Пересмотр постановлений и приговоров суда, не вступивших в законную силу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:09, диссертация

Описание

Право на пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу, является важной гарантией прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Данное право получило свое закрепление в нормах международного и отечественного законодательства. Так, в ч. 5 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) сказано: «Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону»

Работа состоит из  1 файл

Разделы 1,2,3.doc

— 599.50 Кб (Скачать документ)

Согласно декрету КазЦИК народный суд рассматривал дела в составе: 1) одного постоянного народного судьи, разрешающего дела особого производства, проверяющего законность содержания лиц под стражей в местах заключения и осуществляющего надзор за деятельностью органов дознания; 2) народного судьи и шести очередных заседателей, в компетенцию которых входило рассмотрение дел об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, разбое, поджоге, краже скота, подделке денежных знаков и документов; 3) народного судьи и двух очередных народных заседателей, рассматривающих все остальные категории уголовных и гражданских дел.

Приговор народного суда мог быть обжалован в кассационном порядке в двухнедельный срок в Совет народных судей.

В августе 1921 года состоялся Первый съезд судебных работников Казахстана, на котором декрет КазЦИК от 8 апреля 1921 года получил полную поддержку. Также съездом основательно были обсуждены проблемы укрепления социалистической законности в республике, вопросы перестройки всей судебной системы и улучшения деятельности судебных органов.

В 1922 году в результате проведения судебной реформы было принято «Положение о судоустройстве РСФСР». С принятием Положения на территории РСФСР перестала действовать двухзвенная судебная система, которая состояла из народных судов и революционных трибуналов. Народные суды с участием шести народных судей, губернские революционные трибуналы и Совет народных судей как кассационная инстанция были упразднены. Полномочия этих учреждений были переданы губернскому суду, который выступал и в качестве суда первой инстанции, рассматривая наиболее важные уголовные и гражданские дела, и в качестве суда кассационной инстанции для дел, рассматриваемых народными судами. Также с принятием Положения о судоустройстве РСФСР был создан Верховный Суд РСФСР и в этой связи были ликвидированы Верховный трибунал при ВЦИК и его отделения на местах и Высший судебный контроль, функционировавший в системе НКЮ РСФСР.

Верховный Суд осуществлял функции судебного контроля над всеми судами республики, выступал в качестве кассационной инстанции для дел, решенных губернскими судами, и в качестве надзорной инстанции рассматривал любые категории дел, разрешенные любыми судами.

На территории Казахстана «Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 года было введено в действие специальным циркуляром НКЮ КАССР от 17 января 1923 года. Циркуляром предусматривалась организация в каждой губернии Казахстана «тройки» в составе председателя губернского суда и двух его заместителей. На них и возлагалась организация губернских судов, реорганизация местных народных судов, а также работа по обеспечению судов постоянными судьями и народными заседателями.

Циркуляр учитывал национальные особенности Казахстана в организации и деятельности судов. «Тройки» при определении количества и территориального состава судебных и следственных участков обязаны были придерживаться того правила, чтобы казахские территории были выделены в самостоятельные участки. При составлении списков кандидатов на должность народных судей и следователей иметь в виду, чтобы в казахские участки или в участки с преобладающим казахским населением обязательно включались лица, владеющие казахским языком.

11 апреля 1923 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет своим постановлением учредил Казахское отделение Верховного Суда РСФСР [41, с. 40 - 41]. Оно состояло из президиума отделения, кассационной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по уголовным делам. Гражданские дела, рассматриваемые в губернских (областных) судах передавались в порядке обжалования и опротестования непосредственно в Верховный Суд РСФСР, минуя его казахское отделение. Создание кассационной и судебной коллегии по гражданским делам в составе Казахского отделения произошло позднее.

Президиум Казахского отделения Верховного Суда РСФСР состоял из председателя отделения и председателей кассационной и судебной коллегий. В его функции входило: распределение обязанностей между членами отделения, назначение специальных составов суда по отдельным, рассматриваемым в судебной коллегии делам; просмотр и утверждение отчетности по отделению, назначение специальных ревизий губернских судов по предложению прокурора республики и заслушиванием результатов этих ревизий; возбуждение и производство дисциплинарных дел против членов отделения, председателей и заместителей председателя губернских судов, как по результатам ревизии, так и по отдельным сообщениям прокурора республики.

Кассационная коллегия по уголовным делам являлась кассационной инстанцией по уголовным делам для губернских (областных) судов Казахстана. В состав судебного заседания Кассационной коллегии входили председательствующий и два члена.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривала в качестве суда первой инстанции дела особой государственной важности и состояла также из председательствующего и двух членов коллегии. На заседаниях президиума обязательно присутствовал помощник прокурора КАССР, состоявший при Казахском отделении Верховного Суда РСФСР, который обладал правом совещательного голоса. При кассационной и судебной коллегиях также состояли помощники прокурора.

В результате организации Казахского отделения Верховного Суда РСФСР было завершено построение в Казахстане трехзвенной судебной системы, в которую входили: народный суд, губернский (областной) суд и Казахское отделение Верховного Суда РСФСР.

Значимую роль для развития в этот период института пересмотра судебных решений сыграло утверждение 15 февраля 1923 года постановлением ВЦИК Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, где в качестве единственной формы пересмотра судебных решений была закреплена кассация [42, с. 88 -111].

Согласно статье 349 УПК 1923 года «Жалобы на приговоры народного суда могут быть принесены каждой из заинтересованных сторон исключительно лишь по поводу формального нарушения прав и интересов данной стороны при производстве по делу или рассмотрении дела на суде и именуются кассационными жалобами и не могут касаться существа приговора».

Лицами, обладающими правом подачи кассационной жалобы, протеста являлись прокурор, поддерживающий в процессе обвинение, гражданский истец и представители его интересов, обвинитель, его законные представители и защитники, потерпевший в тех случаях, когда ему предоставлено право поддерживать обвинение, и представители его интересов.

Согласно статье 344 УПК жалобы на приговоры и определения суда приносились в губернский суд по кассационным отделениям того губернского суда, в районе которого находился данный народный суд. Жалобы подавались в народный суд.

К основаниям отмены приговоров в кассационном порядке статья 413 УПК РСФСР относила:

- недостаточность и неправильность проведенного следствия;

- существенное нарушение форм судопроизводства;

- нарушение или неправильное применение закона;

- явная несправедливость приговора.

Решения губернского суда, вынесенные в результате рассмотрения и разрешения дела в качестве суда второй инстанции, оформлялись в виде кассационного определения. Оно являлось окончательным и могло быть опротестовано исключительно в порядке надзора, через пленум губернского суда в Верховный Суд.

В соответствии с принятыми ЦИК СССР «Основами судоустройства СССР и союзных республик», 19 ноября 1926 года было принято новое «Положение о судоустройстве РСФСР». Согласно этому Положению на всей территории РСФСР сохранялась единая трехзвенная система судебных учреждений - народный суд, губернский суд и Верховный Суд РСФСР. Кассационный порядок обжалования и опротестования приговоров и решений был оставлен прежний.

В 1928 году в связи с переходом Казахстана на новое административно-территориальное устройство губернские суды были упразднены и их функции перешли к окружным судам. Окружные суды в свою очередь действовали в качестве органа судебного управления в отношении народных судов данного округа в качестве кассационной и ревизионной инстанции и в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к их ведению. По своей структуре окружные суды почти полностью повторяли устройство губернских судов.

Положение 1926 года содержало в себе и норму об образовании в автономных республиках, имеющих губернское деление, отделения Верховного суда РСФСР. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 18 января 1926 года было утверждено новое «Положение о Казахском отделении Верховного Суда РСФСР».

Новым Положением была изменена структура и значительно расширены функции Казахского отделения. Если раньше отделение осуществляло рассмотрение только уголовных дел, то по новому положению вместо прежних двух коллегий по уголовным делам (кассационной и судебной) были образованы коллегии по уголовным и гражданским делам, каждая из которых являлась одновременно и кассационной инстанцией для областных (губернских) судов республики и судом первой инстанции.

Коллегия по уголовным делам действовала как кассационная инстанция по всем уголовным делам, рассмотренным областными (губернскими) судами.

Важным событием явилось преобразование Казахстана из автономной республики в союзную республику и принятие в 1937 году Конституции Казахской Советской Социалистической Республики (далее КазССР).

Глава IX Конституции СССР и глава VII Конституции КазССР посвящались порядку образования и основным принципам организации и деятельности органов суда и прокуратуры.

Согласно Конституции КазССР правосудие в республике осуществлялось Верховным Судом Казахской ССР, областными и народными судами.

Народные суды, рассматривающие основную часть уголовных и гражданских дел, организовывались в каждом районе или городе, причем в больших городах или районах образовывалось по нескольку участков народного суда.

К компетенции областного суда относилось разрешение уголовных и гражданских дел, превышающих компетенцию народного суда, и рассмотрение кассационных жалоб и протестов на приговоры и решения народных судов. Верховный Суд Казахской ССР являлся высшим органом республики. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принимать к своему производству любые дела, подсудные любому суду, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных судов. Как высший судебный орган республики, Верховный Суд КазСCP мог пересматривать в порядке надзора приговоры и решения судов, вступившие в законную силу.

16 августа 1938 года на II сессии Верховного Совета СССР был принят «Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» [43, с. 98]. Данным законом были установлены следующие виды пересмотра приговоров — это кассационный пересмотр, который осуществлялся по жалобам и протестам сторон, и пересмотр приговоров, вступивших в законную силу, по протестам Председателя Верховного Суда СССР и председателей верховных судов союзных республик, Генерального Прокурора СССР и прокуроров союзных республик.

Согласно статье 15 Закона, задачами пересмотра являлась проверка законности и обоснованности вынесенных приговоров в их взаимной связи и зависимости. Эта же статья устанавливала ревизионный порядок пересмотра приговоров суда, т. е. не ограничивала проверку законности и обоснованности приговора пределами и основаниями, указанными в жалобах, протестах.

Этим законом была значительно расширена подсудность народных судов, которые по-прежнему оставались основным звеном судебной системы республики.

Областные суды рассматривали уголовные дела об особо опасных преступлениях. Помимо этого областные суды имели право изъять из народного суда данной области любое гражданское или уголовное дело и принять его к своему производству.

Согласно Закону областные суды являлись и вышестоящими судами по отношению к находящимся на их территории народным судам и действовали в качестве судов второй инстанции, рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов. Все обжалованные и опротестованные приговоры и решения народного суда, не вступившие в законную силу, направлялись для рассмотрения в областной суд. Приговоры, решения и определения народных судов после рассмотрения дела по жалобе или протесту в вышестоящем суде и их утверждения вступали в законную силу и обращались к исполнению. Пересмотр таких дел был возможен только в исключительных случаях в порядке надзора Верховными Судами автономных республик и Верховным Судом Союза ССР.

Верховный Суд Казахской ССР возглавлял всю судебную систему республики. Он избирался Верховным Советом Казахской ССР сроком на пять лет. В его состав входили председатель, его заместители, члены Верховного Суда и народные заседатели.

В составе Верховного Суда КазССР действовали судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Эти коллегии являлись равноправными и самостоятельными судебными органами, осуществляющими пересмотр по жалобам и протестам приговоров, решений и определений областных судов, не вступивших в законную силу, и пересмотр в порядке надзора приговоров, решений и определений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, по протестам председателя Верховного Суда КазССР и прокурора Казахской ССР. Кроме того, Верховный Суд Казахской ССР рассматривал важнейшие дела в качестве суда первой инстанции.

В 1958 году во исполнение Закона «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятии гражданского, уголовного и процессуальных кодексов», Верховный Совет СССР 25 декабря 1958 года принял «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» [44, с. 275] и «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» [45, с. 124].

Информация о работе Пересмотр постановлений и приговоров суда, не вступивших в законную силу