Метрология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:23, реферат

Описание

Современная метрология включает в себя три составляющих:

1. Законодательное.

2. Фундаментальное.

3. Практическое.

Работа состоит из  1 файл

Метрология).docx

— 21.25 Кб (Скачать документ)

Метрология – наука об измерениях методов и средствах обеспечения  их единства и требуемой точности.

 

 Современная метрология включает  в себя три составляющих:

 

1. Законодательное.

 

2. Фундаментальное.

 

3. Практическое.

 

 Законодательная метрология  – раздел метрологии включающие  комплексы взаимосвязанных общих  правил, а также другие вопросы  нуждающиеся в регламентации  и контроля со стороны государства  направленные на обеспечении  единства измерений и единообразия  средств измерений.

 

 Вопросами фундаментальной  метрологии ( исследовательская метрология

), созданием систем единиц измерения,  физических постоянных разработкой  новых методов измерений занимается  теоретическая метрология.

 

 Вопросами практической метрологии  в различных сферах деятельности  в результате теоретических исследований  занимается прикладная метрология.

 

 Задачи метрологии:

 

1. Определение основных направлений,  развитие метрологического обеспечения  производства.

 

2. Организация и проведение  анализа состояние и измерений.

 

3. Разработка и реализация программ  метрологического обеспечения.

 

4. Развитие и укрепление метрологической  службы.

 

 Объекты метрологии.

 

 Средства измерений, эталон, методики выполнения измерений  и физические, и не физические (производственные величины).

 

 Средства измерений – техническое  устройство предназначенное для измерения.

 

 Измерение – совокупность  операций выполняющих с помощью  технических средств хранящих единицу величины позволяющих способствовать измеряемую величину с ее единицей и получать значение величины.

 

 Эталон – средство измерения предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее средствам измерения данной величины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы, задачи   и  организация  госнадзора . Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ "О стандартизации" и составляют часть государственной системы стандартизации.

 

На современном этапе государственный  контроль приобретает социально-экономическую  ориентацию, поскольку основные его  усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и  среды обитания.

 

К основным задачам  госнадзора  можно отнести: предупреждение  и  пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и  Закона "О единстве измерений" всеми субъектами хозяйственной  деятельности; предоставление информации  органам  исполнительной власти и  общественным организациям по результатам  проверок. Проводят  госнадзор  должностные  лица Госстандарта  и  подведомственных ему центров стандартизации  и   метрологии , получивших статус территориальных органов   госнадзора , — государственные инспекторы.

 

Главный государственный инспектор  России — Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные  инспекторы республик в составе  РФ  и  других субъектов Федерации  — руководители центров стандартизации  и   метрологии , т.е. территориальных органов   госнадзора . Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

 

Проверкам в процессе  госнадзора  подвергается продукция (на всех стадиях  ее жизненного цикла), в том числе  подлежащая обязательной сертификации  и  импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных  центров, лабораторий и  органов  по сертификации.

 

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать  содействие государственным инспекторам  во всех их действиях, составляющих процедуру  госнадзора : свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к-работе специалистов  и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов1 и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

 

Права и обязанности государственных  инспекторов определены Законом "О  стандартизации". Им предоставлены  достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под  защитой государства.

 

Государственный инспектор имеет  право:

 

 

свободного доступа в служебные  и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю  необходимую документацию, проводить  отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей  обязательным требованиям государственных  стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

 

по результатам проверок облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание  применяется и к невыполняющим запрет на реализацию — штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством;

 

направить необходимые материалы  в арбитражный суд,  органы  прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления  не выполняются предприятием —  объектом   госнадзора .

 

Государственным инспекторам предоставлены  широкие права, но если они не выполняют  возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении  государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном  законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

 

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные  лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение  организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся  как к продукту, гак и к обеспечению  единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции  определено Законом "О стандартизации" и не зависит от того, в каком  нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

 

Инспекторами  госнадзора  выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридическим и  физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, бьи обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой была запрещена.

 

В перспективе  госнадзор  предусматривает  не только штрафные санкции, но  и  меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области  качества продукции. Кроме того, реализуется  программа "100 лучших товаров", призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к  отечественной продукции.

 

 Госнадзором  названы основные  причины, которые приводят к  невыполнению обязательных требований  стандартов: отклонение от норм  технологии производства, слабая  измерительная  и  испытательная  база, неудовлетворительная организация  контроля. Эти причины во многом  зависят от состояния метрологических  служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора   и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

 

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность  госнадзора  в значительной степени снижена  в силу следующих причин: современная  концепция государственного контроля  и  надзора не учитывает международный  опыт и опирается на опыт бывшего  Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе "О стандартизации" источники финансирования.

 

Рассмотренные выше положения о  госнадзоре  регламентируются Законом "О стандартизации". Но некоторые  права предоставлены Госстандарту России Законом РФ "О защите прав потребителей" (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям  требований нормативных документов практически совпадают в обоих  законах. Существенное отличие состоит  в том, что нормы Закона "О  защите прав потребителей" относятся  к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных  для личного потребления, а закон "О стандартизации" распространяется как на потребительские товары, так  и на продукцию производственного  назначения.

 

Правила проведения  госнадзора . Основная форма государственного контроля и надзора — выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора , которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.  Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов  и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им.  Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

 

Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение  которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе  и проводимых другими контролирующими  органами. Это сопряжено с рассмотрением  подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной  деятельности, в частности, результатов  внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.

 

Контролю подвергается образец (или  проба), отбираемый в соответствии с  установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация  и технический осмотр продукции  проводятся государственным инспектором  с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной  деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной  базы испытания должны проводиться  в аккредитованных испытательных  лабораториях (центрах).

 

Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие  и подлинность выданного ранее  сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.

 

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных  испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления  сертификационных испытаний и аттестата  аккредитации испытательного центра (лаборатории), соответствие видов испытуемой продукции  профилю лаборатории, состояние  нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдение программы  и методик испытаний. Если проверяется  работа органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

 

По результатам испытаний оформляется  протокол испытаний, а проведенные  проверки заканчиваются составлением акта.

 

Акт проверки — весьма важный документ, так как на его основании  госнадзор  выдает проверяемому субъекту предписания  или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт  подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Информация о работе Метрология