Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время остается почти неразрешенным. Субъекты РФ не могут в соответствии с федеральным законодательством получить в собственность землю, поскольку федеральные законы данную проблему регулируют не комплексно, а лишь посредством объявления отдельных видов земель федеральной собственностью.

Содержание

1.Государственная собственность на землю, собственность субъектов, муниципальная собственность на землю.
2.Защита прав на землю.
3.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

При любых обстоятельствах  федеральный закон о разграничении  государственной собственности  на землю будет стабилизирующим  фактором, который устранит законодательную  чехарду в регионах и позволит более эффективно управлять.

2. Защита права собственности на землю.

Права собственности  на землю гарантировано Конституцией РФ и защищается способами, установленными законодательством. Защиту нарушенного права собственности на землю осуществляет установленный процессуальным законодательством суд или арбитражный суд. Защита права собственности третейским судом земельным законодательством прямо не предусмотрена.Законом (ст. 12 ГК РФ) устанавливаются следующие способы защиты права собственности: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пересечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита прав (при этом самозащита допускается только при необходимости пресечь нарушения права, она должна быть соразмерна нарушению); присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судов акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.    

ять государственной  с

 Теоретико-методологические основы защиты прав на землю

Нормы, гарантирующие  права граждан на землю, в российском законодательстве относятся, прежде всего, к конституционному уровню. Развитие общества, реализация конституционных прав граждан на землю требует дальнейшего и постоянного совершенствования правовых механизмов удовлетворения потребностей граждан в земле, являющихся одним из важнейших условий обеспечения иных конституционных экономических и социальных прав.

Конституционно-правовое регулирование прав граждан на землю - это, прежде всего, такие базовые  положения, как относящиеся к  основам конституционного строя  принципы свободы экономической  деятельности и свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации). Земля рассматривается Конституцией Российской Федерации как объект права частной собственности (ст.35 и 36) и как товар (ч.1. ст.8, ч.1 ст.74); владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации).

Обзор научной литературы и законодательства позволяет сделать  вывод о разработанности и активном использовании в научной литературе и нормативных правовых актах категорий "земля", "земельный участок", а также установления прав граждан на землю в отечественном и зарубежном законодательстве в различные исторические периоды, которое, однако, требует конкретизации по отдельным субъектам и объектам рассматриваемых правоотношений. Отмечено, что в зарубежном законодательстве понятие "земля" или "земельный участок", как правило, не раскрывается. Подобный подход в определенной степени компенсируется толкованием этого термина в правовой доктрине См. об этом, в частности: Дженкс Э.Английское право. М.: Юриздат, 1947. С. 250-256; Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т. 1. Полутом 2. - М., 1950. С. 28-37; Жюллио de ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. - М: Иностр. лит., 1958. С. 239-241 и др..

Анализируя ситуацию по установлению прав на землю, автор  делает вывод о том, что ныне действующая  Конституция Российской Федерации, статьями 2, 4, 8, 9, 15, 17, 18, 24, 29, 30, 33, 35, 36, 41, 42, 55, 64, 71, 72, 74, 80, 114, 125, 126, 127 заложила реальную основу для регулирования отношений по поводу возникновения и защиты этих прав. Установление прав на земельные участки имеет свою специфику, которая определяются особенностью субъектов, объектов и содержанием правоотношений. Объектами данных правоотношений, согласно законодательству, являются земля, земельные участки и части земельного участка. Что представляет собой часть земельного участка точно не определено в законодательстве. Права на землю не могут возникать только по поводу владения, пользования и распоряжения землей как природным ресурсом или природным объектом, поскольку объектом правоотношений является строго фиксированная часть земли, то есть определенный земельный участок, который ограничивается законодателем в двух направлениях: в горизонтальном - часть поверхности земли; и вертикальном - на глубину не ниже почвенного слоя земельного участка.

Характеризуя один из элементов правоотношений - субъектов, следует обратить внимание на то, что субъектами права на землю являются не только граждане Российской Федерации и юридические лица, но и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. При этом законодательством установлены определенные ограничения земельных прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установления Президентом Российской Федерации указанного в п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Согласно ст.8 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся на юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, содержится в ст.3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Данное ограничение объясняется стратегической важностью земель сельскохозяйственного назначения как незаменимого средства производства.

Если права иностранных  граждан и лиц без гражданства на земельные участки урегулированы законодателем, хотя и недостаточно подробно, то в отношении лиц с двойным гражданством, особенно в случаях, когда одно из них - российское, правовая регламентация отсутствует.

Современное земельное  законодательство, детализирующее нормы Конституции Российской Федерации, содержит значительное число норм, направленных на защиту публичных интересов (принципы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета охраны жизни и здоровья человека и другие). Значительную роль в системе правовых норм, регулирующих права на землю, играют положения, зафиксированные в конституционном, муниципальном, гражданском, налоговом, административном лесном, водном, градостроительном, аграрном и ином законодательстве, а так же в законодательстве регионального уровня.

Согласно Конституции  Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, а также земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации право собственности на землю граждан не предусматривается. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. для этого были определенные правовые основания, так как в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. содержалась норма, в соответствии с которой формы собственности на землю могли определяться законодательством республик, входящих в РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" соответствующая статья Земельного кодекса Российской Федерации была признана недействительной, поскольку статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство отнесено к вопросам совместного ведения России и ее субъектов. Поэтому в современных условиях вряд ли можно признать правомерным и конституционным отсутствие в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации права собственности граждан на землю. Реализация ст.36 Конституции Российской Федерации, провозглашающей частную собственность на землю, означает право всех граждан Российской Федерации иметь в собственности земельный участок.

На наш взгляд, субъекты Российской Федерации в  своих правовых актах, исходя из местных  условий и национальных традиций, могут лишь определять виды деятельности, для которых земельные участки в собственность не передаются, а также виды земель, которые не могут быть объектами права частной собственности. Праву собственности и другим вещным правам на землю посвящена отдельная глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 28 апреля 2001 г., но при этом не должна была касаться "сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий". В настоящее время отношения с земельными участками сельскохозяйственного назначения, регламентирует специальный Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В частности, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного  назначения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация этих земельных участков на территории субъекта Федерации возможна только с момента, установленного законом данного субъекта Федерации. На сегодняшний день действуют, например, Закон Калужской области от 4 октября 2004 г. № 355-ОЗ "Об условиях предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота", Областной закон Ростовской области 14 июля 2004 г. № 138-ЗС "О порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в ред. от 3 ноября 2006 г), Закон Ставропольского края от 14 января 2008 г. № 859-ЗСК "Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края (в ред. от 16 марта 2006 г. № 9-кз).

Не допускается  принятие субъектами Федерации законов  и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Например, нельзя приватизировать земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, оленьи пастбища в районах Крайнего Севера и отгонные пастбища.

Статьей 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения" установлено, что минимальные  размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют установленным требованиям. Минимальные размеры земельных участков также могут быть установлены законами субъектов Федерации. На региональном уровне приняты законы: Тюменской области от 7 апреля 2003 г. № 131 (ред. от 5 июля 2007 г)"О предельных нормативах предоставления земельных участков", Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 г. № 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в собственности Удмуртской Республики", Закон Республики Марий Эл от 21 июня 2004 г. № 18-З "О предельных размерах предоставления земельных участков на территории Республики Марий Эл" (в ред. от 21 ноября 2007 г. № 66-З), Закон Сахалинской области от 30 апреля 2004 г. № 501 " О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам" и т.д.

Исходя из положений  ст.9, 36, 71, 72 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования отношений владения, пользования и распоряжения землей определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Однако это не просто государственная собственность, а совместная собственность субъектов Российской Федерации и федерального центра. Ввиду этого возникает вопрос о разграничении такой собственности, и законодательно данный вопрос пока не разрешен.

Права на землю было источником многих революционных выступлений, в результате большинства земельных преобразований, право на землю не отменялось, а земля подлежала перераспределению (как это имело место в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки), либо появлялись новые субъекты прав на землю, как, например, после реформы 1861 г. в России, когда было отменено крепостное право. Результатом этого стало признание крестьянина субъектом права собственности на землю.

В 1990 г. в России начались кардинальные экономические преобразования, в связи с чем возникла объективная необходимость введения права частной собственности на землю, которое за последние годы прошло путь эволюционного развития.

Как ранее в истории, так и сейчас существенным условием возникновения прав на землю является ее целевое назначение. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются требованиями специальных федеральных законов, нормативными правовыми актами регионального и местного уровня.

Земельная недвижимость как правовая категория в действующем  российском законодательстве не отражена достаточно четко. Ее существование  еще нуждается в глубоком правовом исследовании. Деление вещей (имуществ) на движимые и недвижимые проводится в праве любого развитого государства. И везде, как и в праве дореволюционной России, главенствующая роль среди прочих объектов недвижимости отведена земле (земельному участку). В отдельных странах (ФРГ, Австрия, Швейцария) модель законодательного регулирования такова, что земельный участок во многом признается единственным телесным объектом недвижимости.

 Правовой механизм защиты прав на землю

Права и свободы  обладают специфическим набором средств и методов своей защиты, которые перечислены в Конституции Российской Федерации. К их числу относятся: конституционно-судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции, арбитражные суды); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"