Экономическая оценка земельных участков как неотъемлемой части аграрной реформы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:43, реферат

Описание

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….3
1. Рынок земли: его элементы и особенности…………….…….….…….5
2. Государственное регулирование аграрных соглашений……………..9
3. Проблемы функционирования земельного рынка в Российской Федерации……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Реферат оценка зу.docx

— 42.77 Кб (Скачать документ)

Проблематика территориального развития многогранна и обширна, так как речь, в конечном итоге, идет о необходимости экономического освоения всей территории страны. Специфика  земельных отношений определяется своеобразием земли как объекта  этих отношений. В условиях рынка  земля приобретает свойства товара и участвует в различных рыночных операциях, но от иных групп товаров  и недвижимого имущества земельные  ресурсы отличают два существенных момента. Первый из них выражается в  том, что данный ресурс нельзя физически  изъять и переместить в пространстве, использовать и амортизировать без  остатка. Второй момент заключается  в том, что, приобретая рыночную стоимость, земельный ресурс становится базовым (центральным) объектом общественных отношений, включая не только экономическую, но и политическую, социально-демографическую, экологическую и иные сферы жизнеобеспечения. Отсюда, особенность земельных отношений  выражается, с одной стороны, в  их относительной для конкретного  субъекта ограниченности прав по владению и распоряжению земельными участками, а с другой - в многофункциональности  и универсальности этих отношений, что постоянно надлежит учитывать  в практической деятельности по организации  землепользования. При этом земля  представляет собой предмет интереса всех без исключения групп и слоев  населения, сложный узел общенациональных, групповых (ведомственных, территориальных) и индивидуальных (частных) притязаний.

Однако на сегодняшний  день этот мощный экономический ресурс используется в российской экономике  крайне неэффективно, а его потенциал  существенно недооценивается, одновременно допущены серьезные просчеты и ошибки при проведении земельной реформы. Состояние земельных отношений  и землепользования остается острым и неурегулированным.

Сегодня действующее земельное  законодательство трудно назвать системным. Его развитие подчас идет противоречиво  и непоследовательно. Большое число  противоречий и несогласованность  норм разных отраслей, регулирующих общие  или смежные вопросы - гражданского, земельного, градостроительного и иного  законодательства, а нередко и  внутри самого земельного законодательства ведет к нарушению его внутренней логики, снижая его эффективность  и авторитет. Действующие нормы  земельного законодательства не обеспечивают эффективного использования и сохранности  земельных ресурсов, прежде всего, сельскохозяйственных угодий. В стране отсутствует единая и целостная законодательно определенная система охраны сельскохозяйственных земель. Деятельность в этой важнейшей  области земельных отношений  регулируется на уровне подзаконных  актов, которых явно недостаточно. Несмотря на то, что современным законодательством выделены категории ценных и особо ценных сельскохозяйственных угодий, изъятие и использование которых для несельскохозяйственных целей строго ограничено или запрещено вообще, они, при действующем экономическом механизме регулирования земельных отношений, в большом количестве предоставляются для строительства и выводятся из сельскохозяйственного оборота, тем самым сокращается и ухудшается природно-ресурсная база сельского хозяйства.

До настоящего времени  не сформирована и система мониторинга  за состоянием земель и ее нормативная  база. Можно сказать, что действующее  земельное законодательство, роль которого заключается в том, чтобы закрепить  и развивать установленные земельной  реформой отношения, способствовать повышению  эффективности использования и  охраны земель, этих задач не выполняет. Для России, где земельный вопрос традиционно является одним из наиважнейших, такое положение недопустимо.

Первоочередными действиями в сфере земельных преобразований являются: обеспечение дальнейшего  развития отношений собственности  на землю (разграничение земель государственной собственности); совершенствование земельных отношений в сельском хозяйстве (превращение земельных долей в земельные участки); дальнейшее реформирование земельных отношений в городах и других населенных пунктах (зонирование и формирование придомовых и резервных территорий); создание единой системы учета недвижимости и регистрации прав на базе государственного земельного кадастра (завершение инвентаризации всех земель, переход на принцип обязательной первичной регистрации недвижимости, создание автоматизированной системы учета недвижимости и регистрации прав); развитие оборота земель (создание инфраструктуры обеспечения рынка земельных участков); ипотечное кредитование под залог земли (система кредитных учреждений, механизм защиты прав залогодержателей и залогодателей); усовершенствование системы земельных платежей в рамках общей системы налогообложения (переход на использование земельного налога для нужд обустройства территории); землеустроительное обеспечение проведения земельных преобразований (межевание земель, консервация малопродуктивных земель, проекты охраны земель); формирование системы контроля за использованием земель и мониторинга состояния земель; усовершенствование нормативно-правовой и методической базы развития земельных отношений (эффективные механизмы гарантий и защиты прав на землю); совершенствование системы управления земельными ресурсами в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках административной реформы; развитие системы подготовки специалистов в сфере земельных отношений, развитие научных исследований для обеспечения регулирования земельных отношений.

Указанные мероприятия (действия) и результаты их реализации позволят: обеспечить совершенствование действующих  федеральных законов, разработку новых  законов и нормативно-правовых актов  по вопросам регулирования земельных отношений, организации использования и охраны земель; осуществить: более широкое внедрение земли в экономический оборот путем включения земельных участков в активы предприятий; обоснование мероприятий по землеустройству городских, пригородных и сельских территорий, включая четкий порядок формирования и предоставления публичных земель, взвешенных и справедливых условий резервирования и изъятия земель для государственных нужд, а также справедливых условий установления сервитутов для строительства линейных сооружений, механизмов установления режимов использования категорий земель и зонирования территорий; разработать и законодательно закрепить новую систему земельных платежей, в основу которой положить дифференцированный земельный налог в зависимости от рентообразующих факторов (природное плодородие, удобство обработки земель, уровень развития инфраструктуры территории, местоположение и расстояние от рынков сбыта продукции); усовершенствовать систему управления в сфере земельных отношений, использования земель и охраны почв; обеспечить, при активном участии государства, формирование сети земельных ипотечных банков и создания структур российской земельной биржи; создать систему стандартов, норм и правил в сфере землепользования.

Реализация указанных  мероприятий должна стать неотъемлемой частью обеспечения экономической  и социальной стабильности, экологического равновесия, что в итоге должно благоприятствовать интеграции России в мировое сообщество как государства, которое выполняет свои обязанности  в сфере охраны земельных ресурсов и их рационального использования.

 

 

 

 

Заключение

Глобальная зависимость  современной экономики любой  страны, в том числе и России, от складывающихся тенденций и направлений  мировой экономики в целом  предопределяет направления нового подхода к территориальному использованию  триады важнейших ресурсов: земельных (продовольствие), лесных (древесина), водных (пресная вода). Оценка резервов и  возможностей наращивания производства продовольствия показывает, что Россия для этого имеет в мире наиболее благоприятные условия.

Статистический анализ позволяет  сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение  на рынке земли по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические  меры существенно не изменили условий  на рынке земли, не усилили мотивацию труда.

Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния рынка земли, а именно:

- недостаточное финансирование  работ по развитию земельного  кадастра (первичный учет земель), землеустройства, мероприятий по  охране земель, фундаментальной  и прикладной землеустроительной науки;

- неудачное (особенно в аграрной сфере) привлечения зарубежного опыта, который используется в странах с развитой рыночной экономикой;

- резкое удорожание кредитных ресурсов;

- политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный  распад межотраслевых и территориальных связей;

- ослабление государственного управления экономикой,

- изменение правил экономического поведения и противоречивость

земельного законодательства;

- отсутствия последовательной  государственной политики, комплексного  развития земельного законодательства, формирования и развития инфраструктуры  ипотечного кредитования и рынка  земель сельскохозяйственного назначения;

- игнорирования ресурсно-комплексного  подхода к развитию сельских  территорий в процессе земельных трансформаций.

 Чтобы выйти из кризисного  состояния, необходимо устранить  вышеуказанные причины и принять следующие меры:

- совершенствование и  развитие нормативно-правовой базы земельных преобразований;

- обеспечение дальнейшего  развития отношений собственности  на землю (разграничение земель  государственной собственности);

- совершенствование земельных  отношений в сельском хозяйстве  (превращение земельных долей в земельные участки);

- создание единой системы  учета недвижимости и регистрации  прав на базе государственного  земельного кадастра (завершение  инвентаризации всех земель, переход  на принцип обязательной первичной  регистрации недвижимости, создание  автоматизированной системы учета  недвижимости и регистрации прав);

- развитие оборота земель (создание инфраструктуры обеспечения  рынка земельных участков).

Кроме того, необходимо помнить, что подъем на рынке земли возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и  роста показателей в промышленных отраслях.

 

 

Список использованной литературы

1. Бороздин С. В. Земельные  отношения и аграрные реформы:  взгляд неполитизированного экономиста: монография / С. В. Бороздин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 c.

2. Горемыкин В. А. Экономика  недвижимости: учебник / В. А. Горемыкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2006. - 835 с.

3. Горемыкин В. А. Недвижимость: экономика, управление, налогообложение,  учет : учебник / В. А. Горемыкин. - М. : КноРус, 2007. - 663 с.

4. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: по состоянию  на 25 октября 2009 года. - М. : Юрайт-Издат, 2009. - 480 с. - (Правовая библиотека).

5. Карина Л. Землю продают на аукционах: [в республике заработал рынок земли] / Л. Карина // Советская Чувашия. - 2007. - 2 марта. - (№42). - С. 2.

6. Климов С. М. Микроэкономика: учебное пособие / С. М. Климов, А. П. Селин, Т. А. Федорова. - СПб. : О-во "Знание" СПб. и Ленинград. области, 2007. - 349 с.

7. Коновалов В. Земли,  земли... российские земли : [земельные отношения в России] / В. Коновалов // Диалог. - 2008. - № 1. - С. 25-38.

8. Корсунова А. С. На рынке - земля: Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в регулировании земельных правоотношений в условиях свободной экономики / А. С. Корсунова // Закон. - 2009. - № 9. - С. 65-70.

9. Кресникова Н. Структурный анализ оборота земель / Н. Кресникова // Экономист. - 2009. - № 7. - С. 87-93.

10. Левинский Е. Н. Защита конкуренции на рынке земли / Е. Н. Левинский // Закон. - 2009. - № 1. - С. 98-103.

11. Липсиц И. В. Экономика : учебник для вузов / И. В. Липсиц . - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2007. - 656 с. - (Высшее экономическое образование).

12. Липски С. Современное государственное управление сельскохозяйственным землепользованием / С. Липски // АПК : экономика, управление. - 2006. - № 6. - С. 13-20.

13. Липски С. Изменение земельных отношений / С. Липски // Экономист. - 2007. - № 5. - С. 84-91.

14. Мамаева Г. Г. О  ходе земельной реформы в России / Г. Г. Мамаева // Экономика сельскохозяйственных  и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 10. - С. 18-22.

15. Мамаева Г. Г. Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения в 2003 году / Г. Г.  Мамаева // Экономика сельскохозяйственных  и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 3. - С. 46-49; № 4. - С. 51-54.

16. Миндрин А. С. Регулирование развития оборота сельскохозяйственных угодий / А. С. Миндрин, А. Ф. Корнеев, А. А. Капитонов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 2. - С. 7-10.

17. Океанова З. К. Экономическая теория : учебник для вузов / З. К. Океанова. - М. : Дашков и К', 2009. - 595 с.

 


Информация о работе Экономическая оценка земельных участков как неотъемлемой части аграрной реформы России