Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Работа состоит из  1 файл

Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание.docx

— 51.37 Кб (Скачать документ)

Формами общественного контроля являются:

посещение подконтрольного  учреждения мест содержания под стражей  и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы;

участие в проводимых в  учреждении проверках, в том числе, в составе ведомственной, административной, прокурорской комиссий;

встречи по жалобам с лицами, содержащимися под стражей и  отбывающими уголовное наказание, по условиям содержания, оказание правовой помощи;

ведение приема, в том  числе, в составе наблюдательной комиссии, совместно с представителями  должностных лиц учреждения или надзорного органа;

знакомство с документами, касающимися вопросов условий содержания, применения мер поощрения и наказания, а по обращению от осужденных – с приговором суда, документами по уголовному делу; 

направление запросов, обращений, заявлений, ходатайств по вопросам общественного  контроля в органы государственной  власти и местного самоуправления, в надзорные органы по вопросам, находящимся в их компетенции;

подготовка и направление  в суд жалоб и исковых заявлений, выступления в суде по доверенности в защиту законных интересов и  прав лиц, содержащихся под стражей  и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы;

информирование общественности, в т. ч. через средства массовой информации о результатах проверок, об условиях содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, отбывающих уголовное наказание, связанное с лишением свободы.

Организационные формы участия  общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях15).

Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление  социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов  и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены  и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.

С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которые провозгласили своей  задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались  бывшими осужденными, иногда членами  их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные  государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений  помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения  их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных  от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся  оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.

Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений  их работы - соблюдение прав человека в  учреждениях пенитенциарной системы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Деятельность Уполномоченного  в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», частично УИК РФ и Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан  РФ, лиц без гражданства и иностранных  граждан, в том числе от находящихся  в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Важной формой контроля Уполномоченного  является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте  с условиями отбывания наказания  осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или  грубых нарушениях прав человека при  исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных  самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Регламентирован порядок  участия общественных организаций  в осуществлении контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы.

Принят Закон, устанавливающий  правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Определены цели и принципы общественного контроля и содействия работе общественных объединений, порядок наделения (приостановления, прекращения) полномочиями общественных наблюдательных комиссий и их членов; установлены формы деятельности таких комиссий, а также формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий общественного контроля, а также порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов осуществления контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Закон вступил в силу с 1 сентября 2008 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, можно сделать следующие  выводы по содержанию курсовой работы.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует трёх видов.

Первый из них – судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

Второй вид судебного  контроля за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:

контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;

контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Третий вид судебного  контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и  жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. При этом законодатель установил  определенные гарантии реализации права  осужденного на обращение в суд (ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 91 УИК РФ).

Контролирующие функции  суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных  полномочий (ст. 286 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет  место при рассмотрении уголовных  дел по преступлениям, совершенным  осужденными во время отбывания  наказания. При рассмотрении таких  уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и  в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре  Российской Федерации» прокуратура - единая федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением  действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих  наказания, поднадзорна органам  прокуратуры. Согласно ст.32 Закона «О прокуратуре  Российской Федерации» предметом надзора  за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

законность нахождения лиц  в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

соблюдение установленных  законодательством Российской Федерации  прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора  полномочия, так и специальные  полномочия, предоставленные прокурору  как субъекту надзора за исполнением  наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (1993): офиц. текст. – М.: Известия, 1996. – 62 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2011 года) (редакция, действующая с 7 августа 2011 года)
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (с изменениями на 27 июня 2011 года).
  4. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. №5473-1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. №73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. №61-ФЗ, от 3 июля 1998 г. №117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. №25-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. №277-ФЗ.
  5. Головистикова А. Н. Права человека / А. Н. Головистикова. – М.: Эксмо, 2011. – 343 с.
  6. Винокуров Ю. Е. Судебный контроль / Ю. Е. Винокуров. – М.: Гардарики, 2012. – 132 с.
  7. Станиславич М. Я. Уголовно-исполнительное право / М. Я. Станиславич. – М.: Новый юрист, 2011. – 313 с.
  8. Анисимова В. И. Уголовно-исполнительное право / В. И. Анисимова. – М.: ЮНИ, 2012. – 232 с.
  9. Зубкова А. А. Судебный контроль / А. А. Зубкова. – М.: НОРМА, 2011. – 115 с.
  10. Селиверстова У. А.  Уголовно исполнительное право России / У. А. Селиверстова. – М.: Гардарики, 2011. – 111 с.
  11. Жилин Г. А. Международный контроль  / Г. А. Жилин – М.: Городец, 2000. – 123 с.
  12. Треушников М. К. Ведомственный контроль  / М. К. Треушников – М.: Юриспруденция, 2011. – 118 с.
  13. Зайцев И. М. Устранение судебных ошибок в уголовном судопроизводстве / И. М. Зайцев – М.: Юнис,  2010. – 723 с.
  14. Шакарян М. С. Защита прав человека и гражданина в уголовно-исполнительном праве / М. С. Шакарян – М.: Бек, 2005. – 342 с.
  15. Ярков В. В. Уголовно-исполнительное право  / В. В. Ярков – Москва: Бек, 2000. – 231 с.
  16. Арапов Н. Т. Проблемы теории и практики правосудия по уголовным делам / Н. Т. Арапов – Л.: 2011. – 146 с.
  17. Мусин В. А. Государственный контроль за органами исполнения наказания /  В. А. Мусин – М.: Проспект, 2012. – 201 с.
  18. Алиаскеров М. А. О принципах уголовно- процессуального права / М. А. Алиаскеров – Спб.: 2010. – 210 с.
  19. Рахметулина А. Д. Суды и их роль в укреплении государственной независимости / А. Д. Рахметулина – М.: 2011. – 123 с.
  20. Жилин Г. А. Суды в уголовно-исполнительном праве  / Г. А. Жилин –М.: Юраит,  2010. – 77 с.
  21. Куанова И. З. Правовые и социологические проблемы функционирования государственного языка в уголовном процессе / И. З. Куанова – Астана, 2009. – 118 с.

  

 

 

 

1Головистикова  А. Н. Права человека / А. Н. Головистикова. – М.: Эксмо, 2011. – С. 43

2 Зубкова А. А. Судебный контроль / А. А. Зубкова. – М.: НОРМА, 2011. – С. 15

3Винокуров Ю. Е. Судебный контроль / Ю. Е. Винокуров. – М.: Гардарики, 2012. – С. 32

4 Анисимова В. И. Уголовно-исполнительное право / В. И. Анисимова. – М.: ЮНИ, 2012. – С. 32

5 Треушников М. К. Ведомственный контроль  / М. К. Треушников – М.: Юриспруденция, 2011. – С. 18

6 Арапов Н. Т. Проблемы теории и практики правосудия по уголовным делам / Н. Т. Арапов – Л.: 2011. – С. 46

7 Жилин Г. А. Суды в уголовно-исполнительном праве / Г. А. Жилин –М.: Юраит, 2010. – С. 77

8 Станиславич М. Я. Уголовно-исполнительное право / М. Я. Станиславич. – М.: Новый юрист, 2011. – С. 13

9 Мусин В. А. Государственный контроль за органами исполнения наказания /  В. А. Мусин – М.: Проспект, 2012. – С. 21

10 Куанова И. З. Правовые и социологические проблемы функционирования государственного языка в уголовном процессе / И. З. Куанова – Астана, 2009. – С. 18

  

11 Шакарян М. С. Защита прав человека и гражданина в уголовно-исполнительном праве / М. С. Шакарян – М.: Бек, 2005. – С. 42

12 Алиаскеров М. А. О принципах уголовно- процессуального права / М. А. Алиаскеров – Спб.: 2010. – С. 10

13 Рахметулина А. Д. Суды и их роль в укреплении государственной независимости / А. Д. Рахметулина – М.: 2011. – С. 23

14 Зайцев И. М. Устранение судебных ошибок в уголовном судопроизводстве / И. М. Зайцев – М.: Юнис,  2010. – С. 72

15 Жилин Г. А. Международный контроль  / Г. А. Жилин – М.: Городец, 2000. – С. 13

 


Информация о работе Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание