Проблемы исполнения дополнительных видов наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:13, доклад

Описание

Согласно ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данный вид наказания в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ является в настоящее время единственным наказанием, которое может применяться только в качестве дополнительного вида.

Работа состоит из  1 файл

осн часть УИП.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

 

2. Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Порядок исполнения этого наказания в общих чертах регламентирован ст. 61 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор [3].

Сущность исполнения рассматриваемого вида наказания заключается в лишении осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и к тому же оно связано с лишением осужденного прав и льгот, вытекающих из наличия у него названных регалий.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время.

Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ – в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

В некоторых случаях предусматривается немедленное исполнение приговоров.

О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных лиц, пребывающих в запасе, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного.

Суд, постановивший приговор, направляет распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора вместе с документами, указанными в ст. 393 УПК РФ (копией обвинительного приговора, а в случае изменения приговора суда первой инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке и копией определения суда кассационной инстанции) администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, для его исполнения.

В распоряжении об исполнении приговора указывается наименование учреждения или органа, на который возложена обязанность привести приговор в исполнение, название суда, постановившего приговор, время постановления приговора, фамилия, имя и отчество осужденного, год и место его рождения, дата вступления приговора в законную силу и предписание о приведении приговора в исполнение. Этот документ подписывается судьей, председательствовавшим по делу или председателем суда и секретарем судебного заседания [10, с. 74].

Суд, постановивший обвинительный приговор, обязан проконтролировать учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания. Об исполнении приговора указанный орган (учреждение) извещает военный суд.

На офицеров, прапорщиков и мичманов, лишенных по приговору суда воинских званий, исполнительные документы направляются в управления (отделы) кадров по подчиненности частей, где проходили службу осужденные.

Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров, указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах.

Направляемые на исполнение копии приговоров выдаваемые судом заверяются подписями судьи - председательствующего по делу, а в случае его отсутствия - заместителем председателя или председателем суда и уполномоченным на то работником аппарата суда и скрепляются гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу.

Лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот, преимуществ, которые связаны с соответствующим званием, чином или наградой (например, льготы по налогообложению, имеющиеся у Героев Советского Союза). Поэтому суд должен информировать о назначенном наказании те учреждения или органы, которые предоставляют льготы, предусмотренные для лиц, удостоенных награды или звания.

Лицо, лишенное по приговору суда государственной награды, обязано сдать ее вместе с соответствующими документами суду. В ряде случаев награды и документы к ним изымаются в стадии предварительного следствия и хранятся вместе с уголовным делом. В этом случае суд направляет награды и документы должностному лицу или органу, присвоившему звание или награду. Если при уголовном деле наград и документов нет, суд должен принять меры к их обнаружению и изъятию. Эту функцию суд может поручить судебному приставу или судебному приставу – исполнителю. Следует признать ошибочной точку зрения о том, что в подобных случаях суд направляет в органы внутренних дел «распоряжение об обращении приговора к исполнению». Прежде всего, изъятие наград и документов к ним не является исполнением приговора. Исполнение приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды выражается в самом факте лишения звания, чина или награды и лишь оформляется внесением изменений в документы. Изъятие наград является следствием исполнения приговора и само по себе наказанием не является. Поэтому изъятие наград нельзя рассматривать как исполнение приговора.

Специального правоприменительного акта о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным на то основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы.

Для повышения эффективности исполнения исследуемого наказания большое значение имеет использование судом собранных и проверенных в ходе предварительного следствия сведений о наличии у подсудимого орденов, медалей, почетных грамот, воинского или другого звания.

Если этот вопрос исследован недостаточно полно, суду надлежит принять меры по восполнению пробелов по собственной инициативе. В частности, факт награждения осужденного орденом или медалью либо присвоения ему почетного звания должен быть подтвержден наличием ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию и соответствующими наградными документами к ним (орденской книжкой, удостоверением к медали, удостоверением к знаку и т.п.) В необходимых случаях (например, при отсутствии наград, сомнении в подлинности наградных документов и т.п.) для проверки сведений о награждении данного лица следует направить запрос в орган, производивший вручение награды или присвоивший ее и осуществляющий учет награжденных [9, с. 244].

В соответствии с требованиями ст. 308 УПК РФ решение суда о лишении осужденного наград и званий должно быть зафиксировано в резолютивной части приговора, а в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания должны содержаться в описательно-мотивировочной части приговора. Причем в приговоре необходимо отражать как отрицательное, так и положительное решение данного вопроса.

Гарантией повышения эффективности исполнения наказания является более совершенная система контроля за исполнением рассматриваемого наказания. В настоящее время отсутствует необходимый контроль за исполнением данного наказания. Грубо нарушаются требования ч. 4 с. 61 УПК РФ об обязательном уведомлении судов в течение месяца должностными лицами, получившими копию приговора, о выполнении его предписаний.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сущность исполнения рассматриваемого вида наказания заключается в лишении осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и к тому же оно связано с лишением осужденного прав и льгот, вытекающих из наличия у него названных регалий.

 

12

 



Информация о работе Проблемы исполнения дополнительных видов наказания