История землеустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:33, реферат

Описание

Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………2
I СОВЕТСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В 1954-1991 ГОДАХ………………..…3
1. Землеустройство в период освоения целинных и залежных земель (1954—1965)…………………………………………………………….….3
2. Развитие землеустройства в период 1965—1991 годов……………..…..6
II СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ….…13
1. Этапы землеустройства в России на основе целевой программы развития земельной реформы 1992—2002 годов……………………....13
2. Итоги земельной реформы 1992—2002 годов в России………..………15
Заключение…………………………………………………………………….......18
Список литературы………………………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)
tify">— осуществление инвентаризации земель с определением их качественного состава и оценки возможностей вовлечения новых земель в сельскохозяйственное производство;

— проведение земельно-оценочных работ для  ведения кадастра;

— разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, по защите почв от эрозии, улучшению сельскохозяйственных угодий, созданию культурных пастбищ, освоению новых земель;

— обследование геоботанических и других условий  в районах Крайнего Севера и разработка проектов организации территории;

— проведение топографических съемок местностей, почвенных, геоботанических и других обследований, необходимых для разработки проектов землеустройства и ведения  системы государственного учета  земельного фонда.

     Все работы осуществлялись при поддержке  и на основе действующих положений, соответствующих постановлений партии и правительства, принятых в тот период.

     В 1984г. в стране уже функционировало 3109 районных агропромышленных объединений. Они в своем составе имели  крупные предприятия и организации, в том числе сельскохозяйственные, промышленные, обслуживающие сельское хозяйство, строительные.

     Увеличилось число межхозяйственных предприятий  и объединений (9,9 тыс.). В связи  с углублением и изменением специализации  хозяйств, ростом концентрации производства, формированием районных промышленных комплексов возросла роль районных схем землеустройства на местах. Усиливались роль и значимость проектов внутрихозяйственного землеустройства. Они создавали территориальную основу для рациональной организации и размещения агропромышленного производства в стране.

     Проекты внутрихозяйственного землеустройства стали приобретать все более комплексный характер. На научной основе начали решаться не только задачи рациональной организации территорий, но и вопросы, связанные с организацией системы хозяйства, проектирования комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных мероприятий.

     Эти проекты послужили основой для  создания рабочих проектов на конкретные земельные участки, решающих конкретные задачи:

— рекультивации  земель;

— направленного  повышения плодородия почв;

— мелиорации солонцов;

— культуртехнических мероприятий;

— коренного  улучшения угодий;

— сельскохозяйственного  освоения земель;

— строительства  инженерных сооружений, дорог, противоэрозионных, гидротехнических, противоселевых устройств, прудов, лиманов, водоемов и др.);

закладки садов и виноградников;

— террасирования склонов.

     Наличие рабочих проектов позволяло колхозам, совхозам, другим землепользователям осуществлять хозяйственным способом или с помощью подрядных строительных организаций все перспективные разработки, предусмотренные проектами межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.

     Динамика  роста финансовых затрат на разработку схем и проектов землеустройства  в РСФСР за период с 1971 по 1990 г. приведена  в таблице.

 

Динамика  роста финансовых затрат и количества схем и проектов землеустройства

в РСФСР (1971-1990)

Показатель 1971-1975 гг. 1976-1980гг. 1981-1985 гг. 1986-1990 гг.
Составлено  схем землеустройства районов 6 191 417 9
Составлено  проектов межхозяйственного землеустройства (включая проекты образования новых сельскохозяйственных предприятий) 792 1651 1062 784
Составлено  проектов внутрихозяйственного землеустройства  
 
 
 
 
 
 
 
(включая проекты перераспределения земель) 5560 10249 10217 2788
Общая стоимость проектно-изыскательских работ по землеустройству, млн руб. 152,5 258,6 278,9 402,7
Среднегодовая стоимость работ по землеустройству, млн руб. 30,5 51,7 55,8 80,5
Удельные  затраты на землеустройство в год на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб. 0,14 0,23 0,25 0,36
Составлено рабочих проектов по  
 
 
 
 
 
 
 
землеустроительным  мероприятиям на сумму, млн руб. 12,1 22,4 28,0 33,9
 

     В период с 1980 по 1988 г. в Советском Союзе и на его отдельных территориях по проектам Росземпроекта велись работы, направленные на дальнейшее повышение культуры земледелия, эффективности сельскохозяйственного производства. Проекты также предусматривали решение вопросов укрупнения севооборотов, корректировку нарушенных севооборотов и совершенствование комплекса агротехнических противоэрозионных мероприятий.

Землеустроительная  служба приступила к практике проведения в жизнь системы земельно-оценочных  работ и составлению схем землеустройства  и межхозяйственного землеустройства.

     К началу 1990 г. в стране сложилась система  землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территорий, осуществлением комплекса мероприятий по защите и повышению плодородия почв. Вместе с тем, несмотря на огромный объем выполненных землеустроительных работ в области рационального использования земель, организации производств территории, землепользования и землевладения, имелись и назревали новые проблемы, сдерживающие развитие экономики страны.

     Эти факторы стали причиной для проведения очередной реформы и начала нового этапа землеустройства.

 

      

II СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

  1. Этапы землеустройства  в России на основе целевой программы развития земельной реформы 1992—2002 годов
 

     Начиная с 1991 г. — года распада СССР — на территории Российской Федерации земельные отношения были вновь реформированы. Землеустроительные отношения осуществлялись в соответствии с государственной программой проведения земельной реформы, утвержденной постановлением Совета министров РСФСР от 18 января 1991 г.

     Основное  направление реформы определялось перспективным планом работы землеустроительного обеспечения, который включал:

— схемы  землеустройства, в том числе комплекс топографо-геодезических и почвенно-геоботанических изысканий;

— проведение  работ  межхозяйственного  землеустройства;

— проведение инвентаризации земель и их перераспределение  с условно созданного фонда для  наделения ими крестьянских (фермерских) хозяйств, акционерных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, товариществ и обществ.

     В этой программе предусматривались  разработка и осуществление государственной  и региональной программ защиты земель от деградации, консервации деградированных  земель и их восстановления.

     Реализацию  программы предполагалось осуществлять в два этапа. На первом этапе земельной реформы (1991—1993) основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, реорганизации колхозов и совхозов и приватизации их земель.

     В ходе реорганизации колхозов и совхозов стали возникать новые формы  хозяйствования: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, акционерные  общества, сельскохозяйственные кооперативы, товарищества и общества.

При разработке проектов реорганизации сельскохозяйственных предприятий предусматривалось разграничение земель, находящихся в их постоянном пользовании, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность и включаемых в перераспределение земель и др.

     За  первые два года земельной реформы  были проведены работы по формированию специального земельного фонда, земли  которого использовались для последующего перераспределения и наделения  земельными участками граждан и юридических лиц. Формирование земельного фонда шло за счет земель, оставшихся после бесплатной передачи земельных участков гражданам и коллективам бывших колхозов и совхозов, а также земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых или выбывших из севооборота.

     Были  выполнены работы по межеванию земель, в результате которых были установлены  в натуре (на местности) границы большинства  вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств, а также подготовлены необходимые документы для оформления прав на земельные участки.

     Основное  место в структуре землеустроительных работ заняли мероприятия по проведению нового перераспределения земель с  целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц  в земельных участках, а также для садоводства, огородничества, индивидуального и жилищного строительства.

     На  втором этапе земельной реформы (1994—2000) землеустройство в России было направлено в основном на решение  текущих задач, связанных с выдачей  документов на право собственности на землю, поддержанием системы земельного оборота, дальнейшей инвентаризацией земель.

 

     

  1. Итоги земельной реформы 1992—2002 годов в России
 

     Главные результаты земельной реформы:

— ликвидирована  монополия государственной собственности  на землю, осуществлен переход к многообразным формам земельной собственности, созданы условия для равноправного их развития, проведено перераспределение земель в пользу граждан. Всем собственниками были выданы соответствующие документы. Введено платное землепользование; значительная часть сельскохозяйственных земель вновь передана в частную собственность; земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли были сохранены в государственной собственности; выполнен значительный объем работ по инвентаризации земель; созданы объективные условия для гражданского оборота земель.

     В рамках нормативно-правовой базы за 1991—2000гг. было подготовлено и принято 32 федеральных  закона, подписано 52 указа Президента РФ, 180 постановлений Правительства  РФ и 242 ведомственных акта по земельным вопросам. На уровне субъектов Российской Федерации принято около 13 тыс. нормативных актов.

     В соответствии с принятыми нормативными актами в ходе реорганизации колхозов и совхозов земельные участки (117,6 млн га) получили 11,9 млн человек. Значительно увеличен сбор всех видов земельных платежей.

     В результате развития гражданского оборота  земель ежегодно осуществляется около 5 млн различных сделок с земельными участками.

     Сформирован целевой земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья в результате распада СССР.

     Заложены  основы пространственного развития муниципальных образований. В введение органов местного самоуправления переданы земли для 153,3 тыс. сельских населенных пунктов.

     Создан соответствующий земельный фонд перераспределения земель для различных видов хозяйственной деятельности.

     Завершилась разработка федеральной программы  комплексного использования земельных  ресурсов северных территорий и районов, приравненных к ним.

     Проведены работы по демаркации государственной границы Российской Федерации с Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном.

     В структуре земельной службы России под руководством органов Госземконтроля была сформирована система государственного контроля за использованием и охраной земель.

Информация о работе История землеустройства