Прокурор в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является уяснение темы «Прокурор в уголовном процессе», рассмотрение правового положения прокурора и его функций.
Работа разбита на главы. В первой главе рассматривается значение прокурора в качестве субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Вторая глава посвящена процессуальному положению прокурора на стадии досудебного разбирательства.
В третьей главе дается описание компетенции прокурора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Прокурор как субъект уголовно процессуальной деятельности……………………………………………………………….
2. Процессуальное положение прокурора на стадии досудебного разбирательства………………………………………………
3. Компетенция прокурора………………………………………
4. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия…………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая - Упроцесс4 (Славяна).doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Компетенция прокурора

Прокурор не только участвует в уголовном преследовании, поддерживает государственное обвинение, но и  в соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре, разъясняет и распространяет правовые знания, населению страны, чем повышается роль прокуратуры в правозащитной деятельности.

Прокурор в судебном производстве не обязан осуществлять функции государственного обвинителя он уполномочен в пределах своей компетенции осуществлять эту функцию. Законодатель в уголовно-процессуальном законодательстве не оговорился и это полномочие можно рассматривать как поддержание государственного обвинения и как отказ от государственного обвинения. Прежде всего, по мнению старшего прокурора контрольно-аналитического отдела организационно-контрольного Управления Аппарату генерального прокурора К.Усманова, прокурор в судебном производстве выполняет правозащитную функцию прав и законных интересов всех участников процесса и в первую очередь, государственный обвинитель стоит на страже конституционных прав осуждаемого лица. Руководствуясь внутренним убеждением, основанном на рассмотрении всех обстоятельств дела принимая во внимание показания подсудимого, прокурор решает в каком объеме поддерживать государственное обвинение и в каком объеме изменить его, если этим не ухудшается  положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Предоставляя лицу все возможности для защиты и восстановления своих прав, прокуратура тем саамы признает приоритет значимости прав и свобод человека и гражданина и активно способствует восстановлению истины.[4]

Одно из направлений правозащитной деятельности прокуратуры является возможность влияния на формирование нормотворческой и правоприменительной практики. Так, в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, прокурор вправе вносить предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных актов в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы[5].

      Выступая на расширенном заседании коллегии генеральной прокуратуры 21 января 2005 г., Президент России отметил, что должна быть продолжена работа по развитию законодательной базы как на федеральном, так и на региональном, местном уровне. Прокуратуре необходимо заявлять свою собственную позицию по всем проектам, связанным с противодействием преступности, обеспечением национальной безопасности и защитой граждан выражать инициативу[6].                   

Наряду с законодательным закреплением, казалось бы, всех полномочий и прав прокурора существуют и проблемы в неадекватных решениях реальных жизненных противоречий, например, между потребностями общества в обеспечении социальной справедливости и возможностями правоохранительной  системы. Так например, в практике встречаются случаи, когда прокурор направляет в суд кассационное представление об отмене оправдательного приговора. Судом Ростовского областного суда с участием присяжных заседателей был оправдан Л., обвиняемый по п. 3 ч. 2 чт. 105 Ук Рф, так как в дело были приложены недопустимые доказательства: аудиокассета, которая была получена с нарушением норм процессуального прав, также не было прямых свидетелей, подтверждающих факт преступления этим лицом, так как прокурор в судебном заседании призвал в качестве свидетелей оперативных работников. Определением судебной коллегии по уголовным делам представление прокурора было отклонено, оправдательный приговор остался в силе. Из приведенного примера следует, что прокурор обязан относиться к своим обязанностям и полномочиям ответственно, прежде чем принимать какие-либо решения, прокурор должен несколько раз проверить всю полноту доказательств, законность действий и доказательств. Важное значение для правильного исхода дела имеют доказательства, полученные надлежащим образом.

Одним из полномочий прокурора В. Зажицкий читает полномочие по использованию результатов  оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства[7].

В законе об оперативно-розыскной деятельности указывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд, из закона полномочий прокурора о использованию результатов ОРД не предусмотрено. Из инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной  деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Уже появляются полномочия прокурора по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности. По конституции РФ суд осуществляет правосудие, тем саамы, наделение суда полномочиями на использование результатов оперативно-розыскной деятельности несовместимо с обязанностью суда осуществлять правосудие. Таким образом, результатами оперативно-розыскной деятельности должны пользоваться те органы и те должностные лица, которые осуществляют в уголовном процессе функцию уголовного преследования.

П. 2 инструкции предусматривает, что в случаях, не терпящих отлагательств, и которые могут привести к совершению тяжкого преступления, при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности результаты оперативно-розыскной деятельности необходимо представлять следователю, суду, органу дознания или прокурору. Причем такие сведения должны предоставляться немедленно. Так как в сведениях еще пока нет данных о признаках преступлений, то уголовно-правовые способы реагирования на такие сведения следователя, органа дознания, суда исключаются. Таким образом, исключительное полномочие на реагирование при получении таких сведений принадлежит только прокурору.

Сделаны важные шаги по установлению порядка и контроля в правоохранительных органах. Так по приказу Генеральной прокуратуры № 45 введен в действие единый порядок действия должностных лиц при приеме, регистрации и рассмотрении в органах прокуратуры сообщении о преступлениях.[8]

По п.1,2,3 Инструкции к полномочиям прокурора относятся проверка сведений, содержащихся в зарегистрированных сообщениях о преступлениях, а также принятие по ним решений, а при непосредственном обнаружении признаков преступлений прокурорские работники составляют рапорт. Кроме того, все сообщения о преступлениях, поступившие в прокуратуру по п.2.2 Инструкции, незамедлительно докладываются в день его поступления прокурору, после чего прокурор принимает решение о проверке сообщения или о передаче его по подследственности. В случае личного обращения в прокуратуру с устным заявлением о преступлении оно заносится в протокол. В нерабочее время, в праздничные и выходные дни прокурор обязан немедленно принять меры при сообщении ему о преступлении.

Прокурорские работники по итогам проверки готовят проекты процессуальных документов и представляют их прокурору. Должностными лицами, осуществляющими проверку по зарегистрированным сообщениям о преступлениях, в соответствии с УПК РФ могут быть получены объяснения, истребованы и изучены необходимые документы и материалы, назначено по ним исследование специалистов. Решение по поступившему сообщению о преступлении должно было принято в срок не позднее 3 суток со дня его поступления в прокуратуру.

Прокуратура наряду с полномочиями несет и обязанности. Прокурор района, города, приравненный к нему военный и специализированный прокурор, а также их заместители: несут ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях; осуществляют систематический контроль за своевременностью и полнотой регистрации, сроками рассмотрения сообщений о преступлениях, правильностью ведения книги регистрации.

Но, к сожалению, не все дела раскрываются и не по всем делам виновные получают наказание. Так, например, при приостановлении уголовного дела в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, то по истечении сроков давности по приказу Генерального прокурора №12 от 05.05.2004г. уголовное дело нужно прекращать. При решении вопроса о прекращении уголовных дел в случаях, когда принятый закон усиливает наказание или иным способом ухудшает положение лица, совершившего преступление, и тем самым влечет за собой увеличение срока давности, руководствоваться требованиями ст. 10 УК РФ об отсутствии обратной силы закона. Одновременно учитывать нормы закона, смягчающего наказание за конкретное преступление или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление[9].

Надзирающему прокурору в десятидневный срок с момента  поступления дела нужно:

- проверять законность и обоснованность приостановления производства, полноту проведенных оперативно-следственных действий по установлению виновного, законность и обоснованность принятого решения о прекращении следствия;

- правильность исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности, а также наличие обстоятельств, препятствующих прекращению дела на основании п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ (истечение сроков давности уголовного преследования).

До приостановления расследования уголовного дела предстоит рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела

По ст. 37 УПК РФ прокурор дает согласие следователю о возбуждении уголовного дела или прокурор имеет право отменить незаконное или необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае выявления фактов вынесения незаконных и необоснованных решений вследствие ненадлежащего отношения должностных лиц органов внутренних дел к своим служебным  обязанностям, Генеральная прокуратура по приказу №18 от 16.05.2005г. предлагает привлекать их к предусмотренной законом ответственности[10].

Генеральная прокуратура предусматривает также возможность привлечения к установленной ответственности  должностных лиц органов прокуратуры, проверявших указанные выше процессуальные решения и не принявших мер к отмене незаконных и необоснованных постановлений.

Заместителям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений  отделов Генеральной прокуратуры Российской федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравненных к ним специализированным прокурорам:

- обязаны обеспечить рассмотрение материалов об отказе в возбуждении уголовного дела не позднее 24 часов с момента поступления их в прокуратуру;

- давать правовую оценку законности принятого органом дознания, дознавателем и следователем процессуального решения.

В случае согласия с принятым решением  прокурору или его заместителю следует  утверждать своей подписью постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным при выявлении обстоятельств, которые не были известны на момент принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, но которые повлекли за собой необоснованное или незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо собранным материалам была дана ненадлежащая правовая оценка, такое решение отменять, возбуждать уголовное дело либо возвращать материал для организации дополнительной проверки прокурору, утвердившему решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Целый комплекс мероприятий предусматривают управление правоохранительных органов по раскрытию преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности.

По приказу Генеральной прокуратуры предусматривается создание координационного совещания руководителей правоохранительных органов. Немалая функция определена и органам прокуратуры.[11]

Взаимодействие сторон проводится на основе  принципов соблюдения законности, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах, предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий, процессуальной независимости с персональной ответственности следователей и сотрудников оперативных подразделений за точное выполнение согласованных мероприятий.

 

 

 

 

Глава IV. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Для того чтобы деятельность прокуратуры максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования – изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечении их к уголовной ответственности. Для того, чтобы в полной мере использовать предусмотренные ст. 37 УПК РФ полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений. 

Необходимо исходить из того, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования. В этой связи для выполнения возложенной задачи прокурору надлежит:

- ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников;

- обращать особое внимание  на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформлении, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения;

- тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления.[12]

По ст. 26 Закона «О прокуратуре», прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав  свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами. Осуществляет надзор за службами и иными федеральными министерствами, государственными комитетами и службами и иными органами исполнительной власти, законодательной власти, органами местного самоуправления. Осуществляет надзор органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, при этом органы прокуратуры не вмешиваются  в оперативно-хозяйственную деятельность  организаций  и не подменяют иные государственные органы, осуществляющими контроль за соблюдением прав и свобод человека. Предметом надзора является не только  соблюдение прав и свобод человека, но и установление порядка разрешения заявлений  сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, кроме того, предметом надзора является также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Информация о работе Прокурор в уголовном судопроизводстве