Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание

Совокупность норм, разрешающих коллизии (коллизия - взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения) между законами различных государств - это коллизионное право. Коллизионная норма - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера. П

Содержание

Содержание
1. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан
1.1 Общая характеристика источников семейного коллизионного законодательства
1.2. Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранных граждан
1.3 Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранных граждан
1.4 Правовое регулирование усыновления с иностранными гражданами
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Семейное право.doc

— 417.37 Кб (Скачать документ)


2

 

 

Содержание

 

1. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан

1.1 Общая характеристика источников семейного коллизионного законодательства

1.2. Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранных граждан

1.3 Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранных граждан

1.4 Правовое регулирование усыновления с иностранными гражданами

Список использованных источников

семейный иностранный

 


1. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан

 

1.1 Общая характеристика источников семейного коллизионного законодательства

 

Совокупность норм, разрешающих коллизии (коллизия - взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения) между законами различных государств - это коллизионное право. Коллизионная норма - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера. При наличии правоотношений такого рода перед судом или иным органом государства может возникнуть вопрос о том, какое право следует применить к данному правоотношению - национальное право данного государства или иностранное право. Этот вопрос решается на основании коллизионной нормы, содержащейся во внутреннем, национальном законодательстве или в международном договоре.

Отношениями с иностранным элементом в международном частном праве называются отношения, в которых участвуют лица, являющиеся гражданами иностранного государства. Например, усыновление ребенка иностранным гражданином.

Иностранный элемент присутствует и в том случае, если юридический факт, на основании которого происходят возникновение, изменение или прекращение правоотношения, имел место за границей. Например, заключение или расторжение брака между российскими гражданами было произведено на территории иностранного государства.

При наличии в семейных отношениях иностранного элемента возникает вопрос о том, право какой страны подлежит применению при их регулировании и органы какой страны компетентны принимать решения в процессе такого регулирования. Все данные проблемы относятся к области международного частного права. Решаются эти вопросы на основании специальных коллизионных норм, позволяющих определить подлежащее применению право.

Коллизионные нормы, регулирующие применение семейного законодательства к отношениям с иностранным элементом, содержатся в различных источниках. Прежде всего это внутреннее законодательство Российской Федерации. В Семейном кодексе РФ существует отдельный раздел, состоящий из коллизионных норм. Основное отличие этих норм от содержавшихся ранее в семейном законодательстве заключается в том, что они допускают применение к семейным отношениям иностранного права. Допустимость применения иностранного права основывается на общепризнанных принципах международного частного права.

В теории международного частного права существуют два принципиально различных подхода к природе иностранного права, подлежащего применению. В некоторых странах оно рассматривается как одно из фактических обстоятельств дела и его содержание должно доказываться сторонами; в других странах, к числу которых относится и Россия, иностранное право имеет статус права, а не факта. Это значит, что его содержание не доказывается сторонами, а устанавливается правоприменительными органами.

Установление содержания иностранного права - обязанность компетентного российского государственного органа, осуществляющего его применение. В соответствии с п.1 ст. 166 СК российские органы обязаны применять иностранное право в соответствии с его официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Суд, органы ЗАГСа и иные органы Российской Федерации, применяющие иностранное право, могут обратиться в Министерство юстиции РФ или другие компетентные органы или прибегнуть к помощи экспертов для получения официального текста иностранного закона, а также сведений о его толковании, практике и доктрине. Лица, участвующие в деле, могут содействовать в установлении содержания и применения иностранного права.

Тем не менее, если, несмотря на все предпринятые усилия, установить содержание иностранного права все же оказалось невозможным, применяется российское законодательство, поскольку в противном случае право лица, обратившегося в компетентный российский орган, осталось бы без защиты.

В некоторых случаях, несмотря на то что содержание иностранного права установлено, его применение может вступить в противоречие с публичным порядком РФ. В этом случае вместо иностранного права применяется законодательство России. На основании правила о публичном порядке может, например, быть запрещено применение иностранного семейного законодательства, дискриминирующего женщин или лиц определенной национальности.

Коллизионные нормы содержатся в международных конвенциях, участницей которых является Россия. Россия, к сожалению, пока не присоединилась к большинству международных конвенций в области семейного права. В 1993 г. в Минске между государствами-членами СНГ была подписана Конвенция “О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам”, которая была ратифицирована Россией 4 августа 1994 года.

Минская конвенция включает в себя не только коллизионные нормы, позволяющие определить, законодательство какой страны подлежит применению, но и нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами.

Кроме международных конвенций, семейные отношения с участием иностранного элемента регулируют двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с рядом государств. Коллизионные норма, содержащиеся в СК РФ, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто отличаются друг от друга. В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского семейного законодательства и нормами международной конвенции или договором, применяются нормы конвенции или договора.

 

1.2 Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранных граждан

 

При определении законодательства, применимого к заключению брака при наличии иностранного элемента, необходимо ответить на два вопроса: право какой страны регулирует форму и порядок заключения брака и какое право применяется для определения брачной правоспособности лиц, вступающих в брак.

В п.1 ст. 156 СК указано, что форма и порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ. Это означает, что независимо от гражданства лиц, заключающих брак на территории России, к форме и порядку заключения брака применяется российское законодательство. Единственное исключение из этого правила - заключение браков иностранных граждан в консульствах или дипломатических представительствах страны, гражданами которой они являются.

Способность лица к вступлению в брак регулируется законодательством страны, гражданином которой оно является. С этим государством лицо состоит в наиболее тесной связи и его собственные представления о личном статусе, в том числе и правоспособности, связываются им с законодательством этой страны. На основании законодательства страны гражданства лица, вступающего в брак, определяются требования к брачному возрасту, возможности его снижения, необходимость получения согласия на брак несовершеннолетних их родителей и заменяющих их лиц, запрещенные степени родства и т. д.

При заключении брака на территории России помимо требований, устанавливаемых для каждого из лиц, вступающих в брак его национальным законодательством, должны быть также соблюдены правила российского законодательства в отношении препятствий к заключению брака, предусмотренных ст. 14 СК. Вступающие в брак не должны находиться в запрещенных по российскому законодательству степенях родства, состоять в другом не расторгнутом браке, являться по отношению друг к другу усыновленным и усыновителем или быть признанными судом недееспособными.

Если условия, установленные национальным законодательством лиц, вступающих в брак, менее строги, выполнение требований российского законодательства все равно обязательно. Например, если законодательство страны, гражданами которой являются жених и невеста, допускает заключение брака недееспособными в период так называемого светлого промежутка при наличии согласия опекуна, заключение такого брака на территории России невозможно, поскольку это противоречит ст. 14 СК.

То же самое касается заключения полигамных браков. Оно не допускается даже в тех случаях, когда вступающие в брак являются гражданами государства, признающего полигамные браки.

Если иностранное законодательство устанавливает более жесткие по сравнению с российским требования, эти требования должны быть выполнены. Например, в ряде стран не допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами, разрешенные в России. Это означает, что на территории России брак между лицами, национальное законодательство одного из которых запрещает такие браки, заключен быть не может.

Российское законодательство, как и законодательство ряда других стран, в предусмотренных законом случаях допускает наличие двойного гражданства. Если лицо, вступающее в брак, одновременно является гражданином России и иностранного государства, его брачная правоспособность определяется по Российскому законодательству. Если лицо состоит в гражданстве нескольких иностранных государств, оно вправе по своему желанию выбрать законодательство, в соответствии с которым будет определяться его брачная правоспособность.

При заключении брака на территории РФ лицом без гражданства его способность к заключению брака определяется по законодательству страны, на территории которой оно имеет постоянное место жительства. Российские граждане, проживающие на территории иностранного государства, могут заключить брак между собой в российском дипломатическом представительстве или консульстве. В свою очередь, Россия признает действительность брака, заключенного на ее территории иностранными гражданами в дипломатическом представительстве или консульстве государства, гражданами которого они являются.

Такое признание осуществляется на условиях взаимности и предполагает ответное признание этим государством браков, заключенных подобным образом российскими гражданами на его территории. К этим бракам применяются те же правила, что и к бракам, заключенным иностранными гражданами за границей. Их форма, порядок заключения и условия брачной правоспособности лиц, вступающих в такой брак, определяются по законодательству государства, назначившего посла или консула.

Таким образом, форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ, в соответствии с которым независимо от гражданства будущих супругов оно производится в органах ЗАГСа при личном присутствии лиц, желающих вступить в брак.

Условия заключения брака на территории РФ для каждого человека, вступающего в брак, определяются законодательством государства, гражданином которого он является в момент заключения брака, при отсутствии обстоятельств, препятствующих его заключению.

Если гражданин наряду с российским гражданством имеет гражданство иностранного государства, то к условиям заключения брака применяется законодательство РФ.

В случае если граждане РФ проживают за пределами территории РФ, то браки между ними заключаются в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ.

Браки иностранных граждан, заключенные ими на территории России в дипломатических представительствах и консульских учреждениях государств, гражданами которых они являются, признаются, на условиях взаимности, действительными в Российской Федерации.

Браки между гражданами РФ, между ними и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они были произведены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие их регистрации.

Если иностранные граждане вступили в брак за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого он был заключен, то он признается действительным и в Российской Федерации.

При признании брака недействительным вопросы действительности брака определяются в соответствии с законодательством той страны, законодательство которой применялось при заключении брака.

При расторжении на территории РФ брака между российскими гражданами и иностранцами и между иностранными гражданами между собой всегда применяется российское законодательство. По российским законам определяются все вопросы, связанные с расторжением брака: судебный или административный порядок развода, бракоразводная процедура, основания расторжения брака.

Если гражданин РФ и его супруг (супруга) проживают за пределами территории РФ, то по вопросу расторжения брака он должен обратиться в суд Российской Федерации, независимо от гражданства второго супруга.

Кроме того, если законодательство РФ допускает расторжение брака в органах ЗАГСа, он может быть расторгнут в дипломатических или в консульских учреждениях РФ.

Информация о работе Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан