Жизнь и деятельность Е.И. Украинцева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:09, реферат

Описание

До настоящего времени XVII век привлекал исследователей как переходный период на пути к петровским преобразованиям. В исторической науке большее внимание уделялось тем государственным деятелям, которые отличались своей "прогрессивностью", то есть западничеством; например, В.В. Голицыну или А.С. Матвееву, но многие лица оставались полузабытыми. В данном реферате мне хотелось бы проделать опыт предварительного воссоздания портрета одного из видных дипломатов второй половины XVII века, думного дьяка Емельяна Украинцева, десять лет возглавлявшего Посольский приказ, принимавшего активное участие в восшествии на престол Петра I, инициатора воссоединения Киевской митрополии с Московским патриархатом, и, наконец, человека, сумевшего своим искусством и любовью к Родине заключить чрезвычайно важное, выгодное для России перемирие на 30 лет с Турцией в Константинополе, открывшего Петру Великому возможность начать и победоносно закончить Северную войну.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность Е.И.Украинцева…………………………………………………………4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа состоит из  1 файл

Украинцев.Реферат.docx

— 34.55 Кб (Скачать документ)

     Переговоры  начались только в ноябре. Посланники предложили следующие статьи мирного  договора:

     1) Вечный мир или продолжительное  перемирие на основании: "кто  чем владеет, тако да владеет", то есть Россия оставляла за собой все завоевания;

          2) Гарантия безопасности южных окраин от крымцев; 
          3) Крепости Азов и Казыкермень с городами царь оставляет себе "не для какой-нибудь себе славы", а для "удержания нападения своевольных людей" обеих сторон;

     4) В случае нападения казаков  уже после подписания мира  на черноморские или крымские  места, туркам "вольно побивать  их", как злодеев. Так же и  Порта должна относиться к  нападающим на русские окраины;

     5) Условия договора распространяются  на все подвластные Османской  Империи народы. За нарушение  ими мира следует предавать  их смертной казни. Так же  будет поступать и царь по  отношению к своим подданным;

     6) Отмена "дачи" крымскому хану;

     7) Размен пленными с обеих сторон;

     8) Купцам обеих сторон обеспечивается  безопасность торговли;

     9) Запорожцам вольно плавать от  Казыкерменя до днепровского устья для рыбной ловли и для добывания соли, а также ходить в степь для всякого зверя;

     10) О ненарушении мирного договора с обеих сторон;

     11) Порубежные споры решать мирно  через послов;

     12) Русским богомольцам вольно ходить  в Иерусалим, с них не должно  взыскивать никаких поборов;

     13) Святые места, отданные католикам,  возвратить грекам;

     14) Свобода веры для турецких  подданных православного вероисповедания,  неприкосновенность церквей и  монастырей, "вольность" православным строить и ремонтировать свои церкви и отправлять богослужения;

     15) Перемирие заключить на 30 лет.  По истечении этого срока перемирие  может быть продлено далее  "на множайшие лета";

     16) Особые посольства в Москву  и в Константинополь одновременно  будут назначены для обмена.

     Каждая  из этих статей обсуждалась на 23 конференциях, которые продлились до середины июня 1700 года. Украинцев жаловался Петру, что турки "поступают в договорах весьма лукаво, с великим вымыслом и проволочками". Особенно много споров вызвала первая статья. Турки настаивали, что без уступки султану мир не может состояться. Украинцев, который в заключении этого мира желал реальных и существенных выгод для России, долго не соглашался ни на какие уступки и только после царского указа согласился на срытие днепровских городков, отдав пустую землю султану. Пётр, с нетерпением ожидавший скорейшего завершения дела, готов был поступиться русскими завоеваниями, но Е.И. Украинцев, как старый дипломат, упорно отстаивал интересы России. В этом он добился больших успехов: город Азов со всеми старыми и новыми городками оставался у русского государя; земли от Перекопа до реки Миусы должны быть праздными; с кубанской стороны к Азову турки уступили земли на 10 часов езды, "больше того мы у них вытянуть не могли" – писал Украинцев. Решили заключить мир на 30 лет. Одним из важнейших стал пункт о прекращении крымской дачи, указывая, что – "Московское государство свободное и самовластное". Больших привилегий добились посланники для православных: русским паломникам предоставлялся свободный и беспошлинный проезд во Иерусалим и другие святые места; русским духовным лицам гарантировалась безопасность на территории Османской Империи. Относительно возвращения иерусалимских святынь грекам, турки объявили, что к государственным делам это не относится, и включать его в мирный договор не следует. Однако, после подписания мирного договора русские посланники, как частные лица, подали визирю записку не только о святых местах во Иерусалиме, но и о восстановлении сербского Патриарха, о возвращении ему церквей, о разрешении грекам строить и ремонтировать храмы в Константинополе и провинции. Ходатайство это "визирь уважил".

     В статейном списке Е.И. Украинцев, кроме подробного изложения событий, даёт географическое, гидрографическое описание Константинополя, рассказывает о дворе султана: зданиях, обычаях, придворном этикете. Емелиан Игнатьевич рисует словесный портрет султана: "возрастом салтан средней, лицом смугл, и скудноват, очи и ус и борода черны, и борода невелика, продолговата".

     Русское посольство жило в тяжелых условиях, подобно пленникам: без разрешения не могли покинуть двор, им было запрещено  встречаться с другими послами  и даже с Константинопольским  и Иерусалимским патриархами.

     Украинцев пишет к царю: "Послы английский и голландский во всем держат крепко турскую сторону и больше хотят им всякого добра, нежели тебе, великому государю: и в нашем деле никакой помощи от них нет. И не только помощи, никакой ведомости и осторожности нам не чинили" : "А польский посол Рагузинский от имени всей Речи Посполитой прилежно просил турок не мириться с русским царем, а заключить союз с поляками и помочь им отобрать у России Киев и Малороссию".

     Единственным  другом и настоящим помощником русских  в Константинополе был Иерусалимский  патриарх Досифей. Притесняемый католиками, он был вынужден покинуть свою кафедру и перебраться в Царьград. Патриарх помогал посланникам чем мог: переправлял с надежными людьми письма в Россию, был для русских в чужой стране политическим советчиком в трудных ситуациях. Взаимная приязнь патриарха и Украинцева объясняется не только тем, что это люди одного поколения (они были ровесниками) и одной веры, но и тем, что эти два политических деятеля были библиофилами.

     Выражением  любви патриарха Досифея к Украинцеву явился его прощальный подарок – мощи прп. Марии Египетской с уверительной грамотой на греческом языке. В России Емелиан Игнатьевич изготовил для мощей ("ноги десныя плюсно") серебряный ковчежец с изображением святой, положив туда грамоту. На стенках этого ковчега был выгравирован текст, в котором повествуется о посольстве в Константинополь, о благословении патриарха Досифея и о вкладе думного дьяка в Сретенский монастырь для вечного поминовения его и его близких. После закрытия монастыря в 1928 году мощевик попадает в музей антирелигиозного искусства в Донской монастырь, а оттуда в 1934 г. поступает в ГИМ, но уже без мощей и грамоты. Этот ковчег является, помимо своих главных достоинств, и уникальным источником по истории русской дипломатии петровской эпохи.

     3 июля 1700 года "в праздник перенесения  честных мощей Святителя Филиппа,  митрополита Московского и всея  Руси чудотворца", состоялся обмен  мирными статьями. Затянувшиеся  многомесячные переговоры закончились  благоприятно для России. Они  явились, на заре XVIII столетия, началом  ослабления Османской Империи,  и уже к концу века Россия  прочно утверждается на Черноморском  побережье.

     7 июля гонцы выехали из Константинополя  и только через месяц, 8 августа,  привезли долгожданную весть  о подписании мира с Портой  в русскую столицу. А на следующий  день Пётр объявляет войну  Швеции. Так началась Северная  война.

     Тем временем русские посланники, после  заключения договора, делают визиты послам: английскому, голландскому, венецианскому, цесарскому, польскому и другим. На этих встречах Украинцев ведёт  себя рассудительно, осторожно, с достоинством, как и подобает послу великой  державы. Он проявляет большую осведомленность  в делах иностранных государств. Перед отъездом посланники посещают патриархов Константинопольского и  Иерусалимского, благодарят их за святые молитвы и просят благословения  на дорогу.

     Они добились себе аудиенции у султана, попрощались с вельможами турецкого  двора и "воздав Господу Богу благодарение и соверша молебное пение, убрався по посольскому обычаю, поехали из Константинополя в путь свой". Отбытие состоялось 2 августа. 15 ноября 1700 года Украинцев передаёт в Посольский приказ привезённые им документы: султанову грамоту и визирев лист к царю, подлинный экземпляр мирного договора и список с него на латинском языке.

     За  заключение выгодного для России мира на 30 лет Емельян Игнатьевич был пожалован думным советником, а в 1702 году получает в вотчину Жерновскую дворцовую волость в Каширском уезде.

     В 1702-1706 годах управляет Провиантским приказом. В 1707-1708 годах Украинцев  в качестве министра приводит к присяге  польских коронных гетманов на верность союзу с Россией. 24 июня 1708 года из Польши едет в Венгрию к князю  Ракоци для примирения его с цесарем.

     Восьмого  августа 1708 года состоялась аудиенция  Украинцева в Агрии у князя Ракоци. Двенадцатого сентября, вероятно, в том же месте, где велись переговоры, Емельян Игнатьевич скончался. Там же и был похоронен.  

     Заключение

            Емельян Игнатьевич Украинце – Думный Дьяк Посольской Канцелярии, тайный Советник и Канцлер, Наместник Каргопольский и Чрезвычайный Посол при Оттоманской Порте, вырос среди государственных дел, уже давно был Послом при Голландских Штатах и оставил повсюду следы выдающегося благоразумия. Ведя дела счастливо и похвально, он прославился своею мудростью, которая вызвала зависть соперников. Некоторые порочные клеветники часто подвергали жизнь его опасности пред Государем, но по милости Неба он ускользал от их козней и, доказав правоту своих поступков, примирялся с Государем, ненависть которого была вызвана соперниками Украинцева.

     Он прошёл все ступени приказной системы: от первой до самой высшей, от подьячего до думного советника и Главы многих приказов (министерств) Московского государства. Емельян Игнатьевич был послом во многих государствах мира, побывал и познакомился со странами как Запада, Севера, так и Востока. Ему давались сложные и ответственные поручения. Триумфом его дипломатической деятельности явилось подписание в 1700 году мира с Османской Империей.

     Многолетний опыт службы, приумноженный личными  качествами, такими как трудолюбие и целеустремлённость, ум и хорошая  память, умение верно оценить собеседника  сделали его выдающимся политиком  и дипломатом, который мог общаться с разными людьми, находить выход  из безвыходных ситуаций. Государственные  интересы он считал своими личными. В отличие от будущих министров-иностранцев Украинцев был верующим русским человеком, болевшим за интересы православных даже вне России. Емельян Игнатьевич считал Православие важным фактором государственной политики – как внутренней, так и внешней. Он видел в нём славу России как Православной державы.

Список  использованных источников 
 

1. Богословский  М.М.. Петр I. Материалы для биографии:  в 5 томах. Т. 5. Посольство Е.И.  Украинцева в Константинополь.1699 –1700. – М.: Центрполиграф, 2007.– 335 с. 
 

2. Общий  гербовник дворянских родов Всероссийской  Империи, начатый в 1797 году / Часть  6 . – СПб., 1801.  
 

3. Шокарев С.Ю., 2008. Тайны российской аристократии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 374 с.

Информация о работе Жизнь и деятельность Е.И. Украинцева