Дознание в процессе предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».1

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Дознание в процессе предварительного расследования……………………….5
2. Виды органов дознания в уголовном процессе……………………………….10
3. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальник подразделения дознания и дознавателя, их полномочия………………………...14
4. Взаимодействие органов дознания и следствия……………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая уг процесс.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

4) в работе следственных  групп с привлечением оперативных  работников, создаваемых для расследования  сложных уголовных дел или  уголовных дел большого объема (многоэпизодных), а также уголовных  дел о преступлениях прошлых лет (т.е. не раскрытых в свое время). В частности, в 2006 г. раскрыто более 49 тыс. преступлений прошлых лет26. В настоящее время остаются не раскрытыми более 90 тыс. уголовных дел об убийствах;

5) когда следователь  при расследовании уголовного дела испытывает затруднения в отыскании (обнаружении) доказательств и их источников;

6) когда в процессе  предварительного следствия по  уголовному делу требуется осуществление  функций, специфически присущих  только органу дознания и связанных  с осуществлением оперативно-розыскной  деятельности;

7) когда следователь  по уголовному делу один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие или одновременно осуществить комплекс следственных действий;

8) когда по уголовному  делу неизвестно место нахождения  имущества, на которое должен  быть наложен арест для обеспечения  предъявленного гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества;

9) когда по уголовному  делу не обнаружено лицо, совершившее  преступление и подлежащее привлечению  в уголовном судопроизводстве  в качестве обвиняемого;

10) при проведении воспитательно-предупредительной (профилактической) работы с населением на обслуживаемом следователем участке и т.д.

Формы взаимодействия следователя  и органа дознания различаются в  правовой литературе в зависимости  от их содержания и нормативного закрепления способов их осуществления. С учетом этих критериев различают две основные формы взаимодействия: процессуальную и организационную.

Процессуальные  формы взаимодействия следователя  и органа дознания по уголовному делу - способы, методы, средства взаимодействия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.27

Уголовно-процессуальными  формами взаимодействия по уголовному делу являются:

1) письменные поручения  следователя органу дознания  о производстве отдельных следственных, иных процессуальных или оперативно-розыскных действий, которые для них являются обязательными для исполнения;

2) содействие органа  дознания в лице его сотрудников  процессуальной деятельности следователя  при производстве отдельных следственных  действий (например, при осмотре места происшествия, производстве обыска, проверки и уточнении показаний на месте, задержании членов организованной преступной группы);

3) уведомление органом  дознания следователя о результатах  реализации оперативно-розыскных  мер по уголовным делам, по  которым не установлена личность преступника, совершившего преступление;

4) передача следователем  имеющейся у него информации  органу дознания для осуществления  оперативно-розыскных мероприятий  по установлению виновного в  совершении преступления;

5) поручение розыска имущества предполагаемого виновного при наличии к нему имущественных претензий со стороны участников уголовного процесса и государства;

6) производство органом  дознания по поручению следователя  на основании судебного решения  контроля и записи телефонных и иных переговоров с использованием различных средств связи;

7) поручение следователем  органу дознания о розыске  скрывшегося подозреваемого или  обвиняемого;

8) возбуждение уголовного  дела следователем на основе  оперативно-розыскных данных;

9) использование следователем оперативно-розыскных данных при их трансформации (преобразовании, легализации) в качестве доказательств по уголовному делу;

10) передача органом  дознания, дознавателем материалов  уголовного дела руководителю  следственного органа после производства неотложных следственных действий и т.д.

Организационные формы взаимодействия следователя и органа дознания - способы, методы, средства взаимодействия, выработанные следственной, розыскной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами министерств, ведомств и служб РФ.28

К этим формам взаимодействия следователя и органа дознания можно  отнести:

1) извещение органом  дознания или дознавателем следователя,  обслуживающего участок, где совершено  преступление, либо следователя, специализирующегося на предварительном следствии уголовных дел определенной категории, о начатом предварительном расследовании в форме дознания по производству неотложных следственных действий;

2) направление органом  дознания следователю материалов  проверки сообщений о преступлении по данным, полученным оперативно-розыскным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

3) ознакомление органом  дознания следователя с результатами  оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к возбуждаемым или расследуемым им уголовным делам;

4) согласованное, совместное  планирование органом дознания  и следователем соответственно  оперативно-розыскных мероприятий  и следственных действий по  уголовным делам, находящимся  в производстве следователя, для  установления необходимых фактических обстоятельств совершения преступления;

5) совместное обсуждение  и анализ следователем и сотрудником  органа дознания собранных по  уголовному делу в процессе  предварительного расследования  доказательств и оперативно-розыскных  данных;

6) создание следственной  группы с привлечением оперативных  работников для раскрытия преступлений "по горячим следам", для  расследования сложных и трудоемких  уголовных дел, а также уголовных  дел о преступлениях прошлых  лет;

7) создание следственных  групп с привлечением оперативных работников органа дознания для выезда на места происшествий и их осмотра;

8) взаимное информирование  о наличии доказательств и  оперативно-розыскных данных по  уголовному делу, представляющих  интерес соответственно для органа  дознания и следователя;

9) осуществление организационного  руководства взаимодействием оперативного  работника и следователя со  стороны соответственно начальника  органа внутренних дел и руководителя  следственного органа;

10) непосредственное участие  (присутствие) следователя в производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров при известности места, времени и участников информационного общения;

11) совместное обсуждение  путей и способов легализации  (преобразования, трансформации) результатов  оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальные доказательства.

В целом можно констатировать, что существующие формы взаимодействия следователя и органа дознания при  добросовестной их реализации обеспечивают в целом успешное достижение целей  и решение задач уголовного судопроизводства.29

 

 

 

 

Заключение

Органы дознания в  уголовном процессе - государственные  органы и должностные лица, которые  в пределах своей компетенции  выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.

Дознание в органах  внутренних дел осуществляется по составам преступлений, предусмотренных более  чем 80 статьями Уголовного кодекса  Российской Федерации. Это преступления, относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, за которые предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно,

2) выполнение неотложных  следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Сейчас дознание по своим  функциям ничем существенно не отличается от следствия: дознаватели расследуют много эпизодные дела с большим количеством, как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных дел, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти.

Работа дознания строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также законности и гуманизма.

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993.25 дек. № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001.22 дек. № 249, с последующими изменениями.
  4. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2913.
  5. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко.— 2е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006.—  784с.
  6. Малышева О.А. Становление органов следствия в российском государстве (дореволюционный период)// Юрист. 2002. № 12. С. 55.
  7. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общей ред. проф. А.В. Смирнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2008. — 704 с. 
  8. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2010. 720с.
  9. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации, Лупинская П.А, Учебник. М. Юристъ. 2005 -815с
  10. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.
  11. Ивашин Д.И. Уголовный процесс: Учебное пособие. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2010.
  12. Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел. Статья Митюкова, М. А. Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4. http://www.law.edu.ru
  13. Фалалеев М. Порядок на улице разбитых фонарей. МВД приступило к полной ликвидации преступных сообществ // Российская газета. 2007. 9 февр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Жданова Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков// Российский следователь. 2004. № 1. С. 15.

2 Назаренко В.  Формы расследования преступлений   //  Законность. 2002. № 12. С. 2.

3 Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2913.

4 Малышева О.А. Становление органов следствия в российском государстве (дореволюционный период)// Юрист. 2002. № 12. С. 55.

5 Уголовный процесс под редакцией Радченко В.И Учебник 2006 2-е изд -784с

6 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации, Лупинская П.А, Учебник. М. Юристъ. 2005 -815с

7 Уголовный процесс под редакцией Радченко В.И Учебник 2006 2-е изд -784с

8 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации, Лупинская П.А, Учебник. М. Юристъ. 2005 -815с

9 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации, Лупинская П.А, Учебник. М. Юристъ. 2005 -815с

10 Уголовный процесс под редакцией Радченко В.И Учебник 2006 2-е изд -784с

11 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации, Лупинская П.А, Учебник. М. Юристъ. 2005 -815с

12 Уголовный процесс под редакцией Радченко В.И Учебник 2006 2-е изд -784с

13 Уголовный процесс Смирнов А.В, Калиновский К.Б Учебник 2008 4-е изд -704с

14 Уголовный процесс Смирнов А.В, Калиновский К.Б Учебник 2008 4-е изд -704с

15 Уголовный процесс под редакцией Радченко В.И Учебник 2006 2-е изд -784с

16 Уголовный процесс Смирнов А.В, Калиновский К.Б Учебник 2008 4-е изд -704с

17 И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.

18 Ивашин Д.И. Уголовный процесс: Учебное пособие. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2010.

19 Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел. Статья Митюкова, М. А. Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4. http://www.law.edu.ru

20 Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел. Статья Митюкова, М. А. Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4. http://www.law.edu.ru

21 Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п.10.1Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной

приказом МВД РФ от 16.09.2002  № 900 // Российская газета. 27.11.2002 г.).

22 Уголовный процесс Смирнов А.В, Калиновский К.Б Учебник 2008 4-е изд -704с

Информация о работе Дознание в процессе предварительного расследования