9) не совершать умышленных 
действий, угрожающих собственной 
жизни и здоровью, а также жизни 
и здоровью других лиц4.
 Подозреваемым и обвиняемым 
не разрешается иметь при себе 
предметы, вещества и продукты 
питания, запрещенные к хранению 
и использованию в местах содержания 
под стражей.
 В статье 33 предусмотрено 
раздельное содержание несовершеннолетних 
и взрослых в следственных 
изоляторах. В исключительных случаях 
с согласия прокурора в камерах, 
где содержатся несовершеннолетние, 
допускается содержание положительно 
характеризующихся взрослых, впервые 
привлекаемых к уголовной ответственности 
за преступления, не относящиеся 
к тяжким. Представляется целесообразным 
исключить из статьи последнее положение, 
т.к. указанные в Законе исключительные 
обстоятельства (отсутствие в прошлом 
у лица фактов привлечения к уголовной 
ответственности; совершение деяния, не 
относящегося к тяжкому преступлению; 
положительная характеристика) не способны 
в полной мере ограничить пропаганду криминальной 
субкультуры со стороны взрослых5.
 В целях устранения 
вышеуказанных недостатков содержания 
несовершеннолетних подозреваемых 
и обвиняемых (в первую очередь 
правового и организационного характера) 
необходимо принять специализированный 
закон и активизировать практику создания 
изоляторов для несовершеннолетних во 
всех субъектах РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Правовое положение 
несовершеннолетних при исполнении наказания 
в виде лишения свободы
 Воспитательные колонии 
– это вид исправительных учреждений, 
предназначенных для содержания 
несовершеннолетних осужденных 
к лишению свободы. В системе 
исправительных учреждений воспитательные 
колонии занимают особое место, 
поскольку главным фактором, определяющим 
условия отбывания наказания 
в этих колониях, является несовершеннолетие 
преступников, которое, с одной 
стороны, требует более льготных 
по сравнению со взрослыми условий 
содержания, а с другой – открывает широкие 
воспитательно-педагогические возможности 
для исправления несовершеннолетних осужденных.
 Согласно данным переписи 
осужденных, 94,6% в воспитательных 
колониях составляли лица мужского 
и 5,4% – женского пола; 92,6% осужденных 
были трудоспособны; 24,7% имели общее 
среднее или среднее специальное 
образование. Не имели определенных 
занятий на момент совершения 
преступления 47,7% осужденных6.
 В отличие от Федерального 
закона « содержании под стражей 
подозреваемых и обвиняемых в совершении 
преступлений» УИК РФ содержит специальную 
гл. 17 «Особенности исполнения наказания 
в виде лишения свободы в воспитательных 
колониях».
 В воспитательных колониях 
отбывают наказание в виде 
лишения свободы несовершеннолетние 
осужденные в возрасте от 14 до 
18 лет. Отрицательно характеризующиеся 
осужденные к лишению свободы, 
достигшие возраста 18 лет, переводятся 
для дальнейшего отбывания наказания 
из воспитательной колонии в 
ее изолированный участок, а 
при его отсутствии – в исправительную 
колонию общего режима. Оставление 
осужденных, достигших возраста 18 лет, 
в воспитательной колонии производится 
по мотивированному постановлению 
начальника колонии, санкционированному 
прокурором (ст. 139 УИК РФ).
 Работа администрации 
воспитательной колонии начинается 
с момента прибытия воспитанников 
в колонию. Все вновь прибывшие 
должны обязательно проходить 
двухнедельный карантин с целью 
изучения их личности, состояния 
здоровья, ознакомления осужденных 
с основными положениями законодательства, 
распорядком дня колонии и 
др. Помещение карантина изолируется 
от других помещений колонии. Если по медицинским 
показаниям требуется увеличение срока 
карантина, то приказом начальника колонии 
воспитанник переводится в стационар 
медчасти колонии. Воспитательная работа 
среди этой категории лиц организуется 
по специальной программе. Занятия проводят 
начальник колонии, его заместители, начальники 
служб, директор профессионального училища, 
воспитатели, учителя, мастера.
 Все воспитанники, прибывшие 
в колонию, обследуются штатным 
психологом. Его наблюдения и 
выводы об индивидуальных особенностях 
каждого воспитанника, а также 
другие данные, накопленные о 
нем сотрудниками воспитательной 
колонии, отражаются в дневнике 
индивидуальной работы с осужденным. 
На основании этих выводов 
приемная комиссия в составе 
начальника колонии (его заместителя), 
представителей частей и служб, 
старших воспитателей отрядов 
выносит решение о направлении 
новичка в соответствующий отряд, 
отделение, класс, профессиональную 
или производственную группу.
 В воспитательных колониях 
по сравнению с исправительными 
колониями установлено большее 
количество видов условий отбывания 
наказания: обычные, облегченные, 
льготные и строгие. Это позволяет 
более дифференцированно применять 
средства исправительного воздействия 
в процессе исполнения наказания.
 Вновь поступившие 
в воспитательные колонии осужденные 
содержатся в обычных условиях. 
Исключение составляют несовершеннолетние, 
осужденные за умышленные преступления, 
совершенные в период отбывания 
наказания и ранее отбывавшие 
лишение свободы, а также злостные 
нарушители установленного порядка 
отбывания наказания, переводимые 
с облегченных и льготных условий.
 В обычных условиях 
осужденные мужского пола, впервые 
отбывающие лишение свободы, а 
также все осужденные женского 
пола содержатся не менее трех 
месяцев, а осужденные мужского 
пола, ранее отбывавшие лишение 
свободы, не менее 6 месяцев. 
По истечении указанных сроков 
при отсутствии взысканий за 
нарушения установленного порядка 
отбывания наказания, добросовестном 
отношении к труду и учебе 
осужденные переводятся из обычных 
условий в облегченные.
 
 Вместе с тем из 
обычных условий может последовать 
и перевод в строгие условия 
отбывания наказания. Он наступает 
в том случае, когда осужденный 
признается злостным нарушителем 
установленного порядка отбывания наказания.
 Осужденные, отбывающие 
наказание в облегченных условиях, 
в целях подготовки к освобождению 
переводятся в льготные условия 
отбывания наказания.
 Осужденные, отбывающие 
наказание в льготных условиях, 
в случае признания их злостными 
нарушителями режима переводятся 
в обычные условия отбывания 
наказания. При этом повторный 
перевод в льготные условия 
может последовать не ранее 
6 месяцев с момента возвращения 
в облегченные условия.
 В строгих условиях 
отбывают наказание поступившие 
в воспитательную колонию осужденные 
к лишению свободы за умышленные 
преступления, совершенные в период 
отбывания лишения свободы и 
ранее отбывавшие лишение свободы, 
а также переведенные в строгие 
условия из обычных или облегченных 
условий отбывания наказания 
осужденные, признанные злостными 
нарушителями установленного порядка 
отбывания наказания. В строгих 
условиях осужденные содержатся 
не менее 6 месяцев, а затем, 
при отсутствии взысканий за 
нарушения установленного порядка 
отбывания наказания, добросовестном 
отношении к труду и учебе, 
они могут быть переведены 
в обычные условия.
 В срок нахождения 
несовершеннолетнего осужденного 
в строгих условиях засчитывается 
срок пребывания в карантинном 
отделении, а также срок содержания 
под стражей, если к несовершеннолетнему 
осужденному применялась соответствующая 
мера пресечения и он не допустил нарушений 
установленного порядка.
 Перевод из одних 
условий отбывания наказания 
в другие осуществляется начальником 
воспитательной колонии по представлению 
учебно-воспитательного совета колонии 
либо совета воспитателей отряда, 
в котором числится осужденный.
 В соответствии со 
ст. 133 УИК РФ осужденные, содержащиеся 
в воспитательных колониях в 
обычных условиях, проживают в 
общежитиях. Им разрешается:
 
 ежемесячно расходовать 
на приобретение продуктов питания 
и предметов первой необходимости 
средства, имеющиеся на их лицевых 
счетах, в сумме пяти минимальных 
размеров оплаты труда;
 иметь восемь краткосрочных 
и четыре длительных свидания в течение 
года.
 Осужденные, содержащиеся 
в облегченных условиях, проживают 
в общежитиях. Они могут:
 ежемесячно расходовать 
на приобретение продуктов питания 
и предметов первой необходимости 
средства, имеющиеся на их лицевых 
счетах, в размере семи минимальных 
размеров оплаты труда;
 ежегодно иметь двенадцать 
краткосрочных и четыре длительных свидания.
 Осужденные, помещенные 
в льготные условия, проживают 
в общежитиях. При этом им разрешается:
 расходовать на приобретение 
продуктов питания и предметов 
первой необходимости имеющиеся на 
их лицевых счетах средства без ограничения;
 без ограничения количества 
иметь краткосрочные свидания;
 ежегодно иметь шесть 
длительных свиданий с проживанием 
за пределами воспитательной колонии.
 Осужденные, отбывающие 
наказание в воспитательных колониях 
в строгих условиях, проживают 
в изолированных жилых помещениях, 
запираемых в свободное от 
работы или учебы время. Они могут:
 ежемесячно расходовать 
на приобретение продуктов питания 
и предметов первой необходимости 
средства, имеющиеся на их лицевых 
счетах, в размере трех минимальных 
размеров оплаты труда;
 иметь шесть краткосрочных 
свиданий в течение года.
 Осужденным, отбывающим 
наказание в льготных условиях, 
по постановлению начальника 
воспитательной колонии может 
быть разрешено проживание в 
общежитии за пределами воспитательной 
колонии без охраны, но под 
надзором администрации воспитательной 
колонии. В этом случае у 
них появляются дополнительные 
права: пользоваться деньгами 
и носить гражданскую одежду.
 
 Отсутствие финансирования 
не позволило до сих пор 
создать за пределами воспитательных 
колоний специальные общежития 
для помещения в льготные условия. 
Проживание в них позволило 
бы выработать механизм закрепления 
результатов исправления осужденных 
после освобождения от отбывания 
наказания. Целесообразно было 
бы помещать всех несовершеннолетних 
за два-три месяца до освобождения в льготные 
условия для успешной адаптации к жизни 
на свободе.
 В статье 93 УК РФ 
предусмотрены сроки отбытия 
наказания для условно-досрочного 
освобождения несовершеннолетних. 
Основания для условно-досрочного 
освобождения установлены единые 
как для взрослых, так и несовершеннолетних: 
если они не нуждаются в 
полном отбытии наказания в 
виде лишения свободы, при достижении 
целей наказания. Для несовершеннолетних 
законодатель установил следующие 
сроки для того, чтобы администрация 
могла сделать вывод о том, 
что подросток встал на путь 
исправления (соблюдение режима, 
отношение к труду, учебе):
 не менее 1/3 срока 
наказания, назначенного судом 
за преступления небольшой или 
средней тяжести, либо за тяжкое преступление;
 не менее 2/3 срока 
наказания, назначенного судом за 
особо тяжкие преступления.
 Согласно ст. 103 УИК 
РФ несовершеннолетние осужденные 
привлекаются к труду в соответствии 
с законодательством РФ о труде. 
Статьей 92 Трудового кодекса для работников 
моложе 18 лет устанавливается сокращенная 
продолжительность рабочего времени: 
в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов 
в неделю; в возрасте от 15 до 16 лет, а также 
для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, 
работающих в период каникул, – не более 
24 часов в неделю.
 В соответствии с 
законодательством о труде несовершеннолетние, 
отбывающие наказание в воспитательных 
колониях, не подлежат привлечению 
к работе в ночное время 
и сверхурочным работам, к работам 
в выходные дни (ст. 286).
 Согласно ст. 107 УИК 
РФ на лицевой счет несовершеннолетних, 
содержащихся в воспитательных 
колониях, зачисляется независимо 
от всех удержаний не менее 
50% начисленных им заработной 
платы или иных доходов. Статья 
99 УИК не разрешает производить 
из заработка несовершеннолетних 
удержания на возмещение стоимости питания 
и одежды, они предоставляются несовершеннолетним 
бесплатно.
 
 Учитывая несовершеннолетний 
возраст осужденных, отбывающих 
лишение свободы в воспитательных 
колониях, значительное внимание 
уделяется воспитательно-педагогическим 
мерам. Основными направлениями воспитательной 
работы являются нравственное, правовое, 
трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
 Работа по нравственному 
воспитанию заключается в формировании 
морально-этических установок, ознакомлении 
несовершеннолетних с основами 
этики, Правовое воспитание осуществляется 
в целях получения подростком 
представлений о взаимоотношениях 
между гражданином и государством, 
убеждения в необходимости соблюдать 
правовые нормы, приобретения 
знаний о своих правах и 
обязанностях в области трудоустройства, 
образования, семьи и брака.