Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Преступность в среде несовершеннолетних - это серьезная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние - по сути просто дети, жизнь которых только начинается.

Содержание

Введение

Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Расследование преступлений совершаемых несовершеннолетними. Допрос несовершеннолетнего.

Половозрастные особенности несовершеннолетних, совершившающих преступления

Особенности взаимодействия следователя с инспектором уголовного розыска и комиссией по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая готова.doc

— 325.13 Кб (Скачать документ)

     В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11-14-летним, но характерно и для подростков более старшего возраста. У 15-17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется по удельному весу хулиганство. 

      Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних 

     Криминологами зафиксированы существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от их рода занятий. По степени этой активности все они из года в год ранжируются (если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и неучащиеся - работающие - учащиеся общеобразовательных школ - учащиеся колледжей, лицеев и студенты вузов. Судя по расчетам, такая статистика верна и на сегодняшний день. Однако есть ряд обстоятельств, позволяющий отметить некоторые новые тенденции.

     На протяжении ряда лет идет процесс заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем, с криминологической точки зрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. 

    Особенности взаимодействия следователя с инспектором уголовного розыска и комиссией по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений несовершеннолетних 

    Прежде чем начать говорить о способах взаимодействия и важности такого взаимодействия, следует уточнить, что это не законодательно установленная обязанность следователя. Причины необходимости такого взаимодействия кроются скорее в особенностях психологии несовершеннолетнего. И обеспечение этого взаимодействия способствует скорее искренности подозреваемого и обвиняемого и их некой внутренней уверенности, что он находится под защитой даже находясь под следствием.

    Взаимодействие при расследовании преступлений несовершеннолетних должно начинаться с момента поступления в дежурную часть сообщения о совершении противоправного деяния. На этом этапе при организации выезда на место происшествия следственно-оперативной группы желательно включить в ее состав следователя, специализирующегося по делам несовершеннолетних. Однако это не всегда возможно, так как не всегда при получении сообщения о совершении преступления так же имеется информация, что преступление совершено несовершеннолетним. Тем не менее, даже если в составе группы такого следователя нет, как только станет известно, что преступление совершено несовершеннолетним, такой следователь должен прибыть на место происшествия.

    В дальнейшем такой следователь должен привлечь к расследованию преступления инспекцию по делам несовершеннолетних. Очень часто несовершеннолетние преступники еще до совершения первого преступления хорошо известны таким комиссиям, поскольку ранее совершали административные проступки либо как-то иначе нарушали общественный порядок.

    Перед самими инспекциями стоят следующие задачи:

      предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

      Оказание на них необходимого воспитательного воздействия

      Обеспечение надлежащих условий для их обучения

    Исходя из этих общих задач, можно выделить некоторые более конкретные задачи, стоящие перед следственными органами и инспекциями:

      Выяснять конкретные причины и условия каждого преступления, способствующие его совершению, разрабатывать и осуществлять  меры по их устранению

      Выявлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также подростков, ведущих антиобщественный образ жизни, оказывать на них воспитательное воздействие, а также принимать предусмотренные законом меры к предупреждению повторных правонарушений

      Решать вопрос об ответственности родителей и лиц, их заменяющих, которые злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведение способствуют совершению ими правонарушений

      Выявлять факты вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, занятие попрошайничеством, азартными играми, проституцией.

    При установлении в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости постановки несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на учет и своевременного принятия к ним воспитательных мер, следователь должен сообщить о них в инспекцию по делам несовершеннолетних. Направляется также информация о родителях и лицах, их заменяющих, которые не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствуют совершению подростками преступлений.

    Деятельность ИДН и следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, носит характер взаимозависимости и взаимообусловленности: действия одного субъекта порождают действия другого.12

    Взаимодействие следователя с должностными лицами инспекций по делам несовершеннолетних начинается с первоначального этапа расследования. Следователь обязан сделать запрос в ИДН по месту жительства подростка о наличии на него каких-либо материалов. Если несовершеннолетний состоит на учете, то должностные лица ИДН на запрос следователя должны дать ответ в срок не более 10 суток. Составляется подробная справка, в которой должны отражаться следующие сведения:

    данные о личности несовершеннолетнего, в том числе, с какого времени и в связи, с чем подросток поставлен на учет; когда, какие и с кем совершал правонарушения; какие, кем и когда принимались меры в связи с правонарушениями, реагирование подростка на эти меры; имеются ли сведения об отклонениях в психическом развитии, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ; где проводит свободное время; отношение к учебе, работе; причины незанятости.  В справке также сообщается об отношении родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, к его воспитанию, их влиянии на его поведение.

    мотивированные выводы о возможности исправления и перевоспитания подростка; о мерах, необходимых для создания наиболее благоприятных условий его перевоспитания, предупреждения повторных преступлений.

    Взаимодействие следователя с должностными лицами ИДН продолжается в течение всего расследования уголовного дела. Помимо обмена информацией о личности правонарушителя перед обоими субъектами взаимодействия стоит важная задача - не допустить совершение подростком нового преступления.

    Важное значение имеет организация четкого взаимодействия между следователями и инспекторами уголовного розыска. Взаимодействие следователей с инспекторами уголовного розыска, специализирующимися на работе по делам несовершеннолетних, как правило, начинается после установления причастности подростка к совершению преступления и должно продолжаться до окончания предварительного следствия.

    Среди форм взаимодействия можно выделить несколько наиболее важных:

      Составление единого согласованного плана, который включает: розыскные и следственные версии; данные, подлежащие установлению оперативным путем, сроки и исполнителей по каждому пункту плана

      Обмен информацией взаимодействующих субъектов о данных, представляющих интерес для следствия и оперативно-розыскной деятельности

      Производство следственных и розыскных действий по поручению следователя. Работникам уголовного розыска целесообразно поручать проверку показаний несовершеннолетних, сообщающих о неизвестных органам расследования преступных деяниях; выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность; розыск вещественных доказательств и т.д.

        Совместное обсуждение профилактических мер, следственных и оперативно-розыскных действий. 

    Заключение

    В данной работе были рассмотрены некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Дело в том, что в последние годы преступность в среде несовершеннолетних стала более распространена, и необходимость борьбы с ней стала еще больше. Но для правильного ведения борьбы необходимо прежде всего правильное понимание проблемы, и именно на решение этой задачи в первую очередь направлена данная работа.

    Выше были рассмотрены возрастные особенности несовершеннолетних, некоторые особенности совершаемых ими преступлений, особенности работы с ними, процессуальные особенности, установленные в законодательстве.

    Зная все это, возможно более эффективно работать при расследовании преступлений несовершеннолетних, избирать более правильный подход к самим несовершеннолетним, и в конечном итоге не только способствовать профилактике преступлений несовершеннолетних, но и помогать совершившим преступления подросткам удержаться от повторного нарушения закона.

    В связи с повышением не только детской и подростковой преступности, но и беспризорности, я считаю данную проблему особенно важной и актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы:

    Конституция РФ

    Уголовный кодекс РФ

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ

    Постановление №5 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» Сборник постановлений пленумов верховных судов по уголовным делам.  М., 1999, С.436-442

    Астемиров З.А. “Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних”. М., 1970

    Гаврилов А.К., Кулагин Н.И., Черниговский А.Г. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних Волгоград, 1982

    Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974

    Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. Свердловск, 1973

    Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982

    Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Кемеровское книжное издательство, 1986

    Международные нормы и  правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для Российских судей. М., 1993.

    Основные процессуальные и организационные документы по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Волгоград, 1982

    Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1981

    Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Волгоград, 1980 

Информация о работе Особенности расследования преступлений несовершеннолетних