а также особенности их правового регулирования.

Указанная цель конкретизируется в ряде задач:

1. Обозначить виды и содержание основных прав на землю;

2. Раскрыть основные основания возникновения прав на землю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основания возникновения прав на землю………………………………….…5
Возникновение прав на землю из актов государственных органов или органов местного самоуправления…………………………………………..5
Возникновение прав на землю в соответствии с договорами или иными сделками…………………………………………………………………….…7
Возникновение прав на землю в соответствии приобретательной давностью………………………………………………………………….....10
Возникновение прав на землю в соответствии с иными основаниями......13
Решение правовых задач………………………………………….………..14

Заключение………………………………………………………………….…..16

Список нормативно-технической документации и литературы……………...18

Приложение (форма документ)…………………………………………..…….19

Работа состоит из  1 файл

зем право ЛИ.docx

— 34.20 Кб (Скачать документ)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

 

Факультет землеустройства  и кадастра

 

 

 

Кафедра землеустройства

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Земельное право»:

На тему:«Основания возникновения прав на землю»

                       по специальности 120302-«земельный кадастр»

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил   студент гр. Зк – 55в

                                                                  Л.Р.Биктимирова______________

                                                            «___»__________________2012

                                                Проверил преподаватель

                                                                  О.Г.Брыжко___________________

«___» ____________________2012

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основания возникновения прав на землю………………………………….…5

    1. Возникновение прав на землю из актов государственных органов или органов местного самоуправления…………………………………………..5
    2. Возникновение прав на землю в соответствии с договорами или иными сделками…………………………………………………………………….…7
    3. Возникновение прав на землю в соответствии приобретательной давностью………………………………………………………………….....10
    4. Возникновение прав на землю в соответствии с иными основаниями......13
  1. Решение правовых задач………………………………………….………..14

Заключение………………………………………………………………….…..16

Список нормативно-технической документации и литературы……………...18

Приложение (форма документ)…………………………………………..…….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В условиях  перехода России к рыночным  отношениям, вместе с изменениями  общественных отношений между  людьми, менялось и право, регулирующее  их. Изменению подверглись все  сферы общественной жизни,  которые  регулирует право. Любое государство с рыночной системой экономики стремится к эффективному вовлечению земель в экономический оборот, соблюдая при этом интересы общества и государства. Новый этап земельно-правовой реформы пробудил широкий интерес в силу того, что принятие ЗК РФ 25 октября 2001 г. стало значительным событием для российского экологического, земельного, гражданского и других отраслей права. Созданию ЗК РФ предшествовал долгий период времени. Необходимость в новом ЗК РФ появилась уже достаточно давно, ЗК РФ кодифицировал и систематизировал многие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные земельно-правовые нормы. В ЗК РФ вошло много новаций, в том числе в нем просматривается сокращение числа титулов на землю: постоянное (бессрочное) пользование земельными участками в соответствии со ст. 20, ч. 3 ЗК РФ предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Также земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения впредь не предоставляются (ст. 20 и 21 ЗК РФ), но и пресекательных норм тоже нет — переоформление земельного участка возможно в любое время. Некоторые изменения коснулись и порядка предоставления земельных участков в аренду (ст. 22 ЗК РФ).

В целом, за последние 10 лет  в России практически созданы  основы нового земельного строя: ликвидирована  государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм собственности, проведена бесплатная передача земли от государства гражданам, введено платное землепользование, основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность, земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в государственной собственности, выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ, созданы объективные условия для оборота земли. Однако, в настоящее время состояние гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения, нельзя признать удовлетворительным в части правового регулирования вещных и иных прав на землю, а также особенностей их государственной регистрации. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как многообразие прав на землю порождает проблему неэффективного и недостаточно быстрого оборота земель.

Целью данной работы является раскрытие основ возникновения  прав на землю, а также особенности  их правового регулирования.

 Указанная цель конкретизируется  в ряде задач:

1. Обозначить виды и  содержание основных прав на  землю;

2. Раскрыть основные основания  возникновения прав на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основания возникновения прав на землю

1.1 Возникновение прав на землю из актов государственных органов или органов местного самоуправления

       Сделки и административные акты органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти являются наиболее распространенными основаниями приобретения прав на землю. В результате принятия решений (административных актов) о предоставлении земельных участков соответствующих органов граждане и юридические лица приобретают право собственности на землю и иные права.

      Пока единственным собственником земли было государство, непосредственным основанием для возникновения того или иного права на землю всегда служили правоустанавливающие действия государственного органа, компетентного принимать соответствующие решения. Органы землеустройства фиксировали свое внимание на внешних юридических признаках формирования поземельных прав и обязанностей, таких как: правомерность предоставления земельного участка на основании решения компетентного государственного органа, соблюдение норм и сроков отвода участка и порядка выдачи просителям земельных документов и т.п.

 До введения в действие  ЗК РФ значительной долей решений  органов государственной власти  или местного самоуправления  являлись решения о предоставлении  в пользование права постоянного  (бессрочного) пользования на  земельный участок. С момента  вступления в действие Земельного  кодекса, земельные участки не  предоставляются гражданам, а  также юридическим лицам, кроме  государственных и муниципальных  учреждений, федеральных казенных  предприятий.  Также до вступления  в действие нового Земельного  кодекса РФ право пожизненного  наследуемого владения возникало  на основании административного акта (акта о предоставлении). В настоящее время п. 1 ст. 21 ЗК РФ не предусматривает возможности предоставления такого права после вступления в силу ЗК РФ.

 Таким образом, права, возникающие из различных актов органов государственной власти и местного самоуправления, сместились с предоставления прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения в сторону заключения договоров аренды и передачу земельных участков в собственность. Так согласно Конституции РФ, земля находится в государственной, муниципальной, частной и иной формах собственности, то и органы местного самоуправления (субъектов федерации) вправе издавать распоряжения о порядке предоставления земель, находящихся в муниципальной собственности (собственности субъектов федерации). Так как земли сельхозназначения являются собственностью субъектов РФ, то и распоряжение ими происходит на уровне субъектов Российской Федерации.

 Основания возникновения  права ограниченного пользования  чужим земельным участком (сервитута)  являются различными в связи  с тем, что выделяются два  вида земельных сервитутов - частный  и публичный. Основания возникновения  частного сервитута определяются  в соответствии с гражданским  законодательством. Публичный же  сервитут устанавливается законом  или иным нормативным правовым  актом Российской Федерации, нормативным  правовым актом субъекта Российской  Федерации, нормативным правовым  актом органа местного самоуправления  в случаях, если это необходимо  для обеспечения интересов государства,  местного самоуправления или  местного населения, без изъятия  земельных участков [1].

 

 

 

1.2 Возникновение прав на землю в соответствии с договорами или иными сделками

 

        Самым распространенным основанием возникновения прав на землю из договоров является договор купли-продажи земельного участка. Общие положения о купле - продаже регулируются частью второй ГК РФ. Однако не все статьи  ГК РФ применимы к сделкам с землей из-за специфики этого объекта. Но часть статей распространяется и на земельные отношения. По договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать земельный участок в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).[2]. Собственно, это и составляет основное содержание данного договора. На земельные отношения распространяются и статьи «Продажа недвижимости. По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя в том числе и земельный участок. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. [3].

 Также одним из основных  видов возникновения прав на  земельный участок является договор  аренды. Аренда земельных участков  осуществляется только на основе  договора. Общие положения о договоре  аренды определяются гражданским  законодательством, особенности  сдачи в аренду земельных участков  установлены земельным законодательством.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В отношении земли пользование ею без владения неосуществимо, поэтому арендатор владеет и пользуется полученным в аренду земельным участком. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования земельного участка в соответствии с договором, считаются его собственностью (это может быть, например, выращенная сельскохозяйственная продукция, доходы от организации на арендованном участке платной автостоянки и т.д.). Арендатор имеет также отдельные права по распоряжению арендованным земельным участком - может сдать его, например, в субаренду.[3]

 По общему правилу договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации (если иное не установлено законом). Договор аренды может быть заключен на определенный срок или без указания в договоре конкретного срока, т.е. на неопределенный срок. В последнем случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 3 месяца, но для такого предупреждения законом или договором может быть установлен и иной срок [3].

 Мена земельных участков  и земельных долей также является  разновидностью возникновения прав  на землю из сделок, однако  положения данного пункта схожи  с договором купли-продажи, поэтому  я не считаю нужным останавливаться  на этом пункте более подробно.

 Дарение регулируется  ст. 572—582 ГК РФ. Наличие встречных обязательств или условий делает договор дарения недействительным, а сделку ничтожной. Договор дарения также подлежит государственной регистрации и отсутствие таковой считается основанием признания договора не заключенным.[4].

 Следующий вид оснований  возникновения прав на землю  «переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение». Действие данной статьи распространяется на те случаи, когда собственник здания (строения, сооружения) не имеет права собственности на земельный участок, на котором находится здание (строение, сооружение). При совершении сделок с возведенной на земельном участке недвижимостью к новому собственнику переходит и право на использование соответствующей части земельного участка. Покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. При этом если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность [5].

 В этом пункте были  рассмотрены основные основание  возникновения прав на землю  из заключенных договоров и  иных сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Возникновение прав на землю в соответствии приобретательной давностью

 

     Одним из оснований возникновения прав на имущество, в том числе и на землю, является приобретательная давность или давность владения. Этот институт является достаточно разработанным в праве, известным еще со времен Римского права.

Лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Необходимо отметить, что право собственности на землю, как на недвижимость, возникает с момента государственной регистрации Из этого следует, что в данном случае право собственности в силу приобретательной давности возникнуть не может.[2]

   В соответствии  с Законом «О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним»  сам факт давностного владения  земельным участком не может  быть основанием для государственной  регистрации прав на него. Возникновение права на недвижимое имущество возможно только при наличии  документов, подтверждающих соответствующее право. Следовательно, для соблюдения требований о формальном характере оснований регистрации прав на землю, недостаточно наличия всей совокупности признаков давностного владения.[4]. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законе порядке, возникновение права собственности по данному основанию на земельный участок без соответствующего акта судебного органа невозможно.

Приобретательная давность на земельный участок может возникнуть в случае, если использование земельного участка основывается на сделке с отчуждателем, имеющей определенные пороки, влекущие ее недействительность. В такой ситуации вполне применимо понятие добросовестности, что лицо не знало и не могло знать о неправомерности приобретения земельного участка. Если при получении владения земельным участком от конкретного лица, давностно владеющее лицо «добросовестно заблуждалось в отношении истинного объема вещного права отчуждателя», то возможно возникновение права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. При этом добросовестность должна иметь место в момент совершения сделки, а также в момент государственной регистрации основания перехода права собственности, хоть и порочного.[2].

Информация о работе Основания возникновения прав на землю