Отчет по производственной практике в суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:12, отчет по практике

Описание

Важнейшая задача судебной власти (судов общей юрисдикции) – обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.18 и 46 Конституции РФ). Безусловно, наиболее сложной и важной является защита прав и свобод личности от нарушения со стороны органов и должностных лиц двух других властей (законодательной и исполнительной). Индивидуальные, т.е. адресованные конкретным гражданам, решения и действия (бездействие) любого органа или должностного лица законодательной и исполнительной власти могут быть обжалованы гражданами, которых они касаются, в суд общей юрисдикции (ст.46 Конституции РФ).

Содержание

Введение………………………………………………………………..
3-7

1.1 Судейская дисциплина ……………….…………………………..
8-11

1.2 Судебная беспристрастность …………………………………….
12-20

Вывод ……......................................................................................
21

Работа состоит из  1 файл

Отчет о практике в суде №1.docx

— 34.07 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………….. 

3-7

 

1.1 Судейская дисциплина  ……………….………………………….. 

8-11

 

1.2 Судебная беспристрастность  ……………………………………. 

12-20

 

Вывод ……...................................................................................... 

21

 

Приложение А…………………………………………………………. 

22

 

Приложение Б…………………………………………………………. 

23

 

 

Введение.

 

 

 

Важнейшая задача судебной власти (судов общей юрисдикции) – обеспечение  защиты прав и свобод человека и  гражданина (ст.18 и 46 Конституции РФ). Безусловно, наиболее сложной и важной является защита прав и свобод личности от нарушения со стороны органов  и должностных лиц двух других властей (законодательной и исполнительной). Индивидуальные, т.е. адресованные конкретным гражданам, решения и действия (бездействие) любого органа или должностного лица законодательной и исполнительной власти могут быть обжалованы гражданами, которых они касаются, в суд общей юрисдикции (ст.46 Конституции РФ).

 

Основные права и свободы  человека и гражданина (социальные, экономические, политические и другие), защита которых является обязанностью судебной власти от любых посягательств, закреплены в главе 2 Конституции.

 

Причём перечень этих прав не является исчерпывающим, их указание в конституции не отрицает и не умаляет других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые также подлежат судебной защите (ч.1 ст.55 Конституции РФ). Здесь  важно отметить, что Конституция  создаёт гарантии защиты прав и свобод от деятельности законодательной власти в сфере законотворчества, устанавливая запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы  человека и гражданина, которые могут  быть ограничены законодателем, но не произвольно, а лишь в 2-х случаях. Во-первых, федеральным законом (а  это значит, что субъекты Федерации  такие законы принимать не могут) и, во-вторых, только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства (части 2 и 3 ст.55 Конституции РФ).

 

Это имеет практическое значение при решении судами вопросов о  применении законов, ограничивающих права  и свободы человека и гражданина,  законы, принятые с отступлением от закреплённых в ст.55 Конституции  правил и принципов, применяться  судами не должны. В этом и состоит  смысл разделения властей и создание, в данном случае в лице судебной власти, системы сдержек и противовесов, которая обеспечивала бы защиту прав граждан от возможных нарушений  со стороны других властей и реальное действие Конституции РФ.

 

Для успешной деятельности судебной власти необходимы серьёзные гарантии независимости и самостоятельности  судей. Конституция такие гарантии предусматривает.

 

Согласно ст.10 Конституции  РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает, что суды в пределах своей компетенции независимы от законодательной и исполнительной власти и вмешательство в их полномочия недопустимы.

 

В силу ч.1 ст.120 Конституции  судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и закону. Здесь очень важно указание на непосредственное подчинение судей  Конституции, особенно в сочетании  с теми положениями, что её нормы  имеют высшую юридическую силу и  прямое действие на всей территории РФ, а законы и другие правовые акты не могут ей противоречить (ст.4 и  ст.15).

 

Подчинение судей только Конституции РФ и закону обеспечивается тем, что Конституция в ч.2 ст.120 обязывает судей в случае установления при рассмотрении дела несоответствия акты государственного или иного  органа (а это могут быть Указ Президента, постановление Правительства, инструкция министерства и т.д.) закону принимать решение в соответствии с законом, а не этим актом.

 

Если возникает сложная  правовая ситуация и суд общей  или арбитражной юрисдикции затрудняется её разрешить, он должен запросить конституционный  суд РФ, который в соответствии с ч.4 ст.125 Конституции РФ проверяет  конституционность закона, который  подлежит применению или был применён в данном деле.

 

Важными гарантиями эффективного функционирования судебной власти являются закреплённые в Конституции неприкосновенность и несменяемость судей (ст.121, ст.122).

 

На конституционном уровне закреплён принцип финансирования судов. Установлено, что оно производится только из федерального бюджета и  должно обеспечивать возможность полного  и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным  законом (ст.124 Конституции РФ). Важно, чтобы эта норма Конституции  РФ неукоснительно выполнялась при  утверждении бюджета и распределении  финансовых, материальных и других средств, необходимых для нормальной работы судов, поскольку лишь одни юридические  гарантии, без реального материального  обеспечения, эффективно действующей, независимой судебной власти не создадут.

 

Конституция 1993г. и закон  о статусе судей в РФ 1992г. содержат перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности. В числе  этих требований на первом месте стоят  профессиональные качества, т.к. высокий  уровень юридического образования  и профессиональной подготовки является непременным условием для включения  кандидата в список претендентов на судебную должность.

 

Профессионализм судьи складывается не только из знания законодательства, умения его применять, но и из опыта  правоприменительной деятельности. Поэтому в России к кандидатам на должность судьи предъявляется  требование: стаж работы по юридической  специальности не менее 5 лет.

 

Наличие стажа работы по юридической  профессии означает, что в прошлом  кандидат в судьи имел опыт общения  с правосудием, работая следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, секретарём судебного заседания  и т.п. Понятием «юридическая профессия» охватывается также научная и преподавательская деятельность в области права. Следует отметить, что профессионализм судьи во многом определяется и тем, насколько хорошо он знаком с психологией и повседневными нуждами граждан, попадающих в орбиту правосудия в качестве истцов, ответчиков или потерпевших.

 

Качество судей зависит  не только от уровня профессионализма и политической культуры судьи, но и  во многом от его личных качеств  характера, отношения к исполнению своих обязанностей, умения выслушивать  всех участников процесса, не проявляя предпочтений одной из сторон или  своей заинтересованности в том  или ином исходе дела.

 

Морально-этические требования включены в число дополнительных требований к судьям (ст.119 Конституции  РФ), а также изложены в ст.3 и 4 Закона о статусе судей в РФ:

 

а)    Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию  РФ и иные законы;

 

б)    Судья при  исполнении своих полномочий, а также  во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет  судебной власти, достоинство судьи  или вызвать сомнение в его  объективности, справедливости и беспристрастности.

 

В тексте присяги, которую  судьи приносят при вступлении в  должность, условие клятвенного  соблюдения закона и добросовестного  исполнения служебных обязанностей обычно сопровождается обещанием должного поведения в быту и на службе. «Торжественно клянусь честно и  добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным  и справедливым, как велят мне  долг судьи и моя совесть» (из ст.8 Закона о статусе судей в  РФ).

 

К числу дополнительных требований к судьям судов РФ можно отнести  следующие:

 

1)           Согласно Закону о статусе  судей (п.3 ст.3) судья не вправе  быть депутатом. В действующей  Конституции нет нормы, регламентирующей  возможность какого-либо совмещения  или соединения в одних руках  судейских и депутатских функций.

 

2)           Судья не вправе быть депутатом,  принадлежать к политическим  партиям и движениям (п.3 ст.3 Закона  о статусе судей). Это ограничение  продиктовано тем, что всякая  политическая активность мешает  судье оставаться объективным  и беспристрастным, ибо ставит  его перед необходимостью руководствоваться  не только Конституцией и другими  законами, но и политическими идеалами той партии или движения, в которых он состоит. Следует признать недопустимым  для судьи и иные неформальные проявления своих политических симпатий или антипатий (оказание материальной поддержки определённой партии, участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях или пикетированиях, имеющих политический характер, агитация за кандидатов в депутаты и т.д.).

 

3)           Судья не вправе заниматься  предпринимательской деятельностью,  а также совмещать работу в  должности судьи, с другой оплачиваемой  работой, кроме научной, преподавательской,  литературной и иной творческой  деятельности (п.3 ст.3 Закона о статусе  судей).

 

Помимо перечисленных  ст.5 Закона о статусе судей предусматривает  ещё одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в  судьи, - сдачу им квалифицированного экзамена, который принимается состоящей  при органе юстиции комиссией (её персональный состав утверждается квалификационной коллегией судей).

 

Если судья нарушил  какое-либо из перечисленных требований (вступил в политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью  и т.д.), квалификационная коллегия вправе приостановить или прекратить его  полномочия. В законе о статусе  судей РФ предусмотрены и другие гарантии независимости судей, например неприкосновенность их личности, жилища, имущества (ст.16), повышенное и гарантированное  материальное обеспечение (ст.19). Установленные  меры социальной защиты судей и членов их семей (ст.20). Всё это в совокупности делает судебную работу престижной, высокоавторитетной, выводит правосудие из унизительного  состояния приспособленчества и  покорности, в котором оно прибывало  в советскую эпоху.

 

1. Судейская дисциплина

 

 

 

Сейчас всё чаще поднимается  вопрос о целесообразности введения дисциплинарной ответственности судей. Речь идёт о соотношении неприкосновенности судей (диапазоне их иммунитета) и  юридической ответственности носителей  судебной власти.

 

Понятие «дисциплина» означает определённые правила поведения  людей, отвечающие сложившимся в  обществе нормам права и морали. Судебная дисциплина является одним  из видов специальной (субъективной) дисциплины, поскольку связана с  профессиональной деятельностью носителей  судебной власти. По своему содержанию понятие «судебная дисциплина»  включает в себя следующие элементы: признание и закрепление социальных правил поведения судей; способы  обеспечения и соблюдения судебных стандартов поведения; оценку поведения судей с точки зрения соответствия социальным правилам и реализацию норм юридической ответственности за нарушения судебных ограничений.

 

Какие же социальные правила (стандарты) поведения и специальные  ограничения установлены для  судей?

 

Во-первых, юридические нормы  поведения судей закреплены в  ст.3 Федерального закона «О статусе  судей РФ», а именно:

 

·              Судья обязан неукоснительно соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и другие законы;

 

·              Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло  умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать  сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

 

·              Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую  деятельность, а также совмещать  работу в должности судьи с  другой оплачиваемой работой, кроме  научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

 

Во-вторых, II Всероссийским  съездом судей Российской Федерации  одобрен, а Советом судей РФ 21 октября 1993г. принят Кодекс чести судьи  Российской Федерации. И хотя он не содержит правовых норм, но устанавливает  этические правила поведения  судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого  судьи независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся  в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому обществу.

 

А ст.4 Кодекса чести предусматривает  основания и порядок привлечения  судей к ответственности за нарушение  его требований. В частности, за должностной  или иной проступок судья несёт  ответственность в соответствии с действующим законодательством, а за совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, его полномочия квалификационной коллегией судей  могут быть прекращены на основании  подп.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей.

 

В примечании к кодексу  чести раскрыто понятие проступка, позорящего честь и достоинство  судьи. Подобным проступком признаётся такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.

 

Наряду с этим Конституционный  суд РФ в постановлении от 7 марта 1996г. по делу о проверке конституционности  п.3 ст.16 Закона о статусе судей  записал: «При наличии достаточных  оснований и с соблюдением  установленных в федеральном  законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов  может быть привлечён как к  уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия (ст.13 и ст.14 Закона «О статусе судей в РФ»).

 

Возникает вопрос: к какой  же ответственности кроме уголовной, может быть привлечён судья и  какова правовая природа института  прекращения полномочий носителей  судебной власти, например, за фальсификацию  судебных документов, нарушение трудовой дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей?

Информация о работе Отчет по производственной практике в суде