Прокурор в судебном разбирательстве. Сущность функции уголовного преследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности участия прокурора в судебном разбирательстве и изложить сущность функции уголовного преследования.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
– провести толкование норм УПК РФ, регулирующих участие государственного обвинителя в стадии судебного разбирательства уголовного дела;
– проанализировать правовое положение прокурора в уголовном суде; его полномочия;

Содержание

Введение
Глава 1. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве
1.1 Правовые аспекты участия прокурора в судопроизводстве
Глава 2. Организационные и тактические особенности деятельности прокурора на стадии разрешения уголовного дела
2.1 Участие прокурора в судах первой инстанции
Глава 3. Сущность функции уголовного преследования
3.1 Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Прокурор в судебном разбирательстве. Сущность функции уголовного преследования.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Изучение и обобщение прокурорской и судебной практики, применение к судебному разбирательству (разумеется, с учетом его специфики) ряда положений, разработанных криминалистикой для предварительного следствия, позволяют подготовить рекомендации, столь необходимые сегодня прокурорам, выступающим в судах. Есть еще и третий компонент, неразрывно связанный с указанными двумя, без которого невозможен действительно высокий уровень выступления прокурора в суде. Это этические начала, которые позволяют уяснить нравственную основу процессуальных правил и запретов, оценить допустимость тех или иных приемов обвинения с точки зрения требований морали.

Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела завершается выступлением в судебных прениях: с обвинительной речью или обоснованием отказа от обвинения.

Выступая в прениях, прокурор должен высказать и обосновать свою позицию по вопросам, которые, согласно ст. 303 УПК, подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Это, прежде всего, вопрос о виновности подсудимого. В соответствии со ст. 248 УПК прокурор должен представить суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Он высказывает также предложения по другим вопросам, подлежащим решению в приговоре (о гражданском иске, о судебных издержках, о судьбе вещественных доказательств и т.п.).

Существенными особенностями отличаются судебные прения в суде присяжных, которые как бы разделяются на две части[9]. По окончании судебного следствия стороны, в том числе и прокурор, излагают свои соображения лишь по вопросам, которые подлежат разрешению присяжными заседателями, т.е. относятся к вопросу о виновности подсудимого. Будучи адресована неспециалистам, эта часть речи прокурора должна быть особенно мотивированной, убедительной, понятной для слушателей. Если же присяжные признают подсудимого виновным, то после рассмотрения доказательств, не подлежащих рассмотрению с участием присяжных, обвинитель и защитник выступают по вопросам, связанным с юридическими последствиями вердикта присяжных, включая вопросы квалификации преступления, назначения наказания и т.п. Поскольку в подавляющем большинстве случаев судебные процессы по уголовным делам проходят открыто, слушателями выступлений прокуроров являются не только судьи и заседатели, но и весьма многочисленная аудитория. Это обязывает прокурора уделить необходимое внимание анализу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, оценке общественного значения дела, если оно того заслуживает. Публичный характер выступления прокурора определяет высокие требования к его содержанию и форме. Не только речь государственного обвинителя, но и все его участие в судебном разбирательстве, как и в целом судебный процесс, должны служить живым примером уважения к закону, к нормам нравственности, к человеческому достоинству. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Уголовно-процессуальный кодекс содержит немногочисленные указания на обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел.  В суде первой инстанции по уголовным делам прокурор обязан участвовать в следующих случаях:

- по делам, рассматриваемым судом присяжных (ст. 428 УПК);

- когда участие прокурора признано судом необходимым (ч. 2 ст. 228 УПК);

- в разбирательстве дел о применении принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 408 УПК).

При решении вопроса об участии в судебном разбирательстве прокуроры должны также руководствоваться указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. В упоминавшемся уже Приказе Генерального прокурора прокурорам предлагается обеспечить поддержание государственного обвинения, помимо дел, участие в рассмотрении которых предусмотрено законом, также по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и о преступлениях несовершеннолетних. По остальным делам прокуроры должны решать вопрос об участии в процессе исходя из важности, сложности дел либо их общественной значимости и с учетом реальной возможности обеспечить качественное участие государственного обвинителя в рассмотрении дела.

Вопрос о том, кто именно из работников прокуратуры должен выступать в суде по тому или иному делу, решается руководителем прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации предлагает при назначении государственного обвинителя учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора. Особые требования предъявляются к государственным обвинителям, которые должны выступать в суде присяжных; ими должны назначаться специально подготовленные прокуроры, обладающие навыками ораторского мастерства.

Как правило, в судебном разбирательстве уголовного дела участвует прокурор уровня, соответствующего суду, который рассматривает дело (в районном суде — прокурор района, в областном — прокурор области и т.п.), либо их заместители, старшие прокуроры и прокуроры отделов и управлений. Вместе с тем, не исключается возможность выступления в качестве государственного обвинителя как вышестоящего прокурора (скажем, прокурора области, если он сочтет необходимым, с учетом важности дела или иных обстоятельств выступить в районном суде), так и нижестоящего (если, например, прокурор края поручит достаточно подготовленному прокурору района поддержать обвинение по делу, которое рассматривается краевым судом с выездом в район).

По наиболее сложным делам с большим количеством обвиняемых предлагается решать вопрос о создании группы, государственных обвинителей.

Итак, я охарактеризовал участие прокурора в судах первой инстанции. Надо отметить, что его деятельность на данном этапе судопроизводства является логическим завершением предшествующей деятельности на стадии предварительного расследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сущность функции уголовного преследования

 

3.1  Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел

 

Помимо деятельности, связанной с осуществлением прокурорского надзора, органы прокуратуры имеют право осуществлять уголовное преследование лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Данная функция реализуется полномочиями прокуроров по возбуждению и расследованию уголовных дел, утверждению обвинительного заключения и направлению дела в суд. Осуществление уголовного преследования связано с надзором за исполнением законом органами дознания и предварительного следствия. В ходе расследования прокурор имеет право давать обязательные к исполнению указания, продлевать срок расследования, проверять уголовные дела.

Прокуроры участвуют в судебном рассмотрении дел. Осуществляя, уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. По УПК РФ установлено обязательное участие обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного и частично-публичного обвинения. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством. Возможность предъявления иска в интересах государства, его органов или отдельных граждан тесно связана с функцией общего надзора. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест (представление) не законное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест (представление) в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору[10].

В ходе досудебного производства прокурор уполномочен:

      проверять исполнение закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

      выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для уголовного преследования по фактам выявления прокурором нарушений;

      требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

      давать дознавателю письменные указания о направлении расследовании, производстве процессуальных действий;

      давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

      отменяется незаконное или необоснованные постановления нижестоящего прокурора и дознавателя;

      рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

      участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб;

      разрешать отводы, заявленных дознавателю, а также его самоотводы;

      отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

      изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

      утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

      утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

      возвращать  уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых ли для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

На вышеизложенном и заключается сущность функции уголовного преследования в деятельности прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе данной курсовой работы я охарактеризовал роль органов прокуратуры и прокурора в частности в судебном разбирательстве. Выяснил, что эффективность работы органов прокуратуры представляет собой ключевой аспект стабильности и незыблемости правовой системы.

В ходе исследования было установлено, что в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи:

- обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;

- вынесение законного обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;

- гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;

- своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.

Иными словами, прокурор выполняет в судебных стадиях  уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает  в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых,  осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений,  постановлений, приговоров и решений судов.

В случае если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель делает заявление о выявлении нарушения, которое должно быть запротоколировано и принято к рассмотрению.

В целом, формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел включают следующее:

- поддержание государственного обвинения и участия в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дел частно-публичного и публичного обвинения судом первой и апелляционной инстанции;

- принесение представлений на приговоры, определения и постановления судов (судей), не вступившие или вступившие в законную силу;

- участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного, надзорного производства, а также при возобновлении производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

- участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

В работе неоднократно упоминалось о том, что одним из ключевых принципов уголовного судопроизводства в РФ является его состязательность. Вместе с тем специфика уголовного судопроизводства предусматривает не только стадию судебного разбирательства, но и досудебное производство по уголовному делу. В этой связи возникает сомнение в возможности реализации права состязательности, поскольку для этого потребуется, радикально изменить существующую модель предварительного расследования: ввести судебного следователя, предоставить стороне защиты право на параллельное расследование, наделить стороны равными правами в доказывании и т.д. Всё это заставляет нас полагать, что в таких условиях равноправие и состязательность сторон на досудебных этапах уголовного дела — лишь юридические фикции. Что касается состязательности в ходе судебного разбирательства, то и здесь мы сталкиваемся со сложностями, вызванными несовершенством действующего УПК РФ. Провозгласив состязательность в качестве руководящего начала рассмотрения и разрешения уголовных дел, законодатель существенно ограничил инициативу суда в исследовании доказательств, лишил его права на возвращение уголовного дела прокурору на дополнительное расследование. В условиях так называемого состязательного процесса суд лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15 УПК РФ). В связи с этим было бы целесообразно реформировать существующее законодательство, четко обозначив реальные основы состязательности сторон, что способствовало не только повышению эффективности деятельности органов прокуратуры, но положительно отразилось на существующей уголовно-правовой системе.

Информация о работе Прокурор в судебном разбирательстве. Сущность функции уголовного преследования