Аграрное законодательство 1905-1906 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:27, контрольная работа

Описание

В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям, но к началу 1906 года произошел перелом в настроениях, возникла идея: вместо того, чтобы идти на уступки общине, объявить ей беспощадную войну. За несколько месяцев эта идея завоевала поддержку дворянства. Главным выразителем настроений, направленных против общины, стал председатель совета министров Петр Столыпин. Он призывал «дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от кабалы отжившего общинного строя». В этом и заключалась главная идея земельной реформы, которую сегодня мы именуем столыпинской.

Содержание

Введение 3
1. Основная идея реформы 5
2. Нормативная база реформы 6
3. Основные цели и направления столыпинской земельной реформы 9
3.1. Разрушение общины 10
3.2. Деятельность Крестьянского банка 14
3.3. Переселение крестьян в Сибирь 16
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Столыпинская земельная реформа 1906 года (контр).doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

     Образование хуторов и отрубов также несколько притормаживалось и ради  другой цели - укрепления надельной земли в личную собственность. Каждый член общины мог заявить о своем выходе из нее и закрепить за собой свой чересполосный надел, который община отныне не могла ни уменьшить, ни передвинуть. Зато владелец мог продать свой укрепленный надел даже постороннему для общины лицу.  С агротехнической точки зрения такое новшество не могло принести много пользы (надел как был чересполосным, так и оставался), но оно было способно сильно нарушить единство крестьянского мира,  внести раскол в общину. Предполагалось, что всякий домохозяин, потерявший в своей  семье несколько душ и со страхом ожидающий очередного передела,  непременно ухватится за возможность оставить за собой  в  неприкосновенности  весь  свой  надел.

     В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их  имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня  1910  года  счел излишним  выход  из  общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети от всех общинных дворов.

     Третьеиюньский  государственный переворот коренным образом  изменил обстановку в  стране.  Темпы реализации указа 9 ноября 1906 г.  резко возросли.  В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило полмиллиона.  В 1909 г. был достигнут рекордный показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Но с  1910 г.  темпы  укрепления  стали снижаться.  Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910г., не выправили кривую. Численность  выделяющихся  из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г. «О  землеустройстве».  Однако  вновь приблизиться  к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось.

     За  эти годы в некоторых южных губерниях общинное землевладение было почти совсем ликвидировано. В других губерниях оно утратило первенствующее положение.  Но в губерниях северных, северо-восточных, юго-восточных, а отчасти и в центрально-промышленных реформа лишь слегка затронула толщу общинного крестьянства.

     Чересполосно  укрепляемая  личная крестьянская земельная  собственность  весьма  отдаленно  походила  на  классическую римскую  «священную  и  неприкосновенную  частную собственность».  И дело не только в правовых ограничениях,  налагавшихся на укрепленные наделы (запрещение продавать лицам некрестьянского сословия,  закладывать в частных банках).  Сами крестьяне,  выходя из общины, первостепенное значение придавали закреплению за собой не конкретных полос,  а общей их площади.  Поэтому они, случалось, были не прочь принять участие в общем переделе,  если при этом не уменьшалась площадь их надела. Чтобы власти не вмешались и не расстроили дело,  такие переделы иногда производились тайно.  Бывало,  что такой же взгляд на укрепляемую землю усваивало и местное начальство.

     Из общины выходили в основном беднота, а также городские жители, вспомнившие, что в давно покинутой деревне у них есть надел, который теперь можно продать. Продавали землю и переселенцы,  уезжавшие в Сибирь.  Огромное  количество земель  чересполосного укрепления шло в продажу. 

     19 марта 1909 г.  Комитет по  землеустроительным  делам утвердил «Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ».  С этого времени местные землеустроительные органы все более ориентировались на разверстание наделов целых деревень.  В новой инструкции,  изданной в 1910 г., особо подчеркивалось:  «Конечною  целью землеустройства является разверстание всего надела; поэтому при производстве работ по выделам надлежит стремиться к тому,  чтобы эти работы охватили возможно большую площадь устраиваемого надела...» При назначении работ на очередь первыми должны были идти дела по разверстанию всего надела, затем - по групповым выделам и только после них - по одиночным.  Практически, при нехватке землемеров,  это означало прекращение одиночных выделов.  Действительно, крепкий хозяин долго мог ожидать, пока в соседней деревне не выгонят на отруба всех бедняков.

     29 мая 1911 г.  был издан закон «О землеустройстве».  В него вошли основные положения инструкций 1909-1910 гг. новый закон устанавливал, что для перехода к отрубному и хуторскому хозяйству отныне не требуется предварительного укрепления надельных земель в личную собственность. С этого времени чересполосное укрепление утратило  прежнее  значение.

     Одновременно  с изданием новых аграрных законов  правительство принимает меры к  насильственному разрушению общины,  не надеясь полностью на действие  экономических  факторов.  Сразу  после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

     Практика  реформы  показала,  что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины -  по  крайней  мере  в  большинстве местностей. Обследование  настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало,  что в центральных губерниях крестьяне  отрицательно относились к  выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).  Многие крестьянские  корреспонденты  писали, что указ 9 ноября преследует цель разорить массу крестьян, чтобы нажились на этом немногие.

В сложившейся  обстановке для  правительства  единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной  крестьянской  массой. Чтобы добиться  от  крестьян  согласия на разбивку всего надела,  чиновники из  органов  землеустройства,  случалось, прибегали к самым бесцеремонным мерам давления.

3.2. Деятельность Крестьянского банка

     В 1906-1907 гг. указами царя некоторая  часть государственных  и удельных земель была передана Крестьянскому  банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной  тесноты.

     По  замыслу сторонников реформы крестьяне-собственники должны были увеличивать свои наделы не только за счет сельской бедноты. В этом им помогал Крестьянский поземельный банк, скупавший земли у помещиков и мелкими участками продававший их крестьянам. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под  залог  любой приобретаемой крестьянами  надельной  земли.  Развитие  различных форм  кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации   рыночных отношений в деревне. Но на деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими  таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства, так как купить землю даже через банк, с выплатой в рассрочку, могли себе позволить только зажиточные крестьяне.

     Многие  дворяне, обедневшие или обеспокоенные крестьянскими беспорядками, охотно продавали свои земли. Вдохновитель реформы Петр Столыпин, чтобы подать пример, сам продал одно из своих имений. Таким образом, банк выступал посредником между продавцами земли - дворянами и ее покупателями - крестьянами.

     С размахом проводилась Банком покупка  земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции  по  увеличению крестьянского  землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно  удешевил  его, причем Банк платил больший процент по своим обязательствам, чем  платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий  из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

     Банк  активно воздействовал на формы  землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

     Масштаб операций Крестьянского поземельного  банка в 1905-1907 гг. по закупке земли возрос почти в три раза.  Многие помещики  спешили расстаться со своими имениями.  В 1905-1907 гг.  банк скупил свыше 2,7 млн. дес. земли. В его распоряжение перешли государственные и удельные земли. Между тем крестьяне, рассчитывая на ликвидацию помещичьего землевладения в ближайшем будущем, не очень охотно делали покупки. С ноября 1905 г. по начало мая 1907 г.  банк продал всего около 170 тыс. дес. В его руках оказалось очень много земли, к хозяйственному управлению которой он не был приспособлен,  и мало денег. Для поддержки его правительство использовало даже накопления пенсионных касс.

     Деятельность  Крестьянского банка вызывала растущее раздражение среди помещиков.  Это проявилось  в  резких  выпадах против  него на III съезде уполномоченных дворянских обществ в марте-апреле 1907 г.  Делегаты были недовольны тем, что банк продает землю только крестьянам (некоторые помещики были не прочь воспользоваться ею услугами как покупатели). Их беспокоило также то, что  банк не совсем еще отказался от продаж земли сельским обществам (хотя он старался  продавать землю в основном отдельным крестьянам цельными участками).

Только  после окончания революции аграрная реформа пошла быстрее.  Прежде всего, правительство предприняло энергичные  действия  по ликвидации земельных запасов Крестьянского банка.  13 июня 1907 г.  этот вопрос разбирался в Совете министров,  было решено образовать на местах временные отделения Совета банка,  передав им ряд важных полномочий.

3.3. Переселение крестьян в Сибирь

     Правительство Столыпина провело и серию  новых законов о переселении  крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены  уже в законе 6 июня 1904 года.  Этот закон вводил свободу переселения без льгот,  а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, выселение из которых признавалось «особо желательным».

     Впервые закон по льготному переселению  был применен в 1905 году:  правительство начало переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

     Массовое  переселение крестьян на восточные  окраины страны было одним из важнейших  направлений реформы. Тем самым уменьшалась земельная теснота в европейской части России, «выпускался пар» недовольства.

     По  указу 10 марта 1906 года право переселения  крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их  медицинское  обслуживание  и общественные нужды,  на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

     За 11 лет реформы на свободные земли  Сибири и Средней Азии переселилось свыше 3 млн. человек. В 1908 году число переселенцев было наибольшим за все годы реформы и составило 665 тыс. человек.

     Однако  масштабы  данного  мероприятия  обусловили и трудности в его  осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом месте. Количество  крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего таким образом вернулось около 550 тыс.человек.

 

Заключение

     В заключение хочу отметить, что после революции 1905г. стране требовались радикальные реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или «полу-реформы» не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий,- меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ, были половинчатыми.

     Главная же причина провала реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию вне демократическим путем и вопреки ему, все его проекты «раскалывались» о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний.

     В конечном итоге община устояла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917 года перешла в решительное наступление. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах усадеб и убийствах помещиков, происходивших с еще большим ожесточением, чем в 1905 году.

     За 11 лет столыпинской земельной реформы  из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. Властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

     Вместе  с тем известно,  что после окончания революции и до  начала  первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось.

 

Список  литературы

  1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.
  2. Боголюбов С.А. Земельное право. Учеб. для вузов. М., 2000г.
  3. Витте С.Ю. и П.А. Столыпин - Российские  реформаторы ХХ столетия / под ред. Б.Г. Ананыча М., 1992г.
  4. Еремин А.М. Современные аграрные проблемы и реформа Столыпина.//Государство и право М., 1994. - №4.
  5. Ковальченко И. Д. Столыпинская аграрная реформа. М., 1992 г.
  6. Попов Г. О столыпинской реформе// Наука и жизнь. М., 1992. - №10.
  7. Румянцев  М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи  и итоги. // Вопросы экономики. М., 1990. - № 10.

Информация о работе Аграрное законодательство 1905-1906 гг